Загадки бабушки Федоры
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_babushki_fedory.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи с использованием дидактических игр.

Задачи:

1. Уточнить и расширить представления детей о предметах посуды.

2. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы посуды.

3. Учить называть части посуды и их внешние признаки.

4. Учить согласовывать числительные с существительными.

5. Учить составлять предложения с использованием предлогов.

6. Активизировать словарь по теме «ПОСУДА».

7. Развивать правильное дыхание, артикуляцию.

8. Воспитывать бережное отношение к посуде.

Предварительная работа:

рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства.

чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин».

отгадывание и разучивание загадок о посуде,

игры: «Что в чем?» (словообразование, «Наоборот» (подбор слов-антонимов, «Четвертый лишний» и др.

Оборудование:

конверт с заданиями, плакат с силуэтными изображениями предметов посуды;

посуда чайная: чайник, чашка, блюдце, сахарница,

салфетница, чайная ложка;

столовые приборы: ложка, вилка, нож;

столовая посуда: глубокая тарелка, мелкая тарелка, хлебница;

кухонная посуда: кастрюля, сковорода, терка, чайник, половник;

карточки на каждого ребенка;

простые карандаши на каждого ребенка;

две картины для игры «Что разбилось?»;

полочка, два свободных стола;

салфетки из ткани для сервировки стола;

корзина с угощением;

мяч

Методы и приемы: сюрпризный момент: письмо от посуды, загадывание загадки, дидактические игры: «Какая посуда спряталась», «Что без чего», «Накрой на стол», «Что разбилось»

Словарная работа: сервиз, сервировать.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем заходят в группу, в это время вбегает плачущая Федора с криками:

Федора: Ой, какое горе, какое горе!

Воспитатель: Что случилось? (обращаясь к Федоре)

- Почему вы врываетесь к нам, кричите, мешаете проводить занятие?

Ф: Разве вы меня не узнали? Я же Федора.

В: Ребята, вы знаете, кто такая Федора? Из какой сказки?

Дети: Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе».

В: Почему же она плачет, может она заболела?

Д: От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.

Ф: (плачет): Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать - устала.

В: Что же делать? Как же бабушке помочь?

(В это время раздается стук в дверь, воспитатель выходит и возвращается с большим конвертом).

Посмотрите, ребята, письмо пришло. Интересно, для кого оно? (разглядывает) Бабушка Федора! (удивленно, да ведь это письмо для тебя (Отдает письмо Федоре).

Ф: (Открывает конверт и читает).

Здесь какая - то загадка. (Читает):

Ты не сядешь за обед,

Если в доме меня нет.

(делает задумчивый вид) - Ничего не понимаю! Что это?

В: Ребята, а вы догадались? Давайте поможем бабушке загадку отгадать.

Д: Посуда.

В: А как вы догадались?

Д: Если не будет посуды, то обедать будет не из чего.

В: Федора, да ведь письмо-то от твоей сбежавшей посуды. Что она пишет? Читай.

Ф: «Вернусь я к тебе, если все запомнишь чему научат дети».

(после этих слов Федора начинает плакать):

В: Ребята, надо же  помочь вернуть посуду? Что же делать? Давайте подумаем.

В: (К Федоре) Постараемся мы Вам помочь, чтобы посуда к вам вернулась, но и вы обещайте, что  будете заботиться о ней.

В: Ребята, давайте подскажем Федоре, как нужно заботится о посуде.

Д: Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться, чтобы не разбилась.

В:Ребята, а для чего посуду нужно мыть? Кто как думает?

В: Ну, что, Федора даете обещание?

Ф. : Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!

В: Ну что ж, не будем терять времени, ведь на дворе у нас какое время года, а за осенью зима нужно поторопиться, а иначе всю посуду в лесу снегом занесет. Вы, бабушка, (Обращается к Федоре) посидите , отдохните, а мы немного разомнемся, да к делу приступим!

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник,

(Дети надувают живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

(Приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

(Делают большой круг руками перед собой)

Н. Нищева

В:б Федора смотрите и запоминайте.

В: Ребята, я вам предлагаю посмотреть и сказать какая посуда спряталась (Воспитатель вывешивает на доске плакат и приглашает детей):

(Дети называют предметы посуды, объясняют ее назначение) Например: это чашка - чайная посуда, из чашки пьют чай и т. д.

В: Молодцы! Какие вы внимательные! С первым заданием справились. Нашли и назвали все предметы посуды. А сейчас второе задание:

Игра «Что разбилось?»

В: Посмотрите на картинку (показывает детям) её нужно хорошо рассмотреть и запомнить все предметы, которые на ней нарисованы. (Дети в течение 1 минуты рассматривают картинку). <Рисунок 3>

В: Стала Федора переставлять посуду на другой стол и кое-что разбила. А что же она разбила? Догадайтесь (Вывешивает другую картинку, дети рассматривают ее и называют разбившийся предмет). <Рисунок 4>

В: А сейчас нужно выполнить третье задание:

Игра «Что без чего?»

В: Федора разбила не только чашку, но и много другой посуды. Такая она неаккуратная. Видела я ее посуду, то одной части не хватает, то другой. Давайте попробуем починить посуду, для этого надо дорисовать и назвать недостающие части. (Раздает листочки, дети садятся за столы и дорисовывают недостающие детали, комментируя свои действия).

Например: Эта чашка без ручки. Я дорисовал ручку и т. д.

В:Ребята, а можно из такой посуды кушать, пить? Почему?

В: Молодцы! Все справились. А сейчас я вам предлагаю накрыть стол.

Игра «Накрой на стол»

В: Вся посуда у Федоры перепуталась, а вы должны ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на три команды.

1 команда - накрывает стол к чаю, т. е. выбирает предметы чайной посуды.

2 команда - накрывает стол к обеду (столовая посуда).

3 команда - убирает и расставляет на полочке кухонную посуду.

После этого проверяется правильность выполнения задания.

Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож - как можно назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы).Как нужно пользоваться вилкой, ножом.(ответы детей).

В последнюю очередь проверяется чайный сервиз.

В: Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому?

Д: Сервиз, чайный сервиз.

В: Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает?

Д: Набор посуды

В: (Уточняет) А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?

Д: Накрывали.

«Словарная работа»

В: Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т. е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим для Федоры новое слово, чтобы она хорошо его запомнила.

Д: Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).

В: Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не сказали. Для этого нужно выполнить следующее задание.

Игра «Что из чего»

В: (Объясняет) Чтобы выполнить это задание нужно встать в круг, а еще нам понадобится мяч.

Ф: Вот вам и мяч (Подает воспитателю).

Воспитатель называет предмет, кидает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч должен назвать прилагательные: хлебница из пластмассы - пластмассовая хлебница,

Стакан из стекла - … (стеклянный)

Ваза из хрусталя - … (хрустальная)

Ложка из дерева - … (деревянная)

Нож из стали - … (стальной)

Вилка из метала - … (металлическая)

Кастрюля из алюминия – (алюминиевая)

Кувшин из глины - … (глиняный)

Чашка из фарфора – … (фарфоровая)

В: Ну, что, Федора! Мы .думаем, что справились, а Вы Федора все теперь поняли, что должны содержать посуду в чистоте и бережно к ней относиться?

Ф:Да, теперь я все запомнила и буду к посуде относиться бережно и содержать ее в чистоте.

В: Федора, а ты разве ничего не заметила? Посуда давно вернулась! Помоги мне, пожалуйста. (Вносят стол, накрытый сверху скатертью - стол сервирован, в центре чайник).

В: Вот посмотри, Федора, чай уже готов.

Ф:Спасибо вам, вы со всеми загадками справились. А у меня к чаю, и угощение найдется (Достает корзинку).

В: Если все готово можно и гостей к столу приглашать!

Список литературы:

1. Брозаускас Л. Г., Нужная А. Н., Занимательное обучение дошкольника: Спор на кухне. – СПб. : Издательство «Союз», 2001. – 192 с. (Серия «Азбука развлечений»).

2. Кузнецова Е. К., Тихонова И. А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).

3. Нефедова К. П., Посуда и столовые принадлежности. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 96 с. (Знакомство с окружающим миром. Развитие речи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поможем бабушке Федоре"

Конспект занятия по трудовому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Посуда. Нашей бабушке Федоре дружно мы поможем в горе

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и тестопластике. Большое внимание на занятии уделяется творческому развитию воспитанников....

Конспект занятия по развитию речи "Бабушка Федора в гостях у детей"

В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому данное занятие    включает разнообразные речевые игры и упражнения, объединенны...

«Поможем бабушке Федоре»

                        Конспект  занятия      ...

Аппликация. "Посуда для бабушки Федоры."

Закрепление знания посуды и ее функции....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Загадки от бабушки Федоры»

1.    Продолжать обогащать представления детей о мире предметов (Познавательное развитие).2.    Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы, кл...