Консультация:нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по развитию речи.
консультация по развитию речи по теме

Имарова Анна Ивановна

Из опыта работы по речевому развитию детей и патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с детьми по ознакомлению с Родиной на занятиях по развитию речи.

Сложные и большие изменения в нашей стране происходят за последние годы. Меняются и переосмысливаются события, взгляды, убеждения, возникают новые замыслы, становятся новые задачи во многих сферах политической, экономической, духовной жизни страны. Но не проходящим, независящим от времени остаются вопросы воспитания нового, подрастающего поколения нравственно и физически здорового. Поэтому необходимо формировать у подрастающего поколения гражданскую позицию по отношению к Российскому государству, обеспечить воспроизведение лучших культурно-исторических традиций, способов и форм российской жизни и деятельности, это касается выращивания нравственно и физически здоровых поколений.

Патриотическое воспитание надо начинать как можно раньше, ибо чувство Родины не рождается само по себе, оно формируется всем укладом жизни и главное, благодаря целенаправленному воспитанию. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу. В том, что нас окружает, есть особая притягательная сила. Проходят годы, человек взрослеет, возможно, покидает родные места, но глубокая привязанность, любовь ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое, остается на всю жизнь. Родина! Она есть у каждого человека, где бы он ни жил в данную минуту. Для наших дошколят - это Москва - наш прекрасный, славный город. Необходимо рассказывать детям об их родном городе, пытаться пробудить к жизни первые ростки патриотизма, чувства гордости званием москвича. Ребенок стоит на пороге большого мира. Как он войдет в этот мир, с какими чувствами и мыслями переступит этот порог во многом зависит от нас, взрослых. Осуществляя работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям, педагог, сам должен обладать суммой знаний о Москве, исторических памятниках, местах, связанных с историческими событиями, преобразованием города, о лучших людях, которыми гордится народ. Любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, родной город, каким трудом там заняты люди, какова его природа - все это взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги, так как основной источник впечатлений дошкольников - их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Знание детьми доступного им краеведческого материала будет основой понимания ими своеобразия других далеких краев и областей.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен   сам   хорошо   знать   его,    он   должен   продумать,    что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно для данной местности, данного края, города. Но нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особым ни был родной край или город, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

  • в родном краю могут жить люди разных национальностей,
  • здесь,  как и по всей стране,  берегут и охраняют природу,
  • всех людей объединяет любовь к своей Родине.

Детям необходимо дать некоторые первоначальные сведения из географии,  экономики,  истории страны.

В соответствии с программой и учетом местных условий педагог планирует познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, по определенной системе. Наиболее целесообразно планировать материал по темам. Темы могут быть различными по объему познавательного материала, по сложности его и, следовательно, по длительности изучения. Как правило, занятия и разнообразная деятельность детей по каждой теме планируется несколько раз в год, но в какой-то промежуток времени определенная тема разрабатывается особенно широко. Обычно это бывает связано с главными жизненными событиями, со знаменательными датами, например: двухсотлетие со дня рождения А.С. Пушкина.

Работа   по   каждой   теме   включает   занятия,   игры,   труд, свободную деятельность,  по некоторым темам - праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, а также, что чрезвычайно важно, способствует воспитанию чувств. Взаимосвязь и своеобразие, взаимопроникновение материала разных тем помогает формировать представления детей в довольно короткие строки. Патриотическое воспитание дошкольников, и, прежде всего пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществлять при комплексном подходе к решению этой проблемы.

Патриотическое    воспитание    включает    в    себя    решение задач не только нравственного,  но и трудового,  умственного, эстетического,    а   также   физического   воспитания. Отбор   и систематизация определенных знаний  проводится       в соответствии    с    задачами    воспитания,  а также с учетом умственных способностей     дошкольников:   принимаются     во внимание характер   их   мнения,    способность к обобщению, анализу,    то    есть    уровень умственного    развития    ребенка служит   своеобразной   предпосылкой   и   необходимым   условием воспитания   патриотических   чувств.   В   процессе   воспитания, ознакомления  детей    с  необходимым материалом создаются благоприятные условия    для    их    дальнейшего    умственного развития: детям   предлагается    анализировать,    сравнивать, обобщать   то,   что  они  видят  в  окружающей жизни,   или  то,   о чем расскажет или прочтет воспитатель. Воспитатель должен так организовать сообщение детям знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у них познавательную активность, развивать любознательность. Наблюдение окружающей жизни и усвоение знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка.

В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогает яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться. Искусство помогает детям воспринимать то, чего они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по новому представить то, что им хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства. Взрослые учат детей видеть красоту окружающей природы. Прогулка в лес, в поле, к реке предполагает решение комплекса задач: познавательной, эстетической, нравственной. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников
связана и с их физическим воспитанием. Комплексный подход к
воспитанию у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса. Комплексный подход - также взаимосвязь различных средств и методов воспитания. В работе по патриотическому воспитанию дошкольников важнейшим средством педагогического воздействия является организованное воспитателем наблюдение действительности. Окружающая жизнь дает реальную возможность показать детям красоту родного края, родного города. Ведя работу по патриотическому воспитанию необходимо сочетать наблюдение с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Искусство шире откроет ребенку окно в мир, поможет сделать необходимые обобщения, будет способствовать пробуждению чувств.

Патриотическое воспитание осуществляется на занятиях, в играх, трудовой деятельности. На занятиях очень важна эмоциональная атмосфера в воспитании чувств детей. Многое   зависит   от того,  как педагог прочитает рассказ,  стихи,  какими словами, с   какой   интонацией   расскажет   о   героях   войны,    о   первом космонавте,    о городе или селе,    в    котором   они   живут. Искренность   чувств взрослого   непременно   передается и его воспитанникам.   Одним  из   главных   факторов   патриотического воспитания   является   приобщение   к   трудовой   деятельности. Любовь   к   Родине   становится   настоящим   глубоким   чувством, когда  она  выражается не  только  в  словах,   знаниях,   но  и  в желании, в потребности трудиться на ее благо, бережно относиться к ее богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания будущего гражданина. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Следует воспитывать у детей и бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Специальные беседы с детьми, чтение художественной литературы помогут осознать детям необходимость бережного отношения к результатам человеческого труда, к природным богатствам страны. При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст детей, их психологические особенности и возможности. При ознакомлении с родным городом целесообразно провести целевые прогулки, которые будут интересны и полезны детям всех возрастов. Целевая прогулка - целесообразная форма непосредственного знакомства детей с природой родного края. При ознакомлении дошкольников с социальным окружением обязательна тема о народном творчестве. Работа по формированию патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость включения семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется наличием особых педагогических возможностей, которые создают благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность. Родители - не только помощники детского учреждения, а равноправные участники формирования детской личности. Приступая к работе с семьей по вопросам воспитания основ патриотических чувств, воспитатели планируют ознакомить родителей с работой детского сада по данному вопросу, провести поэтапное совместное обсуждение хода и результатов работы. Педагог подчеркивает, что в основе формирования гражданских чувств лежит осознание понятия *человек-гражданин", восхищение его любовью к Родине. Этому способствуют беседы с родителями, рассказы взрослых о Родине. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка по родному городу, парку, лесу может стать средством формирования возвышенных чувств. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и всей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. В работе с семьей по теме «родная природа» целесообразно использовать домашние задания, например изготовление из природного материала поделок для выставки, так как одно из проявлений патриотизма - любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание приумножать природные богатства.

'Потребность в красивом, - говорил В.А.Сухомлинский, утверждает моральную красоту... Зло и подлинная красота несовместимы...". [1]

Знакомя дошкольников, с каким либо народом, необходимо дать детям элементарные географические сведения, познакомить с литературой, художественным творчеством, музыкой, изобразительным искусством народа, республики, провести некоторые национальные игры, дать попробовать национальные блюда,  рассказать о традициях этого народа.

Правильно организованная в соответствии с перечисленным выше работа по патриотическому воспитанию дошкольников при условии использования краеведческого материала, художественной литературы, произведений искусства общение между детьми, включая их в разнообразную деятельность позволят сформировать у детей высокие нравственные качества!

Мною начата работа с младшей группы. На первом этапе я поставила следующую задачу: развивать способности устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям. Так, во время проведения с малышами занятия '"Моя семья" мною запланированы такие программные задачи: закрепить у детей представление о своей семье, способствовать формированию понятия "семья", развивать воображение, умение отвечать на вопрос целой фразой, вызывать у детей положительные эмоции при рассматривании семейных фотографий в процессе рассматривания. Во время занятия на тему 'Мой дом" мною уточнены представления о своей квартире - количество комнат, их назначение. Я учила словесно составлять план своей квартиры. Особенно детям понравилась игра 'Путешествие в гости", потому что играть в эту игру воспитатель приглашает детей в сою квартиру.

На втором этапе мною развито умение детей расчленять обобщенное понятие на составные части, а также обобщать в одно понятие предметы и явления, формировать логическое мышление, используя ближайшее окружение.

Так на занятии 'Наша группа" я уточнила представление детей о посещаемой ими группы детского сада: какие имеются помещения, их назначение. Предложила дать группе название или придумать отличительный знак (эмблему). Затем на занятии "Наш детский сад" мы закрепили представление о здании детского сада, о помещениях (много и одно) и их назначении. На занятии мы учились составлять словесный план здания. Я старалась воспитывать положительное отношение к детскому саду,  окружающему коллективу детей и взрослых.

На третьем этапе мною поставлены следующие задачи: сформировать у детей понятие "город", как обобщающего, включающего  в   себя множество  других  понятий  и  явлений  на основе уже сложившихся у детей понятий и логических цепочек(я, мое, имя, я, мама, папа и другие - моя семья,  мой дом, дом    моего    друга,     моя    улица),   создавать определенную информационную    среду,   просмотра иллюстраций, картинок, проведения бесед, сообщения определенных конкретных знаний.

На   таком  занятии  как  "Вот   эта  улица,   вот   этот   дом" закрепляются   представления   детей   о   доме,   в   котором   они живут,     подготавливается сознание    детей    к    формированию понятия   "улица"    как   одной   из   условных   единиц   большого города.   На  занятии "город,   в  котором я живу"   закрепляются понятия детей о городе.

Дети   знакомятся с достопримечательностями Москвы. В понятии детей формируется смысл слов "москвич и москвичка".

В   средней   группе   мною   проведено   знакомство   детей   с микрорайоном,  где они живут. Мы составили схему микрорайона, закрепили  с  детьми название микрорайона,   главной улицы.   Я рассказывала   детям,    что   давным-давно   недалеко   от   Москвы построили   небольшую   деревню   и   назвали   ее   Переделкино.  

В этой   деревне   жили   и   сейчас   живут   некоторые    писатели, артисты,     художники.    Одного из    писателей    звали    Корней Чуковский.   Предложила  детям вспомнить   его  произведения.

Я рассказала детям, что и сейчас в этой деревне есть музей К. Чуковского, а   недалеко   от   этой   деревни   решили   построить новый район Москвы и назвали его Ново-Переделкино.  Здесь мы и живем.

Детям средней группы мною много рассказано о Москве, городе, в котором мы живем. На таком занятии как "Имена московских улиц" я старалась дать детям более глубокое представление о жизни древнего города, познакомила с происхождением названия города и многих московских улиц. Я рассказала детям о том, что многие из них сохранили до наших дней воспоминание о том, что здесь раньше была слобода (район ремесленников). Например: "Кузнецкий мост", "Гончарный переулок", "Пушечная улица", "Хлебный переулок".

На занятии "Прогулка по Кремлю" дети ознакомились с многочисленными памятниками русской культуры.

В старшей группе детям было дано понятие - что такое город, рассказано, откуда появилось слово Москва, что так называется не только сам город, но и река, на которой он стоит. Я рассказала о назначении этой реки, ее использовании.

Дети узнали, что в нашем районе тоже есть река, называется она Немчиновка, была проведена интересная экскурсия к ней. В процессе занятий дети много узнали о назначении рек для жизни животных и растений, больших городов и рабочих поселков.

На одном из занятий дети ознакомились с символикой города - гербом Москвы. Мы рассмотрели изображение на гербе Москвы Георгия Победоносца. Мною было дано пояснение символики герба.

Начиная со старшей группы, дети более тесно соприкоснулись с народными промыслами России. Я познакомила детей с искусством хохломы, рассказала о возникновении данного промысла, его широком применении, показала детям различные предметы,  посуду расписанные хохломскими узорами.

Мною был проведен ряд занятий по данной теме, в том числе комплексное занятие, - на котором дети не только знакомились с этим промыслом, но и учились сами расписывать различные предметы  (доски,  ковши,  ложки).

Много занятий в работе с детьми посвящено творчеству С. Есенина. На одном из занятий я рассказала детым о жизни С. Есенина, познакомила с родиной поэта, где он родился и вырос, показала иллюстрацию села Константинове. На занятии использовались иллюстрации с изображением природы центральной России, которую поэт так нежно воспевал в своих стихах. На следующих этапах я ознакомила детей непосредственно с творчеством С. Есенина. Мы слушали его стихи и песни, написанные на его стихи. Цель такой работы -вызвать у детей живой интерес к русской поэзии, желание запоминать и читать стихи о России.

В старшей группе дети познакомились с творчеством еще одного великого русского поэта А.С.Пушкина. Дети узнали о быте тех времен, о детстве Александра Сергеевича, его любимой няне Арине Родионовне, которая привила Пушкину любовь к русской сказке, научила видеть красоту русского быта и речи. Дети познакомились со многими произведениями А.С.Пушкина. Дети читали отрывки из таких сказок как:"Сказка о царе Салтане", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Сказка о золотом петушке". Был организован просмотр сказки в театре детского сада "О попе и работнике его Балде". Силами детей, под руководством воспитателей и родителей на сцене нашего театра с успехом прошла премьера сказки "О царе Салтане".

Продолжая знакомить детей с родиной, я старалась показать, как велика наша Россия, как богата она традициями и талантами. На таком занятии как "Путешествие по России" дети получили представление о севере и юге нашей Родины. Пытаясь развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, я познакомила детей с географической картой. Рассматривая карту севера России, объяснила, что такое тундра, рассказала о погодных условиях, о том, что зима там тянется очень долго, а на весну, лето и осень остается только два месяца, объяснила, что такое северное сияние. Дети ознакомились с миром животных и птиц севера, усвоили понятия, почему животные на севере не мерзнут даже в лютую стужу (так как имеют большой запас жира и теплый мех). На протяжении всех занятий использовался богатый иллюстративный материал, слайды, стихи, поговорки. Следующий этап - это знакомство с югом России, где детям также   было   рассказано   о   растительном  и  животном  мире,   о короткой зиме и длинном лете, откуда был сделан вывод, почему урожай там можно снимать два раза в год.

При рассматривании географической карты, дети убедились, как велика протяженность России с севера на юг, с востока на запад. А сердцем этой огромной Родины является город Москва.

Москве был посвящен ряд занятий. На одном из них дети закрепили знания о московском метро: ежедневно метро перевозит очень много народа, спешащего из одного района в другой, о красоте станций метро, о работниках метрополитена. Но путешествовать в метро можно только по Москве, а чтобы попасть в другой город России, нужно купить билет на поезд или самолет. Дети приобретали игрушечные билеты и отправлялись в путешествие в город Городец, который стоит на берегу великой русской реки Волги. Путешествуя по Городцу дети побывали у "городецких мастеров". Они внимательно рассмотрели игрушки этого народного промысла, полюбовались талантом художников, элементами росписи.

Продолжая свое волшебное "путешествие" по Волге, они остановились в городе Тольятти, где выпускают автомобили "Жигули", побывали в городе Нижний Новгород, где есть автомобильный завод, выпускающий автомобиль "Волга", в городе Ульяновске, где делают вездеходы и суда для крупных рек ("Ракета", "Метеор"). Много было рассказано детям о Волге: какая водится рыба, какие птицы гнездятся в дельте Волги. Дети познакомились с иллюстрациями и фотографиями прекрасного цветка лотос, который можно увидеть в устье Волги. Теперь дети знают, почему Волгу называют "рекой-красавицей" и "рекой-кормилицей".

В подготовительной группе мною была продолжена работа по закреплению у детей знаний о нашем городе, его достопримечательностях, традициях и культуре. Свои знания и впечатления, воспоминания о путешествии по столице дети отразили в рисунках, поделках. Совместными усилиями была подготовлена выставка на тему "Мой любимый город". Посещая выставочный зал нашего детского сада, дети делились впечатлениями о Москве, объясняли пословицы: "Нет ничего краше, чем Родина наша", "Москва - всем городам мать", "Москва - золотые маковки", "Кто в Москве не бывал красоты не видал".

Планируя серию занятий "Наш край" мы совершим экскурсию в ближайший лес, послушаем пение птиц, рассмотрим деревья смешанного леса, что бы дать понять детям, что природа средней полосы значительно отличается от природы севера. На севере нет такой густой и зеленой травы, а земля покрыта мхом и лишайником, которым питаются северные олени. Мы продолжим знакомство с народами севера, их бытом, о том, что там живут чукчи, ненцы, эскимосы, живут в специальных домах - чумах, занимаются охотой и рыбалкой. Я прочту детям книгу писателя Б.Сладкова "Разноцветная земля".

Намечено продолжение работы по знакомству детей с Волгой. Дети узнают, где берет она свое начало, узнают о назначении воды для жизни всего живого на Земле. Я расскажу детям, как Волга вырабатывает электрический ток для страны, показав открытки и фотографии гидроэлектростанций городов России. Дети узнают, что по берегам Волги лежат большие черные трубы - в них газ и нефть.

В подготовительной группе дети познакомятся с народами, которые живут на берегах Волги, это: русские, татары, чуваши, удмурты, мордва, марийцы. Дети уже побывали "в гостях" в Мордовии.

Многое предстоит узнать детям о городе-герое Волгограде, о его памятниках защитникам Волгограда, о мирной жизни этого славного города на Волге.

Дети знаю, что Москва тоже город-герой, и в ней тоже много памятников героям Великой Отечественной войны: поклонная гора, вечный огонь у Кремлевской стены, памятник маршалу Жукову на Манежной площади. Многие из детей вместе с родителями уже посетили эти места. Мы продолжаем вместе с детьми знакомиться с многовековой историей нашей страны, ее символикой. Все это требует объяснения.

Путешествую по Москве, дети побывали на Гагаринской площади, где стоит памятник первому космонавту Ю.А.Гагарину, совершившему свой исторический полет. В день космонавтики дети продолжат знакомство с жизнью этого замечательного человека, с другими космонавтами, с работой в космосе.

В этом году весь народ отмечал 200 лет со дня рождения А.С.Пушкина. С младшей группы наши дети знают имя этого замечательного поэта, о том, что он воспитан на русском фольклоре, на традициях русского народа. Ежегодно, в день его рождения организуются выставки его произведений, детских рисунков по сказкам, викторины. В этом году дети вместе с родителями устроили выставку, посвященную творчеству Пушкина, и приняли участие в музыкально-театрализованном представлении "Лукоморье".

В настоящее время мною продолжается работа по теме "Родина", знакомству детей с русскими обычаями, традициями, писателями, природой родного края.

В русских людях всегда ценились их внутренние качества: любовь к ближнему, сострадание, доброта, трудолюбие, гостеприимство - все это хочется видеть и в наших детях, поэтому вопросы нравственно-патриотического воспитания детей для меня актуальны, поэтому я стараюсь привить детям любовь к русскому быту, фольклору, старинным обычаям, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему русскому - вещам,  традициям,  обычаям,  культуре!


[1] Сухомлинский В. А. "Сердце отдаю детям" стр. 168


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование целостной картины мира у дошкольников. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Капли с крыши – дзинь - дзинь».

Формирование целостной картины мира у дошкольников. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Капли с крыши – дзинь - дзинь».       Коррекционно-...

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родин...

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"...

Комплексное планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению заикания у старших дошкольников на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

Цель: Воспитание сопряженной речи, торможение патологических процессов. I этап:  Создание охранительного режима.II этап: Воспитание шепотной речи.III этап: Воспитание сопряженной речи....

Презентация «Развитие речи дошкольников на занятиях по развитию речи; изобразительной деятельности; математике»

В презентации освещены задачи речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, показано каким образом эти задачи решаются во всех образовательных областях, подробно рассказано о решении задач ...