Словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Меркулова Анастасия Сергеевна

Словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

1.«Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

 

2.«Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зелёный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

 

3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона воронёнка.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

 

4.«Общие слова».

1. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: сосна, берёза, клён – это…

 

5.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

 

6. «Посчитай». Считаем всё, что можно

посчитать: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока

пять красных яблоки т.д.

 

7.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

Глаголы:пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные:широкий- …,маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

 

8. «Подбери слово»

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой - либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

 

9. «Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково: ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

 

10. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки:Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

 

11. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

 

12. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

 

13. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

 

14. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

 

15.«Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

16. «Назови лишнее слово»

Взрослый  называет слова и предлагает ребенку назвать  «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
 
«Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

17. «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

Чем отличаются предметы?»           
Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер

                   

18. «Что общее?»       

У двух предметов:
огурец, помидор (овощи); 
ромашка, тюльпан (цветы); 
слон, собака (животные).
У трех предметов:
мяч, солнце, шар — ... 
тарелка, ваза, чашка — ... 
лист, трава, крокодил — ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ.

 Употребление прилагательных в самостоятельной речи даже у нормально развивающихся детей (без речевых нарушений) формируется довольно медленно и в основном связано с письменной речью. Слов...

Буклет «Словесные игры и упражнения, способствующие активизации речевого развития детей»

Буклет содержит словесные игры и упражнения,  способствующие активизации речевого развития детей...

Игры и упражнения, способствующие социально - личностному развитию детей

Игры и упражнения, способствующие социально - личностному развитию детей...

Игры и упражнения, способствующие социально - личностному развитию детей

В современном конкурентном обществе уверенно себя чувствовать могут социально развитые личности, обладающие значительным интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с ...

Активизация речевого развития детей через словесные игры

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.Важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желани...

Игры и упражнения, способствующие социально - личностному развитию детей

Разработана картотека «Игры и упражнения, способствующие социально - личностному развитию детей»...