«Понятие о речи. Функции речи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Юнингер Ульяна Сергеевна

«Понятие о речи. Функции речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_1.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»

Утверждаю: заведующий МБДОУ

детского сада № 8 «Зоряночка»

                                С.Ю. Месикова

«        »                             20           г.

Конспект НОД

На тему:

«Понятие о речи. Функции речи»

Старшая группа

Воспитатель: Бугун Ульяна Сергеевна

Категория:  соответствие занимаемой должности

г. Ессентуки

2017 г.

Цель: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи;

Задачи: 

  • учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу;
  • развивать способность к самостоятельным выводам;
  • учить правилам обращения с книгой;
  • развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование: сюжетные картинки, альбом 1.

Ход НОД

Организационный момент.

Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.

Воспитатель выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (человек). После того, как дети справятся с заданием, воспитатель сообщает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим — это речь».

Сказка «Невидимка»

Воспитатель: Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел поиграть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скуч¬но, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.

«Очень плохо быть невидимкой, — заплакал Петя. — Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.

Воспитатель: Почему Петя не захотел быть невидимкой? (ответы детей)

Воспитатель подводит детей к выводу: Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.

 Чтение стихотворения А. Барто.

Воспитатель: Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о просмотренном кинофильме в стихотворении А.Л. Барто

«Сильное кино».

Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Она им — раз!

Но тут как раз

Ее он спас,

Он был с ней заодно.

Ух сильное кино!

А сестренка сказала:

Нет, видно я еще мала,

Я ничего не поняла.

Воспитатель: Как вы думаете, почему сестренка не поняла брата? (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить. (ответы детей)

Пословицы:

Хорошую речь приятно слушать.

Хорошая речь слаще меда.

Воспитатель читает:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети проговаривают с логопедом:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Физминутка.

Произнесение стихотворения с движением рук.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

Знакомство с альбомом

Воспитатель демонстрирует альбом и рассказывает:

Воспитатель: На землю спустилась летающая тарелка. В ней инопланетянин. Его зовут Юпик. Он живет на далекой планете. Летая в космосе, Юпик заметил красивую голубую планету. Это была наша Земля. Он решил побывать на ней. Спустился, увидел детей, сидящих с книгой на поляне. Подошел к ним. Дети обрадовались, стали с ним разговаривать, спрашивать: «Кто ты? Откуда?» Но Юпик не мог ответить, потому что не умел говорить, как мы.

Воспитатель: Перед нами книга «Я учусь говорить и читать». Догадайтесь по названию, чему учит эта книга. (ответы детей)

Воспитатель: Занимаясь по этой книге, вы вместе с Юпиком научитесь правильно говорить и читать, перелетая со страницы на страницу на его летающей тарелке.

Воспитатель знакомит детей с правилами обращения с книгой. Дети рассматривают картинки (с. 4):

Воспитатель: Для чего нужна речь? (ответы детей)

         Воспитатель подводит детей к выводу: «С помощью речи люди общаются друг с другом, узнают новое».

Итог занятия.

Детям раздаются сюжетные картинки. Воспитатель предлагает детям поднять картинки, на которых с помощью речи:

  • люди разговаривают друг с другом;
  • узнают новое;
  • работают;
  • играют;
  • делятся радостью, утешают друг друга.

Затем воспитатель спрашивает: «Для чего нужна речь?» (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

«Формирование коммуникативной функции речи у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи».

Многочисленные исследования Б.М. Гришпун, Г.В. Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с фонетико- фонематическим недо...

Логопедическое занятие. Тема: понятие речи, функции речи.

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе....

Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте. Три функции речи, этапы её генезиса

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...

ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ: СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

Управление- процесс планирования, организации, приведение в действие и контроль организации с целью достижения координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного дост...

Статья на тему: «Понятие о речи. Виды и функции речи» 17 ноября 2022год

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь &md...