"Весна. Лес, деревья" занятие по обучению русскому языку в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сафина Римма Мухаматназиповна

Поддержание интереса детей к изучению русского языка, создание положительной эмоциональной атмосферы на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Весна. Лес, деревья.

Цель:

1.Обогащение активного словарного запаса детей новыми словами: кедр, хвойные, тенелюбивые, светолюбивые.

2.Усвоение в словарном порядке форм множественного числа существительных – листья, деревья.

3.Совершенствование умений понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами где? какой? что делают?

4. Совершенствование умений и навыков вести доступный возрасту детей разговор по-русски, используя ранее усвоенный словарный запас и грамматические конструкции.

5. Подвести к пониманию состояния растений от количества  солнечного света и тепла. Развивать умение разрешать противоречия.

6. Поддержание интереса детей к изучению русского языка, создание положительной эмоциональной атмосферы на занятиях.

Новые слова: кедр, хвойные, тенелюбивые, светолюбивые

Игры: «Здравствуйте», «Игровой массаж», «Корреспондент», «Часики»

Литература: С. М. Гаффарова «Изучаем русский язык», Л. Ф. Павленко «Экологическая сказка», карточки «Расскажите детям о деревьях».

Материал: большой кубик, 4 дорожки, настольный театр, ноутбук, экран, проектор, диск «Пой, танцуй, играй малыш!», кедровые шишки, кедровые семечки

Конспект занятия

1. Психологический настрой

Музыкальная игра « Здравствуйте» слова и музыка М. Картушиной

2.Вводно-организационный момент

Дети стоят полукругом и передают друг - другу приветствие:

- Привет, девочки, вы сегодня прекрасные!

- Спасибо, а вы мальчики добрые!

- Спасибо!

3. Мотивационно побудительный этап

Дети садятся, у них приготовленные  с родителями предметы.

Восп.: Дети, на этой неделе мы будем говорить про лес. И я вам заранее предложила приготовить с родителями что-нибудь про лес. Вот вижу,  что, все что-то приготовили. И я хочу вас послушать.

(Примерные ответы: « Я с мамой слепил из пластилина лес. В лесу есть разные деревья: елка, дуб, сосна. Есть цветы, грибы», «А я с папой учил стихотворение  про лес», «Я с сестрой нарисовал лес и диких зверей: зайчика, волка, ежика», « А мы с мамой учили пословицы»)

4. Актуализация

Восп: Спасибо дети, а других мы послушаем позже. Ребята, а что мы знаем про лес?

(Ответы детей: «Мы знаем, что лес большой, зеленый, дремучий», «В лесу живут дикие животные: заяц, медведь, лиса…», «В лесу растут деревья: береза, ель, сосна, дуб…», «А еще растут цветы, грибы,  ягоды, кусты»)

Восп: А, что бы вы хотели узнать про лес? Я вчера задала вам этот вопрос и вы ответили?

( Ответ детей: Я хочу узнать о дереве кедр, потому что люблю кедровые семечки, они очень вкусные)

- А, что бы вы хотели делать на занятии? (Играть в игру «Корреспондент», послушать сказку, играть музыкальные игры)

- И я постараюсь выполнить ваши просьбы. А теперь слушайте. Перед нами волшебные  тропинки, и нам надо выбрать одну. Для этого нам поможет вот этот кубик. Если кубик упадет вверх с одним кружочкам, то выберем первую тропинку, тропинка ведет к дереву кедр. Ну дальше посмотрим, куда приведут эти тропинки.

6. Восприятие и усвоение нового

ТСО – презентация «Кедр»

Восп: Кедр большое, могучее, сильное дерево. Кедр, как и ель и сосна хвойное дерево. У него на ветках не листья, иголки – хвоя, шишки. Вот вы видите  кедра, который растет в Сибири и в Гималаи. Кедр полезное дерево. Люди собирают его шишки, они делают большие молоточки из дерева и с этим молоточком стучат по дереву и шишки падают на землю. Потом собирают в мешочки. Эти шишки чистят на специальных машинах и получают маленькие кедровые орехи – семена. А орехи тоже чистят из скорлупы и получают вкусные семечки, которых мы с вами и попробуем в конце занятия. Из кедровых семечек получают полезное масло, а из самого дерева строят дома, бани. Такие дома, бани пахнут полезным для здоровья человека смолой. У Кедра течет из коры смола. И эту смолу люди собирают, чтобы делать лекарство. Из кедровых досок делают строительные материалы, деревянную посуду, сувениры, а из маленьких орешков бусы, из хвои для бани веники.  Вот такое полезное дерево кедр. Такое дерево бесценное и  такие леса, как и другие надо беречь. Ведь лес – это богатство.

Артикуляционная музыкальная гимнастика «Часики»

Восп: Теперь опять бросаем кубик, и у нас сколько кружочков? Это тропинка ведет к игре «Корреспондент». Один ребенок у нас будет корреспондентом. Он будет задавать вам вопросы, а вы будете отвечать.

Игра «Корреспондент»

К: Здравствуй, Адель!

- Здравствуйте!

К: Сколько тебе лет?

- Мне 4 года.

К: Где ты живешь?

- Я живу в деревне Большой Шинар.

К: Спасибо, Адель. Привет, Самат!

-Привет!

К: А ты где живешь?

 – Я живу в деревне Чулпыч.

К: На какой улице?

- На улице …, дом …

К: Спасибо! А ты, Булат, живешь в каком районе?

- Я живу в Сабинском районе?

К: В какой республике? Столица нашей республики?

- Я живу в республике Татарстан, город Казань.

К: Спасибо! Добрый день, Ранис!

- Добрый день!

К: Ранис, а ты в какой стране живешь? И как называется столица?

- Я живу в России,  и столица России Москва.

К: Спасибо! Добрый день! Как Вас зовут?

- Меня зовут Резеда Узбековна.

К: Где Вы живете? Как Ваше настроение? Спасибо.

Восп: Продолжаем бросать кубик. У нас третья тропинка. А там игровой массаж. Теперь выберите себе пару, с кем бы вы хотели играть.

7. Динамическая пауза – игровой музыкальный массаж.

Восп: У нас последняя тропинка. Куда ведет тропинка? Она ведет  к сказке «Как подружились сосна и ель». Слушайте внимательно! Я начинаю.

         Иду как-то я по лесу  и вдруг слышу, кто-то громко спорит: «Ах, как я устала от этого Солнца. Она так нещадно палит, что долго мне не выдержать. Иголки стали желтеть, сил все меньше и меньше. Когда же появится Тучка, чтобы хоть на какое-то время закрыло Солнце, и я смогла бы отдохнуть, - говорила пушистая елочка своей подружке сосне.

         - Нет, нет! Я с тобой совершенно не согласна! Только жаркое Солнце позволяет мне оставаться стройной, высокой. Каждая моя веточка тянется к ласковому солнышку. Солнце – это самое прекрасное, что есть на свете. Ведь благодаря ему все кругом цветет и зреет.

         Слушал, слушал я этот спор и никак не мог понять, кто прав. Ребята помогите мне в этом непростом споре. Солнечное тепло, свет – это хорошо или плохо?

(Ответы детей: «Да, солнечное тепло – это хорошо. Все растения любят тепло», «Нет, если все время жарко, то цветы, травы погибают», «Плохо, потому что в жаре у деревьев желтеют листья», «Солнце, свет – это хорошо. Только при тепле растут все  растения»)

            Итак, мы пришли к выводу, что солнечное тепло и свет необходимы, но только одним растениям его нужно больше, а другим мало. Растения, которые любят свет называем светолюбивыми, которые любят тень тенелюбивыми. Значит наша Елка какая? (тенелюбивая), а Сосна? (светолюбивая). Как вы думаете ребята, как поможет Сосна Елке?

(Ответы детей: « Попросила Сосна тучку закрыть солнышко, чтобы Елочка отдохнула», «Попросила Сосна Солнышко понемногу дать свои лучи»)

  А знаете, что сказала Солнышко?

- А, что будет с другими растениями, ведь они не смогут расти. Будут слабыми, некрасивыми.

      Тогда Елочка сказала: «Я знаю что делать. Мы же с тобой друзья, вот и буду расти под твоей тенью. Здесь солнца гораздо меньше, и я буду чувствовать себя отлично. Буду веселой, зеленой, здоровой.

       Так и решили. Вот с тех пор все тенелюбивые растения растут под другими деревьями, а травы, грибы, ягоды растут еще ниже. И всем места хватает, все довольны.

        Вот какая интересная у нас с вами сказка получилась. А какими словами закончим сказку?

(Ответы детей: «Жили дружно, счастливо»)

8. Рефлексия

Восп: « Дети, что вы нового узнали на занятии? Что вам особенно понравилось? Еще о чем бы хотели узнать?  Спасибо всем, а сейчас я вас угощу кедровыми семечками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка. Конспект интегрированного занятия по русскому языку в подготовительной к школе группе на тему "Обувь"

Данный конспект интегрированного занятия по русскому языку в подготовительной к школе группе на тему "Обувь" очень полезен для педагогов....

"В гостях у осени", конспект образовательной деятельности по обучению русскому языку в подготовительной к школе группе

Образовательная деятельность по обучению русскому языку татароязычных детей на осеннюю тематику. мАТЕРИАЛ БУДЕТ ПОЛЕЗЕН ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ...

Открытое занятие по русскому языку в подготовительной к школе группе на тему: "Мы занимаемся"

Конспект открытого занятия по русскому языку в подготовительной к школе группы на тему: "Мы занимаемся"...

Интегрированная деятельность по русскому языку в подготовительной к школе группе по теме: «Старичок-Лесовичок проверяет знания»

Интегрированная деятельность по русскому языку в подготовительной к школе группе по теме:  «Старичок-Лесовичок проверяет знания»...

Конспект занятия по русскому языку в подготовительной к школе группе. Тема: «Ранняя весна. Первые цветы».

Цель: Закрепить знания детей о весне, уточнить и расширить представления о подснежниках....