Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гришина Ирина Владимировна

Образовательная область "Речевое развитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 компенсирующего вида

Калининского района Санкт - Петербурга

Конспект непрерывной образовательной  деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи)

«Насекомые»

                                                                       

                                                                       

                       

Воспитатель: Гришина Ирина Владимировна

Санкт – Петербург                                                                                                              

Используемые современные образовательные технологии: здоровьесберегающая, игровая, работа в микрогруппах.

Образовательные области:

- «Коммуникация»

- «Познание»

- «Социализация»

- «Физическая культура»

- «Здоровье»

- «Безопасность»

Задачи:

  1. Уточнять и систематизировать знания детей о насекомых.
  2. Активизировать словарь по теме «Насекомые».
  3. Продолжать учить отвечать на поставленный вопрос полным ответом, правильно строить предложение.
  4. Закреплять умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями «мой», «моя».
  5. Упражнять в употреблении  существительных в форме винительного падежа единственного числа.
  6. Формировать умение образовывать сложные прилагательные.
  7. Учить понимать и употреблять в речи предложно – падежные конструкции.
  8. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.
  9. Формировать умение выделять, подбирать характерные слова – признаки, слова – действия при описании насекомого.
  10. Развивать внимание, память, логическое мышление.
  11. Развивать мелкую моторику.
  12. Воспитывать бережное отношение к природе.
  13. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Оборудование: игрушка бабочка; картинки с насекомыми; объёмные фигурки насекомых; мяч; цветы, пенёчки для оформления полянки.

Ход совместной деятельности:

  Весной всё ярче светит солнышко. Становится тепло. Рады яркому солнышку все: и люди, и звери, и птицы, и насекомые.

       

         Весна приходит за зимой, тепло приносит нам с тобой.

         Вон уж пчёл рои шумят, и летит пёстрых бабочек отряд.

  Ребята, вот и к нам в гости прилетела бабочка. Посмотрите, какая она красивая! Ребята, бабочка – это …(насекомое). А каких насекомых вы ещё знаете?  Бабочка приглашает нас на полянку, где живут её друзья – насекомые.

         

         Эй, полянка, раз, два, три,

         В гости нас к себе пусти.

  Ребята, осторожно проходите и присаживайтесь на пенёчки. Как приятно оказаться на солнечной полянке, полежать на зелёной траве. Но будьте очень внимательны, в траве могут прятаться насекомые. Давайте с вами вспомним, как надо вести себя при встрече с насекомыми. (Насекомых нельзя брать в руки, чтобы не причинить им вред. Некоторые насекомые опасны для человека, так как их укус является ядовитым.)

  Что общего есть у всех насекомых в строении тела? (Тело насекомых имеет три части: голова, грудь, брюшко. У насекомых шесть ног.)

   Ребята, а что насекомые делают зимой? (Забиваются в щели коры  деревьев, прячутся под листвой, делают норки в земле.)

   Чем питаются насекомые? ( Большинство с удовольствием поедает зелёные листья, стебли  растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами. Есть в природе и насекомые хищники, которые питаются другими насекомыми. Очень многие насекомые любят полакомиться нектаром и сладкой пыльцой.)

    Ребята, как вы уже успели заметить, на нашей полянке есть много насекомых. Они очень хотят с вами поиграть. Посмотрите внимательно и скажите, кто сидит на пеньке? (На пеньке сидит паучок.) Где сидит паучок? (Паучок сидит на пеньке.)

 Паучок предлагает нам  поиграть в игру.

    Игра «Жадина». Встаньте, пожалуйста, с пенёчков, подойдите ко мне. Я буду вам по очереди бросать мяч и называть насекомое. Вы будете возвращать мне мяч, и называть это же насекомое, добавляя слово «мой» или «моя». Например: моя бабочка, мой паук и т.д.

   Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, кто сидит в траве? (В траве сидит кузнечик). Где сидит кузнечик? (Кузнечик сидит в траве.)

   Кузнечик предлагаем нам поиграть с ним.

 

  Речь с движением «Кузнечик».

   Поднимайте плечики,                             движения плечами вверх вниз

   Прыгайте кузнечики!                             прыжки

   Прыг-скок, прыг-скок!

   Сели, травку покушали                          приседания

   Тишину послушали.

   Опять прыгай высоко,                            прыжки

   Прыгай ловко и легко!

   Ребята, посмотрите, а кто же спрятался за пеньком? (За пеньком спряталась божья коровка). Где спряталась  божья коровка? (Божья коровка спряталась за пеньком.)

   Божья коровка придумала для вас свою игру.

   Игра « Какие насекомые спрятались на картинке». Подойдите, пожалуйста, и посмотрите на картинки. Внимательно рассмотрите картинку и назовите, каких насекомых вы на ней видите. Отвечать надо полным предложением. (Я вижу на картинке стрекозу и т.д.).

   Давайте снова пройдём на полянку и посмотрим, какое насекомое находится перед цветком? (Перед цветком сидит стрекоза). Где сидит стрекоза? ( Стрекоза сидит перед цветком).

  Садитесь и вы на пенёчки.  Стрекоза будет играть с нами в игру «Скажи одним словом».

   - У бабочки пёстрые крылья, значит она какая… (пёстрокрылая).

   - У стрекозы большие глаза, значит она какая … (большеглазая).

   - У таракана рыжие усы, значит он какой… (рыжеусый).

   - Пчела много трудится, значит она какая …(трудолюбивая).

   - У кузнечика длинные ноги, значит он какой …(длинноногий).

   - У комара длинный нос, значит он какой …(длинноносый).

  Молодцы, ребята, справились и с этой игрой. А нас ожидает следующее насекомое. Посмотрите и скажите, кто сидит на цветке? (На цветке сидит пчела). Где сидит пчела? (пчела сидит на цветке). Пчёлка хочет поиграть с вами.

 Игра «Четвёртый лишний». Сейчас я буду вам называть слова, вы должны будете назвать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

   - стрекоза, гусеница, бабочка, комар;

   - пчела, муравей, муха, божья коровка;

   - паук, бабочка, шмель, ласточка;

   - кузнечик, ёжик, оса, майский жук;

   - муравей, паук, божья коровка, пчела.

  Пчёлка подготовила ещё одну игру для вас. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

 

 Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

   Прилетела к нам вчера                             машут ладонями

   Полосатая пчела.

   А за нею шмель-шмелёк                         на каждое название насекомого

   И весёлый мотылёк,                                 загибают пальчики

   Два жука и стрекоза,

   Как фонарики глаза.                                делают кружочки из пальцев

                                                                      и подносят к глазам

   Пожужжали, полетали,                            машут ладонями

   От усталости упали.                                 роняют ладони вниз

   Молодцы, ребята. Давайте пройдём на полянку, сядем на пенёчки и посмотрим, какое же насекомое спряталось под листочком? (Под листочком спряталась гусеница.) Где спряталась гусеница? (Гусеница спряталась под листочком.) Гусеница тоже хочет с вами поиграть.

   Игра «Почини слово». Дождик размыл слова, гусеница предлагает нам их восстановить, составить слова. Я буду называть слоги, а вы из них составите слова. Слоги: ха – му (муха); ра – вей – му (муравей); ла – пче (пчела); мар – ко(комар); чок – жу (жучок); за – стре – ко (стрекоза).

  Ребята, а теперь бабочка хочет проверить, как же хорошо вы знаете насекомых. Она поиграет с вами в игру «Составь загадку». Сейчас каждый из вас выберет понравившееся насекомое и составит про него загадку. Составляя загадку, не забудьте сказать какого цвета ваше насекомое,  какие части тела у него есть, опишите, что умеет делать ваше насекомое, чем оно питается. Мы будем угадывать, какое же насекомое было загадано.

   Молодцы, ребята, хорошо поиграли, хорошо отдохнули на полянке,  А сейчас нам пора возвращаться. Насекомым было очень интересно с вами, в благодарность они приготовили для вас угощение. Скажем насекомым спасибо, до свидания и пообещаем, что обязательно ещё вернёмся на их волшебную полянку.

Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Кого повстречали? Что делали? Что вам больше всего запомнилось, понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья ( с тяжёлыми нарушениями речи) "Зимующие птицы"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей подготовительной группы с использованием упражнения со счётными палочками...

Методическая разработка "КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)"

Приоритетная область: Речевое развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстет...