Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников
консультация по развитию речи на тему

Смирнова Екатерина Дмитриевна

В данной статье представлен материал по средствам, методам и приемам развития словесного творчества дошкольников различных возрастных групп. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова Екатерина Дмитриевна

Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников

В основе словесного творчества детей лежит процесс осмысление и переработки представлений, основанных на реальной действительности, а также создания на этой основе новых образов, действий, ситуаций.

Основную роль в развитие словесного творчества дошкольников играет постоянное обогащение  опыта детей с помощью новых впечатлений из жизни, экскурсий, наблюдения за явлениями живой и неживой природы, трудом взрослого, рассматривание картин и различных иллюстраций, чтения художественной литературы  и знакомства со многими видами устного народного творчества. Это способствует зарождению художественных образов в творчестве дошкольника. Обогащение и активизация словаря также оказывает влияние развитие словесного творчества детей.

Когда ребенок обладает достаточным опытом и знаниями начинается процесс детского творчества: возникает замысел и начинается поиск художественных средств.

Составление развернутого высказывания, основанного на индивидуальных творческих способностях ребенка, его приобретенных знаниях и опыте, является основным и наиболее частым результатом словесного творчества ребенка. В процессе обучения детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные представления о структуре текста (начало, середина, конец) и знаний о способах связи между предложениями (цепочная, параллельная и лучевая) и различных типах высказывания для передачи информации (описание, повествование, рассуждение).

Условно можно выделить несколько видов творческих рассказов детей: рассказы реалистического характера, сказки, описания природы, сочинение рассказов по аналогии с литературными образцами (изменение сюжета с заменой героя или изменение героев с сохранением сюжета).

Такие формы работы, как беседа, оценка собственного и чужого текста, составление плана и рассказывания по нему, различные упражнения помогают педагогу обучать дошкольника составлению текстов разных типов. В рамках работы по обучению составления текстов – описания дошкольника учат описанию игрушек, предметных или сюжетных картинок, явлений природы, людей, животных. При обучении составлению текстов – повествование дошкольник учится составлять реалистические рассказы, сказочные истории, рассказ по картинке или по серии сюжетных картин.  С помощью обучения составления рассказов – рассуждений у дошкольника формируется умение логически мыслить, делать выводы, рассуждать, объяснять, доказывать и обобщать высказанное.

Прежде всего, в старшей группе происходит обучение построению связанного высказывания по сюжетной картинке из 2-3 предложений. Например, в рамках лексической темы «Осень» берется не сложная по сюжету картинка, и детям предлагает составить рассказ из 2-3 предложений о событиях, которые происходят на картинке: «Давайте посмотрим на картинку. Кто нарисован на картине? Что она держит в руках?   Куда она может его спрятать?».   Наводящие вопросу помогают сосредоточить внимание детей на полноте развития сюжета и последовательности действий. Для того чтобы не тормозить самостоятельность детского замысла и не загружать внимание ребенка слишком большой детализацией действий и описания, рекомендуется не задавать более 3-4 вопросов.  В конце из лучших ответов на вопросы составляется небольшой совместный рассказ по картинке.

Гербова В.В. отмечает, что картинки с последовательно развивающимся действием и пропуском кульминационного момента, по которым дошкольники составляют рассказ, активизируют воображение ребенка и побуждает к размышлению о том, что произошло с героем [2].

Педагог также может подводить детей к составлению небольших рассказов описания предметов, игрушек, явлений, называя предмет, цвет, размер, из чего сделан, составные части или внешний вид, для чего нужен этот предмет. Кроме того, возможно описание действий людей и животных.  

После успешного освоения дошкольником построения связанного высказывания по сюжетной картинке, описания предмета, игрушки или явления, ему предлагается пересказать художественный текст по вопросам. Например, детям читают рассказ несколько раз, для того, чтобы они поняли содержание художественного текста. Далее воспитатель задает вопросы, которые стимулируют детей к повторению отдельных фраз.

Также для развития воображения и фантазии дошкольника возможно использование такого приема, как  придумывание детьми продолжения текста. Например, после прочтения и пересказа рассказа Е. Чарушина «Лисята» педагог предлагает продолжить его («Куда еще лисята могли бы спрятаться?» «Что было бы, если бы их не нашли?»), показывая как можно придумать конец рассказа и давая детям образец.

Дошкольник старшего возраста уже может самостоятельно придумывать различные творческие рассказы с продолжением или завершением рассказа педагога или произведения художественной литературы. Педагогу необходимо учитывать, что для развития  словесного творчества дошкольнику подготовительной группы подбирать такое начало рассказа, которое бы давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях, предоставляя простор для воображения детей.  

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются так, как воспитанник подготовительной к школе группы должен научиться  выстраивать сюжетную линию связно и логично, использовать различные средства связи, осознавать структурную организацию текста.

 В подготовительной к школе группе детям предлагается составить рассказ по картинке или пересказать художественный текст без помощи воспитателя, а также составить рассказ о событиях из своей жизни, по наблюдениям, о своей деятельности, на определенную тему и придумать название рассказа (Например, «Моя любимая игрушка», «Моя семья» и т.п.).

Опираясь на полученные знания, дошкольник имеет возможность самостоятельно создавать тексты различных типов, основываясь на своих творческих способностях и анализе структуры художественных текста. Например, при обучении составлению текстов – повествование необходимо учитывать четкую схему – начало (завязка), середина (кульминация), конец (развязка), изменение которой может нарушить структуру последовательности изложения событий.

Темы для составления рассказа могут быть конкретными в рамках определенной лексической темы (например, «Как Баба Яга украла звезду с елки», «Профессия моего папы/мамы» и т.д.). Когда дошкольники научатся составлять текст с определенным содержанием, можно усложнить задачу, предложив рассказывание на отвлеченную тему. Например, в рамках экологического воспитания дошкольник методом эксперимента и наблюдения за свойствами воды получает новые знания, которые он в дальнейшем может применить в таком виде словесного творчества, как экологическая сказка, которая бы отражала его приобретенный опыт и знания,  а также основывалась на его воображении, фантазии и творчестве. При этом  ребенок должен соблюдать четкую схему построения текста, основываясь на опыте чтения и изучения произведений художественной литературы, чтобы не нарушить последовательность изложения событий.

 Кроме того, дошкольник может подбирать различные художественные средства  и способы организации своего творческого произведения. Например, используя зачины (например, «однажды», «как-то раз») и указания места и/или время события, действия (например, «это произошло в четверг», «вчера вечером…»).  

Для того чтобы обратить внимание детей на структуру и форму произведения необходимо рассказывать и читать детям небольшие рассказы и сказки, обращая внимание на интересный факт для поддержания интереса ребенка к процессу чтения.  Русская народная сказка оказывает значительное влияние на развитие словесного творчества детей.

Алексеева А.А. подчеркивает, что обучение детей сочинять сказки на начальном этапе следует ограничить сказками с доступным и известным для дошкольников сюжетами -  сюжетами о животных, сопровождая рассматриванием игрушек, иллюстраций и рассказом о внешнем виде и повадках различных животных[1 c. 343].

Шибицкая А.Е. в своей работе «Словесное творчество детей 6 -7 лет на материале русских народных сказок» говорит о том, что развитие словесного творчества детей под влиянием сказки происходит не сразу [3]. Во – первых,  путем чтения и рассказывания сказок взрослым, дошкольник пополняет свой запас известных сказок для того, чтобы усвоить их содержание, образы и сюжеты. Во – вторых, дошкольник совместно с воспитателем изучает схемы построения сказочного повествования, развития сюжета и побуждает детей использовать такие элементы сказки, как повторность, цепная композиция, традиционный зачин, концовка в своей речи. Кроме того, воспитатель помогает дошкольнику сочинить свою собственную сказку, выбирая тему, называя персонажей, советуя план и развитие сюжета. Завершающим этапом совместной работы педагога и воспитанника является самостоятельное сочинение сказки воспитанником с использованием всех полученных знаний.

Одним из видов словесного творчества являются описания - миниатюры. Например, после беседы  об осени и лексических упражнений дошкольникам предлагается рассказать о природе осенью. Можно использовать такой вид лексического упражнения, как подбор слов. Например, Как можно сказать об осени, какая осень? (осень - багряна, золотая осень, холодная, дождливая), Какая трава осенью? (сухая, пожелтевшая, травушка – муравушка), Какими могут быть деревья осенью? (засыпающими, без листьев, золотистыми, разноцветными).

Для обучения дошкольников такому виду словесного творчества, как создание рассказов описания природы необходимо [1, с. 344]:

  • обогащать детские представления и впечатления о природе с помощью наблюдений и обучать умению видеть красоту окружающего мира;
  • формировать представление о красоте природы с помощью сравнения живой природы с художественным изображением природы на картинах;
  • обучать дошкольников описывать объекты природы по представлению;
  • обучать умению описывать природу, обобщая свои знания, впечатления, которые дошкольник получил в процессе наблюдения, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Дидактические игры и упражнения также благоприятно влияют на развитие словесного творчества детей так, как с помощью описания игрушек и предметов, составления небольшого рассказа по образцу, пополняется словарный запас и  развивается связная речь.  Например, на занятиях по развитию речи в группах старшего возраста Гербова В.В. рекомендует использовать для пополнения словарного запаса дошкольника такие дидактические игры как «Чудесный мешочек», «Узнай, о ком (о чем) я думаю», «Что в корзинке?», «Кто лишний и почему?», «Кто расскажет подробнее?», «Кто заметит больше (качеств, деталей) и т.д. [2, с. 6] Составление различных нелепец (например, «Чего на свете не бывает?» - «Рыбы летают, мыши охотятся на кошек») положительно влияет на активизацию словаря, развитие воображения, способность шутить и смеяться [2, с. 6-7].

Завершающим этапом словесного творчества детей  является эстетическое удовольствие детей от готового произведения, которое ребенок стремится завершить, интересуясь его качеством.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика  развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш.  и сред, пед. учеб. заведений. – М., 2000. – 400 с
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М., 2011. – 144 с.
  3. Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6 -7 лет на материале народных сказок //Художественное творчество в детском саду. – М., 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников»

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников» с  использованием методов арт - терапии для достижения лучших результатов на занятиях по ху...

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка.В дошкольном возрасте ребенок способен не т...

презентация выступление на педагогическом совете по теме: "Методы и приемы развития речи у дошкольников"

в презентации предоставлен материал методов и приемов развития речи дошколников...

Мастер-класс "Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления поэтических текстов"

Презентация мастер-класса "Развитие словесного творчества дошкольников посредством составления поэтических текстов"....

Консультация "Формы и методы работы по развитию словесного творчества дошкольников"

Консультация "Формы и методы работы по развитию словеского творчества дошкольников"...

Сборник методических материалов "Средства, методы и приемы развития речи младших дошкольников"

Сборник методических материалов "Средства, методы и приемы развития речи младших дошкольников"...