"Эксперименты для Винни- Пуха"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Речевое развитие детей  средствами экспериментально – исследовательской  деятельности в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty.docx93.52 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Ознакомление с понятием воздух через детское экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

- расширять знания о воздухе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас.

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха), а так же дать представление о том, что ветер – движение воздуха.

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.

- активизировать речь и обогащать словарь детей.

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

- развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, бережное отношение к окружающей среде.

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа:

- беседы о воздухе.

- знакомство с некоторыми свойствами воздуха в опытнической деятельности.

- наблюдение на прогулке за ветром.

- чтение художественной литературы «ветер - ветерок» О Дриз, «Дуют ветры в феврале» Я. Аким., «Видел я, как ветерок...» С.Маршак

- игры с воздушными шарами и бумажными самолетиками, веерами.

- проведение дыхательной гимнастики.

- изготовление корабликов с парусами, вееров.

- работа  по ОБЖ.

Словарная работа: юные экологи, лаборатория, опыты, прозрачный невидимый.

Оборудование и материалы:

Два  тазика с водой, воздушный шарик, веера (по количеству детей) силуэты чашек с бумажными полосками (по количеству детей), ёмкость с водой, камушки на тарелочках, несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (половинка апельсина, долька чеснока, лук), салфетки (на каждого ребенка), мягкая игрушка Винни – Пух, сундучок, маски (розовые, голубые, ширма, изображение солнца, тучки).

Ход НОД

1. Сюрпризный момент. Звонок в домофон. Приходит «Винни - Пух» (мягкая игрушка) с двумя шарами (один раздутый), а сам грустный.

Воспитатель: Здравствуй Винни – Пух а почему ты такой грустный? (Винни – Пух – взрослый человек за ширмой говорит).

Винни - Пух: Ребята, мне на день рождения Пятачок подарил два шарика, я с ним играл, было очень весело. И вдруг я увидел, что один шарик загрустил, стал совсем худой. Что с ним произошло?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и грустным?

Дети предлагают разные версии.

Вывод: шарик сдулся и в нем нет воздуха.

Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы шарик снова стал круглым и веселым?

Дети: Надо его надуть.

Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, когда мы его надуем?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Откуда же берется в шарике воздух?

Дети: Мы его выдыхаем.

Воспитатель: Чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берем его?

Дети предлагают свои варианты.

 Воспитатель: Правильно, воздух находится везде: в группе, у вас дома, на улице нас окружает. Мы им дышим, значит воздух есть внутри нас.

Схема: Воздух находится вокруг нас

Изображение 002

Воспитатель: Как в нас попадает воздух?

Дети: Через нос.

Воспитатель: Правильно, давайте мы с вами вдохнем воздух через нос и выдохнем через рот

2. Винни – Пух крутит головой, что – то хочет рассмотреть.

Воспитатель: Винни – Пух что ты ищешь?

Винни – Пух: Я хочу увидеть воздух

Воспитатель: Ребята, вы воздух видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит он какой?

Дети: Невидимый

Винни – Пух: А я так хотел увидеть воздух, как обидно.

Воспитатель: Ребята давайте попробуем решить эту проблему.

3. Опыт с шариком:        

Воспитатель надувает шарик и опускает отверстием вниз в тазик с водой и разожмет пальчики (дети наблюдают).

Воспитатель: Что появилось в воде

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Откуда они берутся?

Дети: Из шарика выходит воздух.

Воспитатель: Ребята, а почему пузырьки воздуха поднимаются вверх, а не опускаются на дно тазика?

Ответы детей.

Вывод: воздух легкий, он легче воды и поэтому пузырьки воздуха отстаются на поверхности воды.

4.Опыт с камушками.

Дети берет камушки и бросают в тазик с водой.

Воспитатель: Что вы видите?

Ответы детей.

Вывод: Правильно, камушки тяжелее воды и они утонут. Воздух легкий и пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Винни – Пух: Как же это интересно. А можно воздух ощутить?

5. Опыт с веерами.

(Дети машут веерами на себя и друг на друга).

Воспитатель машет на Винни - Пуха

Воспитатель: Что вы ощущаете?

Дети: Ветер.

Воспитатель: Какой ветер у вас получается (теплый, холодный)

Воспитатель:. что такое ветер?

Ответы детей.

Воспитатель: Ветер – это движение воздуха. Воздух не стоит на месте, он движется. Двигаться он может по -  разному.

Медленно – и тогда появится тихий ветерок, быстро – появится сильный ветер и даже ураган.

Запись: шум ветра (слабый, сильный, ураган)

Схема:

j0149407

Игра «Угостим медвежонка чаем»

Дети берут силуэты чашек с вырезанными полосками на верху полосками бумаги.

Дети дуют тихо, сильно на полоски.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: ветер.

Воспитатель: Какой ветер у вас получился?   (тихий,сильный).

6. Вопросы:

- Сильный ветер – это хорошо или плохо?

- Почему?

- Слабый ветер – это хорошо или плохо?

- Почему?

- Холодный ветер – это хорошо или плохо?

- Почему?

Воспитатель: без ветра в природе и птицы не могли летать, исчезли бы некоторые растения, семена которых разносит ветер.

Воспитатель: А что заставляет воздух нагреваться в природе?

Дети: Солнце.

Воспитатель: С неба  смотри Солнце миллион лет льет на землю солнце и тепло и свет.

Воспитатель: У меня есть волшебный сундучок. Хотите узнать, что в нем находится?

Тогда давайте подуем на него сначала слабо, тихо, а потом сильно. Сундучок и открылся. (в нем лежат маски: теплый ветер – розовые, холодный - голубые) выбирайте кто каким воздухом хочет стать.

Игра «Солнышко и тучка»

Воспитатель показывает солнышко и говорит: выглянуло Солнышко и нагрело воздух (дети в розовых масках начинают двигаться врассыпную под музыку) стал воздух теплым – теплым, потом показывает тучку и говорит: выглянула тучка и остыл воздух, стал холодным(дети в голубых масках начинают двигаться врассыпную). Воспитатель показывает Солнышко и Тучку и говорит подул ветерок (дети берет друг друга за руки и водят хоровод, исполняя песню).

Я – задорный ветерок.

Пролетел я сто дорог

Мелькали села, города

И вот я прилетел сюда

Бывал я не в одном саду

Ведь я с ребятами дружу.

Винни – Пух нюхает воздух. А чем пахнет воздух? Я хочу знать.

Воспитатель: Скажите, ребята воздух имеет запах.

Дети: Нет.

Воспитатель: А мы сейчас проверим.

7. Опыт:  (баночки с продуктами)

В закрытых  баночках апельсин, чеснок, лук. Поочередно открываются баночки и даются детям понюхать.

Воспитатель: Что вы почувствовали? Какие запахи?

Дети: Пахнет чесноком, луком, апельсином.

Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Запах чеснока смешался с воздухом. Каким стал воздух? (чесночным, апельсиновым).

Вывод: Запахи продуктов и других веществ передаются по воздуху и мы их чувствуем.

Схема:

                        Изображение

Чтобы убрать запахи в комнате, что мы должны сделать?

Ответы детей: Надо открыть окна и проветрить помещение.

Воспитатель: Правильно в проветренной комнате легко дышится и крепко спится.

Воспитатель: Где полезно гулять?

Ответы детей.

Почему нельзя гулять возле автомобильной трассы?

Ответы детей.

Вывод: Всем  людям нужен чистый воздух?

А кому еще нужен воздух?

Схема:

          Изображение 001       

А что является главным насосом, который втягивает воздух у людей, животных, птиц.

Дети. Нос.

Игра «Кому   принадлежат носы?»

Воспитатель: Ребята, сегодня вы с Винни – Пухом многое узнали о воздухе. Узнали, что вокруг нас есть..... воздух.

Он какой?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы, правильно – воздух невидимый, легкий, движется, его можно ощутить, почувствовать.

- Ой, ребята, мы забыли про грустный шарик, который принес Винни – Пух, скажите мне пожалуйста, что надо сделать, чтобы шарик у Винни – Пуха стал круглым, упругим и веселым?

Дети: Надуть шарик воздухом.

Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает

Считалка (дети надувают шарик и отдают медвежонку).

Винни – Пух: спасибо ребята за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе, спасибо за мой шарик, теперь он стал снова веселым. А я вам дарю на память вот эти кораблики. Они отлично плавают в воде.

Ребята благодарят Винни – Пуха.

Воспитатель: Давайте, ребята отпустим кораблики в тазик с водой. Поплыли кораблики?

Дети: нет

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы они поплыли?

Дети: Подуть. Дети дуют.

Воспитатель: Вот и поплыли наши кораблики, скоро наступит весна и мы с вами возьмем кораблик на прогулку и будем пускать их по ручейкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Угости Винни-Пуха". Английский язык в ДОУ

 Идея проекта:Творчески оформленный рецепт простого, но оригинального блюда ко Дню Винни-Пуха.Участники: Воспитанники подготовительных к школе групп и их родители.Цель проекта:Стимулировать совместную...

Ритмическая гимнастика "В гостях у Винни Пуха"

Ритмическая гимнастика "В гостях у Винни Пуха"...

В ГОСТИ К ВИННИ-ПУХУ (подгрупповое коррекционное занятие в подготовительной группе)

Цель: Закреплять знания  детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели.Упражнять в прямом и обратном счете.Развивать логическое мышление....

Песенка Винни - Пуха

Занятие по математике в старшей группе....

В гости к Винни Пуху.

Досуг для младшего дошкольного возраста....

Сценарий дня рождения в семейном клубе "День рождения Винни - Пуха"

Праздник проводится 4 раза в год для именинников средних, старших и подготовительных групп (для детей, родившихся зимой, весной, летом или осенью) в рамках семейного клуба детского сада. На праздник о...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КЛУБ ДРУЗЕЙ ВИННИ-ПУХА» К ДНЮ РОЖДЕНИЯ ВИННИ-ПУХА

Материал может быть использован, как в качестве проектной деятельности по взаимодействию с родителями, так и как, наглядно-демонстрационный материал по образовательным областям : "речевое развити...