Звук "С"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Лугинина Олеся Юрьевна

Звук "С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук "С"28.29 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

        (технологии системно – деятельностного подхода, автор Петерсон Л. Г.)

Вид деятельности: Коммуникативная деятельность                                   Подготовительная группа

Тема: «Дидактическая игра «Найди слово со звуком (с)».

Цель: Создать условия по совершенствованию фонематического слуха: учить называть слова с определенным звуком, находить эти слова в предложении, определять место звука в слове.                                                                                                                                                                                                     Задачи:

Организовать деятельность детей по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха на материале звуков.

Организовать деятельность  для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.                                                                                                                                                                                                                           Организовать рефлексивную деятельность.                                                                                                                                                                                             Методы и приемы: Словесный, наглядный, коммуникативный.                                                                                                                                                  Материалы и оборудование: Индивидуальные зеркала, картинки по теме, картинка Звукознайкина,  игровой материал «Ветерок», игрушки для игры «Чудесный мешочек»

 Предварительная работа:                                                                                                                                                                                                                                                                          Здоровьесберегающие технологии: Пальчиковая гимнастика – «Повторялки»
Кисти собраны в кулак
Вот цветочек (
поднимаем вверх большой палец левой руки)
Вот клубочек (
поднимаем вверх указательный палец лев. руки)
Вот носочек (
поднимаем вверх средний палец левой руки)
Вот грибочек (
поднимаем вверх безымянный палец лев. руки)
Вот с вареньем пирожочек (
поднимаем вверх мизинец левой руки)
А теперь наоборот 
Повторим слова все – вот!
Вот с вареньем пирожочек
( поднимаем вверх мизинец правой руки
Вот грибочек (
поднимаем вверх безымянный палец прав. руки)
Вот носочек (
поднимаем вверх средний палец правой руки)
Вот клубочек (
поднимаем вверх указательный палец прав. руки)
Вот цветочек (
поднимаем вверх большой палец правой руки).

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Мотивационная технология.                                                        Нам пришло письмо от Феди Звукознайкина, он приглашает нас отправиться в страну звуков.                                Кто хочет?                                                 

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. Соглашаются.

Создание положительного эмоционального фона.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Коммуникативная технология.                                   Игра «Правда или нет».
Правда или нет?
Кто подскажет мне ответ?
Это правда или нет,
Что из всех лесных зверей
Всех ленивей - муравей?
Это правда или нет,
Что, почуяв зайца след,
Волк от страха без оглядки
Мчится прочь во все лопатки?
Это правда или нет,
Что съедает на обед
Мышь, помимо разных крошек,
Двух котов и восемь кошек?..
Это правда или нет,
Что в неправде правды нет?

Игра «Что как звучит?»                                         Звукознайкин отправился в лес, но по дороге колесо его велосипеда спустило. Он остановился и прислушался. Оказывается, осенью в лесу можно услышать различные звуки. 
Предложить детям рассмотреть рисунок и сказать, что на нем изображено? (Деревья, которые сильно гнутся, потому что их качает ветер, жук, комарик). Скажите детям, что 
у ветра звук – В-в-в…
у жука звук – Ж-ж-ж…
у комара звук – З-з-з… (дети повторяют звуки)

Закрепление детьми знаний.

Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей.

Развитие артикуляционной речи.

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Поисково – проблемная технология.                                      

Но Звукознайкину нужно дальше путешествовать, а колесо – то спущено!                                                                    Как мы сможем помочь ему?                                                     Что для этого надо?

Ответы детей.

Накачать колесо.

Нужен насос.

Развитие логического мышления,  умение  анализировать.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Исследовательская технология.                                              Правильно.  Давайте поможем накачать колесо, изобразите насос – С-с-с…
Послушайте, пожалуйста, загадку, если вы её отгадаете, то узнаете, с каким звуком  мы сегодня познакомимся.                                                                      
Заворчал живой замок                                                                       Лег у двери поперек.(Собака)                                                     Какой первый звук в этом слове?/«с»/
Артикуляция звука С:
Улыбнитесь
Кончик языка упирается за нижние зубки
Боковые края язычка плотно прижмите к верхним боковым зубкам
По середине язычка идет сильный холодный ветерок.
Упражнение на дыхание 
– Ребята, представьте, что подул сильный ветер, обжигающий лицо. СССС /выдыхают твердый звук «с»/».  Когда лопается колесо и выходит воздух, то раздается такой звук «ССС».
 Знакомство с буквой «С»                                                Послушайте стихотворение про букву «С»:

Что за буква светится                                                                                Старым ясным месяцем?                                                        Полумесяц в небе темном                                                               Буквой С повис над домом.                                                                      

На что похожа буква «С»?                                                        Давайте сложим ее из пальцев.                                                                Раскрась картинки, в названии которых есть звук «С» (работа в тетрадях)                                                                     А теперь немного отдохнём.

Дети выполняют задания, отвечают на вопросы.

Выполняют Физминутку.

Активизировать познавательную  деятельность  детей посредством игры.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Коммуникативная  и игровая технология.

  Игра с мячом «Эхо»
– Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» .
«с», «а» – «са»;
«с», «и» – «си»;
«с», «у» – «су»;
«с», «о» – «со».

Игра «Звуки поменялись местами»
Звукознайкин сочинил стихи, но что-то в них не так. Предлагаю детям помочь ему исправить ошибки.
Ой, кричат вокруг хозяйки,
В огород забрались майки (зайки).
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка (речка).
Слезы льются у Оксанки, 
У неё сломались банки (санки). 
Мышка спряталась под горку
И грызет тихонько норку (корку).
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).
- Почему Звукознайкин ошибся? (Потому что слова звучат очень похоже).
Произнесите слова, которые звучат похоже (майки - зайки, печка - речка, банки - санки, норку - корку, шапки - лапки).
 Но вот наше путешествие подошло к концу, и пора возвращаться в наш детский сад.

Беседа, дети отвечают на вопросы воспитателя, играют в игру.  

Развитие памяти, мышления, связной речи посредством игры.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Рефлексивная технология.

Итог занятия: Что нового узнали? Понравилось ли занятие?  Какой звук мы сегодня разучили?

Игра «Чудесный мешочек» (Все игрушки, в которых есть звук «С»).                                                                  

Индивидуальные высказывания детей.

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.