"Речевая культура речи. Знакомство со звуком Ж "
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Костарнова Наталья Николаевна

Конспект занятия по развитию речи " В гости к ежику" (средняя группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Тема: «Звуковая культура речи. Звук Ж».

Цель: развитие звуковой культуры речи,

Задачи:

Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж;

Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонетический слух: определять на слух присутствие в словах звука ж; упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по мнемотаблице.

Воспитательная: воспитывать партнёрские отношения во время игр; отзывчивость и доброжелательность.

Предварительная работа с детьми:   д/и «Доскажи словечко»; «Угадай сколько слогов»; «Узнай по описанию».

Взаимодействие с родителями: чтение произведений о животных; настольные игры «Кто, где живёт?»; «Найди детёныша»; рассматривание иллюстраций об обитателях леса.

Материал: ежи – 3 шт.; зайчик, белка, яблоня. Медведь, листья. мнемотаблица. Мешок с морковью, яблоком. Капустой и грибом, куст, малинник; карточки с изображением жука, жирафа, собаки, и др.

Ход занятия:

Дети здороваются с гостями.

Стук в дверь.

В.: -Ой, ребятки, кто-то ещё к нам спешит…А кто – догадайтесь…

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала

Потом вдруг убежала?

Ответы детей.

В.: Правильно ёжик. Послушайте внимательно, как я произнесу это слово и скажите какой звук вы услышали? (Воспитатель произносит слово с ударением на звук «ж»)

Ответы детей.

В.: Правильно, дети, звук Ж. Давайте положим ладошку на горлышко и попробуем его спеть…Чувствуете, как вибрирует горло.

Артикуляционная гимнастика:

В. :Давайте поиграем с язычком. Положите язык на нижнюю губу, а теперь тихонечко спрячьте за верхними зубками. (2 раза). А теперь растянем губы и пожужжим , как пчёлки.

А теперь давайте произнесём…

Жа, жа.жа – есть иголки у ежа;

Жи,жи, жи, но не шьют, увы ежи.

Жу,жу, жу… Нитки не нужны ежу.

-Ну что-то,  ёжик наш не весел. Что тебя беспокоит?

Ёж:  Как же мне не грустить?

 Вернулся я домой вчера,

 ни ежихи, ни ежонка,

 лишь одна пустая норка.

В.: Не грусти, ёжик, мы тебе поможем.

Мы в волшебный лес пойдём и семью твою найдём.

Перед детьми яблонька. На яблоне яблоки с заданием.

В.: Здравствуй, яблонька! Не видала ль ты ежиху с ежонком, мы их ищем?

Я.: Я ,вам, детки, помогу, путь к ежихе укажу.

Яблочко моё сорвите и задание прочтите.

Задание: рассмотреть картинки, назвать предметы и хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук ж,

Я.: Молодцы, ребятки, справились с моим заданием. Так и быть вам помогу и дорогу укажу. По листве вы все идите, только тихо, не шуршите…Там в малиннике медведя повстречаете про ежиху всё узнаете.

Дети видят мишку. Здороваются.

В.: Здравствуй, Мишка-косолапый! У тебя большие лапы. Ты, Мишутка не реви, лучше деткам помоги.

М.: Зачем ко мне пожаловали?

В. :Помоги ежиху с ёжиком найти…

М.: Вы стишок мне расскажите, старика развеселите, а там посмотрим…

Стих с использованием мнемотаблицы.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом,

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло. Уютно в нём.

М.: Ха-ха, уважили старика. Ну, слушайте…

По тропинке вы пойдёте и косого там найдёте, он под кустиком сидит и ушами шевелит.

Дети поблагодарили медведи и пошли в указанном направлении.

Видят зайца.

Д.: Здравствуй, зайка!

З.: Ну здравствуйте, коль не шутите. Чего надобно?

В.: Помощи у тебя просим. Ежиху с ежонком не встречал?

З.: Как же, как же всё я знаю, но помочь не обещаю… Вы со мною поиграете и про ёжиков узнаете.

Игра «Прятки с зайкой». Зайку прячет воспитатель, а ребёнок , нашедший  не берёт игрушку в руки, а рассказывает где её нашёл.

Заяц хвалит детей.

З.: Змейкой вы вперёд идите, и направо поверните…

Там дупло, а в нём бельчонок.

Вам подскажет где ежонок.

Дети поблагодарили зайца и пошли дальше. Видят дупло с бельчонком.

В.: Здравствуй. Бельчонок, подскажи не видал ли ты ежиху с ежонком?

Б.: Здравствуйте, ребята!

Я ,конечно, помогу, про ежиху расскажу.

Но и вы-то не зевайте,

Мои загадки отгадайте.

Подарки для семьи ежа есть в мешочке у меня.

Проводится игра: «Угадай по описанию».

Морковь: оранжевая, длинная, хрустящая.

Капуста: круглая, много одёжек и все без застёжек.

Яблоко: круглое, спелое. Наливное. Сочное, красное.

Гриб: кто растёт в лесу у дорожки, есть у них шляпки, да ножки?

Б.: Ой, какие умные ребятки, отгадали все загадки!

Ну, идите вы, идите и ежиху догоните.

Как до ёлочки дойдёте, там ежиху вы найдёте.

Дети смотрят под ёлочку и находят ежиху с ежонком, рассматривают и самостоятельно описывают животных. Отнесли их ежу, передали подарки .

В.: Вот семья ежа.

 Помогите мне их назвать. Произносите так. Чтобы чётко слышался звук ж.

Дети: Папа – ёж; мама – ежиха; малыш – ежонок.

В.: А теперь давайте посчитаем. Сколько слогов в этих словах.

Дети хлопают и называют количество слогов.

Ёжик благодарит ребят за помощь.

Ёж: Спасибо, мальчики и девочки, теперь я счастлив со своей семьёй в своём уютном домике. До свидания!

Дети прощаются.

В.: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Понравилось вам занятие?

Кому мы помогали? Кого встретили в лесу? Какие задания вам понравились? С каким звуком сегодня познакомились? (ответы детей).

Прощание с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С "....

Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]» (использование корректурных таблиц)

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; Задачи: Образовательные: совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками. Ж и Ш.; раз...

Звуковая культура речи «Знакомство со звуком [Ф]» (младшая группа)

На занятиях по звуковой культуре речи учим детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком....

Звуковая культура речи «Знакомство со звуком [З]» (младшая группа)

В процессе занятия упражняем детей в правильном произношении звука [З] (в звукосочетаниях, словах, фразах), развиваем моторику речедвигательного аппарата, воспитываем интерес к окружающему миру...

Занятие по речевому развитию "Звуковая культура речи: знакомство со звуком [ж]"

Занятие по речевому развитию"Звуковая культура речи: знакомство со звуком [ж]"...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Звуковая культура речи знакомство со звуком (Ж) и (ш).

Формировать у детей умение четко и правильно произносить звуки (ш) и (Ж) изолировано и в словах.Развиваем свободное общение, диалогическую речь....