Взаимодействия и взаимосвязи (интеграция) компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования в развитии диалогической речи детей в условиях реализации ФГОС ДО
статья по развитию речи на тему

Старостина Ирина Владимировна

Взаимодействия и взаимосвязи (интеграция) компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования в развитии диалогической речи детей в условиях реализации ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействия и взаимосвязи (интеграция) компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования в развитии диалогической речи детей в условиях реализации ФГОС ДО

И.В. Старостина, МБДОУ ЦРР Д/С №182 г. Воронеж

  Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но, чтобы детям это освоить, необходимо развивать у детей и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый стандарт, который  должен иметь ребенок при поступлении в школу.

  Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей  во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

  Образовательные области, наряду с традиционными, представлены и нетрадиционными областями, хотя их «нетрадиционность» весьма условна. Образовательная область «Коммуникация»- это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

  ФГОС ДО устанавливает принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования- на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.

  Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно:

  - поведение и деятельность дошкольников представляют собой не достаточное дифференцированное целое;

  - «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально;

  Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

  Образовательная деятельность осуществляется:

   в процессе организации различных видов детской деятельности;

   в ходе режимных моментов;

   в самостоятельной деятельности детей;

   в процессе взаимодействия с семьями детей.

  Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольником. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

  На каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи развития и роль его должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы развития будут решены успешнее только с помощью взрослого — прямое обучение. В других педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой, показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность в собственных силах.

  Воспитатель использует все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач, но в каждом режимном моменте продумывает конкретные организационные ситуации. Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а, прежде всего, от личности взрослого, который создает эмоционально- насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность). Задачи по формированию грамматического строя речи, усвоению лексических форм происходит в ходе освоения всех образовательных областей интегрированно.

  В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие  и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование. Наиболее эффективно усвоение речевых образцов идет, если образовательный процесс выстроен по принципу проблемного обучения.

  Проблемное обучение — это такая организация воспитательно- образовательного процесса, когда ребенок систематически включается педагогом в поиск решения новых для него проблемных вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение (ТРИЗ). Происходит активизация мыслительной деятельности, ребенок получает удовольствие от интеллектуальных усилий, у него проявляется уверенность в собственной компетенции. Повышенный познавательный интерес стимулирует речевую инициативу, что в свою очередь подкрепляется умением задавать вопросы. А потому надо развивать у детей навык построения разных моделей вопросительного высказывания. Для этого в жизнь группы целесообразно вводить игры, стимулирующие вопросительную активность ребенка («Спроси- мы ответим», «У кого больше вопросов?», «Почемучки», «Данетка»), викторины. Речевая работа во время экспериментальной, опытнической деятельности помогает обогащению, активизации и актуализации словаря. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов. Эти грамматические конструкции ребенок усваивает на практике, в момент манипулирования предметами, что позволяет в дальнейшем быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими.

  Во время непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и с природой наблюдаемые детьми предметы и явления, их действия, признаки, отношения составляют объекты «изучения», а речь воспитателя, родителей, называющего то, что дети видят, является источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития их речи диалогической и монологической. Во время непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи детей является текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст или иллюстрации к рассказу. Непосредственно образовательная деятельность имеет целью помочь детям «заметить» их собственную речь, отнестись к ней как к объективно существующему явлению и постепенно научиться оценивать качество речи.

  Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Обучение детей строится как увлекательная проблемно- игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше познавать картину мира, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.

  Особое место в педагогическом процессе уделяется  организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. В МБДОУ ЦРР ДС №182 городского округа г. Воронеж в рамках образовательной модели «ИГРОГРАД» с этой целью создана предметно-развивающая среда, организующая педагогически целесообразное, личностно ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием речевой активности, самостоятельности. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды «ИГРОГРАДа» позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды «ИГРОГРАДа» ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. А с применением ИКТ процесс познания становится еще увлекательнее и нагляднее.

  Существуют фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы вне занятий. К обязательным фронтальным формам можно отнести следующие:

- артикуляционная, в подготовительной группе- речевая гимнастика;

- речевые игры, упражнения и задания;

- игротека;

- речевые минутки;

- разучивание стихов.

  Подгрупповая и индивидуальная работа планируются в зависимости от проблем в развитии речи одного или нескольких детей, выявленным в результате обследования и наблюдений.

  Таким образом, интеграция — это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.

 Литература

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования // пр. Мин. Обр. И науки РФ №1155 от 17.10.2013г.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочарова

3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997г.  стр.232

4. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 1998г. стр.94

5. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.А. Леонтьева.- М: Просвещение, 1994г. стр.148

6. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех.- Спб.: Питер, 2009г. стр. 416

7. Гуткович И.Я, Байрамова Э.Э., Прокофьева Н.Ю. Учимся думать вместе с детьми Часть 1 / ДС №186 «Волгарик» 2016г. стр 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Радуга" в группе для детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования "Радуга" в группе для детей старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Данные методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного возраста и их целью является: – оказание практической помощи родителям по реализации в семье основной общеобразовательной ...

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для груб общеобразовательной направленности детей от 2 до 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Программа направлена на формирование физических качеств дошкольников, имеет приоритет оздоровительной направленности, направлена на физическую  подготовку дошкольников к школе, на профилактику на...