Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с церебральным параличем
статья по развитию речи на тему

В статье рассматриваются особенности логопедической работыс детьми с детским церебральным параличщм, используемые формы и методы: массаж, артикуляционная гимннастика, пальчиковые упражнения                                                                                                                                                                                                                                                         


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golomazova.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

 

Л.А. Голомазова

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Балашовский центр социальной помощи семье и детям «Семья»

Балашов

E-mail: semyabalashov2007@yandex.ru

THE USE OF HEALTH-TECHNOLOGY ON SPEECH THERAPY SESSIONS WITH CHILDREN WITH CEREBRAL PARALYSIS

L. A. Golomazova

State budgetary institution of the Saratov region «Balashov center for social assistance to families and children «Semya»

Balashov

E-mail: semyabalashov2007@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом, используемые формы и методы, такие как массаж, артикуляционная гимнастика, пальчиковые упражнения.

Abstract: this article discusses the features of logopedic work with children with cerebral palsy, used forms and methods, such as massage, articulation exercises, finger exercises.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, логопедическая работа, здоровьесберегающие технологии.

Keywords: cerebral palsy, speech therapy job, health-preserving technologies.

Логопедическая практика показывает, что в настоящее время дети с нарушением речи нередко имеют такие ограничения в здоровье, как:  -  расстройства поведения и общения; -  нарушения слуха; -  нарушения зрения;  -  нарушения опорно-двигательного аппарата; - отсталость умственного развития; - задержка психического развития; - комплексные нарушения.                           Невозможно ребенка научить правильной речи, не учитывая его физические и психические возможности.

Поэтому актуальной проблемой  логопедической  коррекции является  поиск и использование эффективных, современных технологий речевой, комплексной реабилитации и социальной адаптации детей, имеющих  различные ограниченные возможности, способствующие интегрированному воздействию, достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

На пути к овладению детьми правильной чистой речью или её  улучшению, осознанного отношения к собственному здоровью, развития умения оберегать, сохранять и компенсировать его, на  индивидуальных занятиях применяются здоровьесберегающие технологии,  индивидуально для каждого ребенка, в соответствии с его возможностями и потребностями.  

На базе ГБУ СО «Балашовский центр социальной помощи семье и детям «Семья»   проводится логопедическая работа с различными категориями  семей и  их детьми уже несколько лет.

Проанализировав категории детей, прошедших реабилитацию в течение 10 лет (2006 – 2016г.г.), пришла к  такому выводу, что значительно возросло количество детей с речевыми проблемами, усложнились речевые дефекты, и значительно возросло количество детей, имеющих помимо речевых проблем ограничения в здоровье.  

В том числе увеличилось количество обращений семей с детьми с  нарушением речи, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП).

Нарушения речи у детей с ДЦП  имеют широкий спектр:

- фонетико-фонематические,  проявляющиеся при различных формах дизартирии;

- недосформированность лексической системы языка;

- нарушения грамматического строя речи;  

- недостаточное формирование связной речи;

- дислексии и дисграфии,  обусловленные  несформированностью зрительно-моторных и оптико-пространственных функций.

Доказано, что логопедическую работу с такими детьми эффективнее проводить на ранних стадиях развития, что обусловлено особенностями пластичности детского мозга и возможности компенсирования нарушенных функций.  С детьми данной категории работаю  в  тесном сотрудничестве с медицинскими работниками:  психоневрологами, педиатрами и другими специалистами.

Необходимо развивать все сохранные анализаторы: зрительный и тактильный, тактильный и слуховой, двигательно-кинестетический. В этом  нам хорошо помогают здоровьесберегающие технологии, используемые на индивидуальных логопедических занятиях.

При организации и проведении занятий с детьми, страдающими детским церебральным параличом, опираюсь на исследования и методические разработки Архиповой Е.Ф.; учитывая степень ограничения здоровья, использую следующие приемы и средства, реализующие здоровьесберегающие технологии:

1. Основным средством, реализующим здоровьесберегающие технологии на занятиях, является  оборудованный, в полном соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, кабинет, оснащенный зеркалами, детской кушеткой, специальным креслом, логопедическими зондами, учебно-методическими пособиями и т. д. в соответствии с ГОСТом.

2. Для нормализации произношения у детей с детским церебральным параличом провожу логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий), в зависимости от состояния мышечного тонуса: расслабляющий массаж (при спастичности мышц – с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии – с целью активизации мышечного тонуса). Также  полезно научить ребенка приемам самомассажа.  Ребёнок на занятиях обучается таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание. Данная технология на начальном этапе обучения приводит организм к достаточно высокой степени мобилизации, настраивает на занятие.

3. После курса массажа или параллельно с ним необходимо проводить пассивную артикуляционную гимнастику, цель которой – вовлечь в артикулирование новые группы мимических мышц, для  формирования произвольных движений мускулатуры. У ребенка подключается зрительный контроль, что позволяет оценить, ощутить и запомнить нужное движение  губ, языка и других артикуляционных органов. Ребенок  осознает 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход.

4. На следующем этапе при проведении активной артикуляционной гимнастики подключаются все сохранные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный,  с помощью которых ребенок запоминает упражнения, и только после усвоения движений постепенно выполняет движения с опорой на проприоцептивные ощущения. Для этого применяю упражнения для развития мимических мышц лица (закрывание и открывание глаз, надувание щек и т.л.), упражнения для развития губной мускулатуры (вытягивание губ вперед трубочкой; растягивание их в стороны;  чередование движений «хоботок — улыбка»).

5. Для создания большей активности, повышения кинестетического чувства речевого аппарата, увеличения объема артикуляционных движений  использую задания на выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку;  вибротренажеры, удерживание губами различных  предметов, таких как пробка, карандаш. Далее перехожу к специальным артикуляционным упражнениям, для постановки звуков.

6. Важным средством здоровьесберегающих технологий для детей с ДЦП является воспитание у ребенка навыков правильного дыхания, преодоление дыхательной недостаточности, развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких.  На этапе дыхательной гимнастики провожу статические,  затем динамические упражнения. Цель статических дыхательных упражнений – выработка дифференцированного дыхания через нос и рот, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха. Для тренировки выдоха, который зачастую у детей с ДЦП недостаточно полный, работаю над произношение звуков «а», «о», «у», «ж» и звукосочетаний «ах», «ух», что способствует удлинению выдоха. Важное значение имеют упражнения: дутье через трубочку на вату, бабочку,   надувание мыльных пузырей, шаров, надувных игрушек, игра на детской дудке,  губной гармошке, что развивает губную мускулатуру и дает кинестетические ощущения звука.  Е. И. Рогачева, М. С. Лаврова (1977) рекомендуют произносить на выдохе слово или несколько слов. Динамические упражнения связаны с ходьбой , если это невозможно, то с ее имитацией, движениями рук и ног, туловища.  Упражнения включают произнесение звуков или коротких стишков одновременно с движениями рук, что способствует более длительному выдоху.  Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста, состояния речевой и голосовой функции. Дыхательная гимнастика должна проводиться в течение всего курса логопедических занятий.  В процессе дыхательной гимнастики происходит перестройка нервной системы по типу образования условного дыхательного рефлекса.

7. На занятиях с детьми с церебральным параличем очень полезны  пальчиковые упражнения, массаж и самомассаж кистей рук, направленные на развитие чувствительности кончиков пальцев, координации движений кистей. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. В своей работе использую такие средства, как массаж кистей рук с помощью массажеров, тренажеров, шариков СУ Джок, пальчиковые игры, игры с пластилином, глиной, крупами, пуговицами, мозаикой, шнуровкой различной сложности, рисование, штриховка, аппликация, и другие виды конструктивной деятельности.

8. На этапе формирования звукопроизношения использую  мячи с ручкой, диаметр мяча подбирается в соответствии с ростом ребенка. Упражнения на мяче с ручкой позволяют создать оптимальные условия для положения туловища, и основных мышц, принимающих  участие в образовании звука. Работа начинается с гласных звуков. Гласные звуки развивают весь дыхательный аппарат. Движения, сопровождающие вызывание гласных звуков – плавные, длительные.  При вызывании взрывных глухих согласных – движения быстрые, резкие, напряженные.

9. На занятиях «Знакомство с буквой», «Звуко-буквенный анализ слогов и слов», «Чтение слогов и коротких слов» применяю такую здоровьесберегающую технологию С. И Веневцева «Алфавит телодвижений». Цель методики – с помощью увеличения двигательной активности осуществить коррекцию речи, физическое развитие. Алфавит состоит из 33 двигательных поз, образно напоминающих буквы. Ребенок на слух и зрительно воспринимает название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображает эту букву.

Здоровьесберегающие образовательные технологии  создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития  духовного, эмоционального,  интеллектуального,  личностного и  физического здоровья  детей с ДЦП.

Список литературы:

1. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М. , 1989.

2. Бадалян, Л. О. , Журба Л. Т. , Тимонина О. В. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бадалян, Л.Т.Журба, О.В. Тимонина.  – Киев, 1988.

3. Ипполитова, М. В. Воспитание детей с церебральным параличом и семье [Текст] / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова.  – М. , 1993.

4. Калижнюк, Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах [Текст] / Э.С. Калижнюк. –М. , 1990.

5. Левченко, И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами [Текст]: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. – М. , 1989.

6. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько.  - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

7. Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст [Текст]. – М. , 1991.

8. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова , М.В. Ипполитова. – М., 1985.

9. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича [Текст]: Сб. науч. тр. – М. , 1991.

10. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]  / Под ред. Т. В. Власовой. – М. , 1985.

11. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом [Текст] / Под ред. М. Н. Ипполитовой. – М. , 1989.

12. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата [Текст]  / Под ред. М. В. Ипполитовой. – М. , 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с ОНР.

В данной работе описываются здоровьесберегающие технологии такие как:-пальчиковая гимнастика;-артикуляционная гимнастика;-упражнения для развития дыхания;-дыхательная гимнастика;-ниткография;-су-джок ...

«Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях».

Здоровьесберегающая технология направлена на  формирование  правильного речевого дыхания у детей  старшего дошкольного возраста .  Влияет  на физическое развитие и укрепление ...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Как взаимосвязаны физическое и речевое развитие детей? Далеко не все зна-ют, как двигательная активность влияет на речь ребенка. Между тем многими ис-следователями установлено, что в результате двигат...

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми с церебральным параличем

В статье рассматриваются особенности логопедической работыс детьми с детским церебральным параличем, используемые формы и методы: массаж, артикуляционная гимнастика, пальчиковые упражнения  ...

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Статья  с конспектом логопедического занятия посвящена применению на занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения эффективных здоровьесберегающих технологий: корригирующей ходьбы с эле...

Консультация для родителей на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"

Использование здоровьесберегающих технологий способствует комплексному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата....

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....