Перспективное планирование по развитию речи
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Перспективное планирование по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_rechevoe_razvitie.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование «Развитие речи» подготовительная группа

Тема занятия                                                                                                                  

Программные задачи            

Материал

Используемая литература

1.

Пересказ сказки «Лиса и козел»

Задачи:

- связная речь: закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;

- словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;

- звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму

Картинки с изображением лисы.

(О.С.Ушакова1, стр. 133)

2.

Составление рассказа по картине «В школу»

 

Задачи:

- связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;

- словарь и грамматика: активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; тренировать в дифференциации звуков [с] и [ш]; развивать интонационную выразительность речи.

Картина «В школу»

(О.С.Ушакова 2, стр. 135)

3.

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Задачи:

- связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений;

- словарь и грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам;

- звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

 (О.С.Ушакова 3, стр. 137)

4.

 Составление текста-рассуждения

Задачи:

- связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений;

- словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.

Картинка с зайцем (зайцами).

(О.С.Ушакова 4, стр. 139)

5.

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Задачи:

- связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно;

- словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам;

- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] и [ж], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

(О.С.Ушакова 5, стр. 141)

6.

Составление рассказа по картинам из серии «Домашние животные»

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений;

- словарь и грамматика: учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать;

- звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса.

Картины из серии «Домашние животные» («Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Свинья с поросенком»).

(О.С.Ушакова 6, стр. 143)

7.

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Задачи:

- связная речь: учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название;

- словарь и грамматика: учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам;

- звуковая культура речи: развивать чувства ритма и рифмы.

На первой картине – девочка с корзинкой, на второй – она встречает ежей, на третьей – ежи помогают девочке собирать грибы.

(О.С.Ушакова 7, стр. 145)

8.

Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду»

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет;

- словарь и грамматика: учить образованию формы родительного падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании;

- звуковая культура речи: учить дифференциации звуков [ц] и [ч'], отрабатывать четкую дикцию.

Картинки – заяц, волк, белка, кролик, галка.

(О.С.Ушакова 8, стр. 147)

9.

Составление текста-поздравления

Задачи:

- связная речь: учить составлять текст-поздравление;

- звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Игрушки – музыкальные инструменты: барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки.

(О.С.Ушакова 9, стр. 150)

10.

Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Задачи:

- связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

- словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;

- звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.

(О.С.Ушакова 10, стр. 153)

11.

Сочинение сказки на тему «День рождения зайца»

Задачи:

- связная речь: учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности;

- словарь и грамматика: учить образованию формы винительного падежа множественного числа существительных;

- звуковая культура речи: учить отчетливому произнесению потешек, различению ритма, темпа речи и силы голоса.

Фишки (или флажки, или колечки от пирамидки).

(О.С.Ушакова 11, стр. 155)

12.

Составление рассказа с использованием антонимов

.

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ, использовать антонимы;

- словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления

Предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы.

(О.С.Ушакова 12 , стр. 157 )

13.

Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

Задачи:

- связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине. Соблюдая последовательность, точность и выразительность;

- словарь и грамматика: учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании;

- звуковая культура речи: развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса.

Картина «Лиса с лисятами»

(О.С.Ушакова 13, стр. 159)

14

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

 

Задачи:

- связная речь: учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства;

- словарь и грамматика: обратить внимание на то, как меняется смысл слов то употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу.  

(О.С.Ушакова 14 , стр. 161)

15.

Составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза»

 

Задачи:

- связная речь: учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения;

- словарь и грамматика: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова;

- звуковая культура речи: учить правильному произношению звуков [с] - [с'], [з] - [з'], дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками, изменять силу голоса, темп речи.

Картины «Не боимся мы мороза» «Саша и снеговик»(14,рис.3,8)

(О.С.Ушакова 15 , стр. 163)

16.

Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»

Задачи:

- связная речь: учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композиция рассказа;

- словарь и грамматика: учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования;

- звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [в] и [ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками [в] и [ф].

Игрушки – лисенок, щенок.

(О.С.Ушакова 16 , стр. 165)

17.

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Задачи:

- связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;

- словарь и грамматика: учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия.

(О.С.Ушакова 17 , стр. 168)

18.

Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»

Задачи:

- связная речь: учить развивать предложенный сюжет;

- словарь и грамматика: активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах;

- звуковая культура речи:  учить дифференцированию звуков [ш] и [ж]; использованию вопросительной и повествовательной интонаций.

(О.С.Ушакова ,18 стр. 171)

19.

Сочинение сказки на предложенный сюжет

Задачи:

- связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет;

- словарь и грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

Картинки с изображениями мячей, игрушек, мебели, котят.

(О.С.Ушакова 19, стр. 173)

20.

Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке»

Задачи:

- связная речь: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности;

- словарь и грамматика: активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

(О.С.Ушакова 20 , стр. 175)

21.

Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин

Задачи:

- связная речь: учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки;

- словарь и грамматика: учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели;

- звуковая культура речи: подбирать слова и фразы, схожие по звучанию.

На первой картинке изображено: зайчонок прыгает с прыгалками, бельчонок ждет, волк выглядывает из-за кустов; на второй: волк выскакивает, зайчонок испуган, бельчонок карабкается на сосну; на третьей картинке: бельчонок кидает в волка шишками, зайчонок стоит испуганный, у волка на лбу вскакивает шишка; на четвертой: волк убегает, зверята радуются.

(О.С.Ушакова 21, стр. 178)

22.

Составление рассказа «Как Ежонок попал в беду» по серии сюжетных картинок

Задачи:

- связная речь: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения;

- словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

На первой картинке изображено: ежонок упал в яму, бельчонок, медвежонок и зайчонок стоят и смотрят в яму; на второй: бельчонок и медвежонок кидают в яму прутики и ветки, зайчонок стоит испуганный; на третьей картинке: ежонок выбрался, зайчонок угощает всех морковкой; на четвертой: зверята веселятся

(О.С.Ушакова 22, стр. 181)

23

Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картинок

Задачи:

- связная речь: учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями;

- словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам;

- звуковая культура речи: выполнять фонетические упражнения на изменение интонации.

На первой картинке изображено, как медвежонок Миша, Пушок (зайчонок), Рыжик (бельчонок) и мышонок идут гулять. На второй картинке – медвежонок полез на дерево, из дупла вылетел рой пчел, они кружатся около медведя, зверята прыгают в воду. На третьей: бельчонок, зайчонок и медвежонок в воде, пчелы улетают. На четвертой: медвежонок высунулся из воды и смотрит, как улетают пчелы, а зверята ждут, когда он вылезет. Друзья веселятся: прогнали пчел.

(О.С.Ушакова 23, стр. 183

О.С.Ушакова)

24

Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин

Задачи:

- связная речь: развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями;

- словарь и грамматика: подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам.

На первой картинке изображено, как Мише на день рождения идут ежонок, бельчонок, зайчонок; на второй – мышонок видит, как кот ворует пирожные из коробки; на третьей – медвежонок расстроен, зверята утешают его и кладут в коробку свои подарки; на четвертой – кота прогоняют, зверята веселятся.

(О.С.Ушакова 24, стр. 186)

25.

Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам

Задачи:

- связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность;

- словарь и грамматика: учить употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов;

- звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки н а слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи.

Картинки с разными животными (Тигр,жираф,слон,

волк,лиса); 6 икартин с изображениями животных и их детенышей

(13,рис 4,6,8; 15 ,рис.2,4)

(О.С.Ушакова, 25 , стр. 188)

26.

Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта

Задачи:

- связная речь: учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную;

- словарь и грамматика: познакомить со значениями слова игла;

- звуковая культура речи: учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова.

Картины “Ежи», «Лиса с лисятами»(13,рис.4,8)

(О.С.Ушакова 26, стр. 192)

27.

Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк»

Задачи:

- связная речь: учить  пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает);

- словарь и грамматика: активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы.

(О.С.Ушакова 27, стр. 193)

28.

Сочинение сказки на заданную тему

Задачи:

- связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра;

- словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование;

- звуковая культура речи: учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна»

(О.С.Ушакова 28, стр. 196)

29.

Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Задачи:

- связная речь: учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста;

- словарь и грамматика: активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц;

- звуковая культура речи: учить правильно произносить звуки [ш], [ж], [р], изменять силу голоса и темп речи.

(см.приложение 1,с.226)

(О.С.Ушакова 29, стр. 199)

30.

Описание пейзажной картины

Задачи:

- связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом;

- словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;

- звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

Репродукция картины «Весна. Большая вода» И. Левитана.

(О.С.Ушакова 30, стр. 200)

31.

Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»

Задачи:

- связная речь: учить составлять коллективный рассказ-описание;

- словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;

- звуковая культура речи: учить дифференцировать на слух в произношении звуки [р] - [р'], четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с [р] - [р']; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, деление слов на слоги, ударении.

Картина «Если бы мы были художниками» (24)

(О.С.Ушакова 31, стр. 203)

32.

Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

 

Задачи:

- связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от первого лица;

- словарь и грамматика: учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе;

- звуковая культура речи: давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса.

Рассказ «Золотой луг»

(См. Приложение 1, с.227)

(О.С.Ушакова 32, стр. 206)

33.

Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки»

Задачи:

- связная речи: учить составлять связный рассказ по картине;

- словарь и грамматика: давать задания на подбор определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков; активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов.

Картины «Лиса с лисятами» (13, рис.4,8), «Белка с бельчатами»(15,рис.3)

(О.С.Ушакова 33, стр. 208)

34.

Составление рассказа на тему «Веселое настроение»

Задачи:

- связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему;

- словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам.

(О.С.Ушакова 34, стр. 210)

35.

Составление рассказа на тему «Веселое настроение»

Задачи:

- связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему;

- словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам.

(О.С.Ушакова 34, стр. 210)

36.

Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему

Задачи:

- связная речь: учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии);

- словарь и грамматика: учить подбирать синонимы и антонимы, названия детенышей животных;

- звуковая культура речи: воспитывать интонационную выразительность речи.

(О.С.Ушакова 35, стр. 214)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Калндарно-тематическое планирование работы по развитию речи с детьми-логопатами средней группы детского сада...

Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе

Перспективное планирование по развитию речи...

Перспективное планирование по развитию речи с детьми 2-3 лет

Данный план поможет воспитателям, по недельно, организовывать работу с детьми 2-3 лет....

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе, проводится 1 раз в неделю по лексическим темам....

перспективное планирование по развитию речи

перспективное планирование по развитию речи второй группы раннего возраста...

Перспективное планирование по Развитию Речи во второй группе раннего развития по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"

Перспективное планирование по Развитию Речи во второй группе раннего развития по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"...