Развитие познавательных интересов у детей при ознакомлении с художественной литературой.
консультация по развитию речи на тему

Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность  ярко переживать описанные события, неоднократно с волнением следить за развитием сюжета.
     В 3-4 года ребенок отличается высокой  познавательной активностью, пытается расширить свой кругозор. Стремится  вырваться за рамки окружающей его  среды. Произведения о животных, природных  явлениях, детях, описаниях игровых и бытовых ситуаций позволяет ему перешагнуть границы окружающего, открывать и познавать мир. 
 
     Познавательный  интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять и усвоить. 
     Развитие  познавательного интереса к различным  областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес  дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
   В дошкольном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.
   Проблема  развития творческого потенциала личности ребенка относится к числу  глобальных образовательных задач. Развитие творческих способностей детей  в условиях детского сада предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками.
     Творческая  деятельность человека предполагает наличие  у него творческого мышления.
     Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность  к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир.
     А что может быть лучше сказок, веселых, грустных, волшебных, завораживающих, которые учат детей добру, любви.
     Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки. И дети их любят. И черпают из них множество удивительных познаний. И используют на себе храбрость и стойкость, добро и зло сказочных героев.
  Значение  художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это попомогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляет детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. 
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении. С теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. 
Художественная  литература служит действенным средством  умственного, нравственного и эстетического  воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает  его эмоции. Дает прекрасные образцы  русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитие ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
     О том, что любить читать – хорошо, а не любить – плохо, каждый из нас слышал с того дня, как впервые переступил порог первого класса. И просто, что книга – источник знаний, - тоже слышал. Да и про то, что дети, полюбившие книгу, намного лучше развиваются и успевают в школе, все знают. Но, к сожалению, родители жалуются. Что их чадо не любит читать. Да и учителя хватаются за голову, утверждая. Что год из года падает техника чтения. И умение излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, что дети предпочитают получать информацию из каких угодно источников, только не из книг…в результате нарушается формирование текстового мышления: так специалисты называют умение читать, анализировать, интерпретировать, запоминать тексты, а также создавать новые. Поэтому каждый взрослый должен отчетливо понимать, что сегодня детей, как, никогда ранее, нужно учить быть читателями. Сами по себе они этого сделать не смогут. У детей дошкольного возраста возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическим и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра. Дети осознаннее воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Эмоциональное отношение к героям и литературным фактам у детей имеет конкретный действенный характер. Дошкольник, прежде всего активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности – важная задача воспитателя. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. в своих исследованиях педагоги отмечают, что чем больше мы читаем ребенку сказок, обсуждаем происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться процесс чтения обсуждая иллюстрации. Ребенок постигает прямые связи между чувствами и действиями героев сказок. Ребенок учится ставить себя на место героя, переживает его приключения, то есть книга становится не только поводом для приятных минут общения с взрослым, но и источником ярких эмоций и переживаний. Все это в будущем поможет дошкольнику полюбить книгу, относится к тексту как к источнику неизведанного и интересного,  формирует желание научится читать самому и открывать в словах текстов новое.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  познавательных интересов  у детей при  ознакомлении
с художественной литературой 

Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность  ярко переживать описанные события, неоднократно с волнением следить за развитием сюжета.
     В 3-4 года ребенок отличается высокой  познавательной активностью, пытается расширить свой кругозор. Стремится  вырваться за рамки окружающей его  среды. Произведения о животных, природных  явлениях, детях, описаниях игровых и бытовых ситуаций позволяет ему перешагнуть границы окружающего, открывать и познавать мир. 
 
     Познавательный  интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять и усвоить. 
     Развитие  познавательного интереса к различным  областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес  дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
   В дошкольном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

   Проблема  развития творческого потенциала личности ребенка относится к числу  глобальных образовательных задач. Развитие творческих способностей детей  в условиях детского сада предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребенка с педагогами, общение со сверстниками.
     Творческая  деятельность человека предполагает наличие  у него творческого мышления.
     Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность  к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир.
     А что может быть лучше сказок, веселых, грустных, волшебных, завораживающих, которые учат детей добру, любви.
     Где есть дети – дошкольники, там есть и сказки. И дети их любят. И черпают из них множество удивительных познаний. И используют на себе храбрость и стойкость, добро и зло сказочных героев.

         Значение  художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это попомогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляет детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. 

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении. С теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. 

Художественная  литература служит действенным средством  умственного, нравственного и эстетического  воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает  его эмоции. Дает прекрасные образцы  русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитие ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

     О том, что любить читать – хорошо, а не любить – плохо, каждый из нас слышал с того дня, как впервые переступил порог первого класса. И просто, что книга – источник знаний, - тоже слышал. Да и про то, что дети, полюбившие книгу, намного лучше развиваются и успевают в школе, все знают. Но, к сожалению, родители жалуются. Что их чадо не любит читать. Да и учителя хватаются за голову, утверждая. Что год из года падает техника чтения. И умение излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, что дети предпочитают получать информацию из каких угодно источников, только не из книг…в результате нарушается формирование текстового мышления: так специалисты называют умение читать, анализировать, интерпретировать, запоминать тексты, а также создавать новые. Поэтому каждый взрослый должен отчетливо понимать, что сегодня детей, как, никогда ранее, нужно учить быть читателями. Сами по себе они этого сделать не смогут. У детей дошкольного возраста возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическим и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что позволяет постепенно развивать у них первые представления о некоторых особенностях жанра. Дети осознаннее воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Эмоциональное отношение к героям и литературным фактам у детей имеет конкретный действенный характер. Дошкольник, прежде всего активный соучастник изображаемых событий. Мысленно он переживает вместе с героями. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности – важная задача воспитателя. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. в своих исследованиях педагоги отмечают, что чем больше мы читаем ребенку сказок, обсуждаем происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться процесс чтения обсуждая иллюстрации. Ребенок постигает прямые связи между чувствами и действиями героев сказок. Ребенок учится ставить себя на место героя, переживает его приключения, то есть книга становится не только поводом для приятных минут общения с взрослым, но и источником ярких эмоций и переживаний. Все это в будущем поможет дошкольнику полюбить книгу, относится к тексту как к источнику неизведанного и интересного,  формирует желание научится читать самому и открывать в словах текстов новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко      ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...

Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко         Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...

семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...

Статья "Развитие у детей интереса к художественной литературе".

В статье говорится о том, каким способами можно заинтересовать ребенка для знакомства с произведениями....

Консультации для родителей "Приобщаем детей к чтению художественной литературы"

Книга - наш друг и помошник! Как рассказать об этом детям? Как привить им любовь к книге и чтению! На эти вопросы я постаралась ответить в дпнной статье. ...

Педагогический совет «Формирование у детей интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия, эстетического вкуса у них»

Цель  педагогического совета:1. Проанализировать, как организована  работа в ДОУ по развитию художественного восприятия, эстетического  вкуса, формирование  у детей интереса к худо...

План работы по самообразованию в старшей группе детей (5-6 лет) по теме «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Актуальность выбранной темы:     Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отно...