Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Формирование знаний о зиме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи  в подготовительной группе по теме: «Зимушка, зима!»

Задачи:

Образовательные.

Формировать умение составлять рассказы с опорой на картинный план;

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;

Развивающие. 

Упражнять в подборе однокоренных слов;

Упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде, числе, падеже;

Развивать разговорную речь, словарь;

Развивать познавательные процессы памяти, внимания, мышления.

Воспитательные.

Воспитывать умение слушать других, не перебивая друг друга.

Воспитывать интерес к русскому языку.

Методические приёмы:  наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: чтение рассказов и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме, беседы о временах года.

Ход:

Организационный момент:

Воспитатель:  Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном времени года, а о каком – отгадайте сами:  

 Снег выпадает

 Вьюги завывают,

 Новый год встречают,

 Когда это бывает?

Дети:  Это бывает зимой.

Воспитатель:   Правильно, это бывает зимой. И я предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Зима»

Игра «Зима»

 Я буду говорить начало предложения, кидая при этом вам снежок, а вы будете добавлять слово  «зима», но при этом правильно изменять окончание, возвращая мне снежок .
Ну вот и наступила….. (зима)
Много снега выпало этой….(зимой)

Мы очень долго ждали эту…..(зиму)
Все дети рады приходу….(зимы)
Мы рассказали бабушке о нашей.…(зиме) 
Нам было весело играть….(зимой)

Воспитатель:   загадывает загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройки белы…
Воспитатель:  Дети, что это за скакуны? (Зимние месяцы)
- Назовите зимние месяцы (ответы)
- А какой сейчас зимний месяц? (Январь)
- Дети, посмотрите на картинки и назовите зимние признаки? (На улице мороз, вокруг много снега, люди одевают теплую одежду, день короче, ночи длиннее и тд.)
Воспитатель:   Молодцы, вы назвали мне очень много признаков зимы. Но зима бывает разной.
- Скажите, если все время стоят морозы, то зима какая? (Морозная)
- Правильно, а какая еще бывает зима? (Снежная, красивая, нарядная, вьюжная, суровая…)
Воспитатель:   Зима накрывает всю землю белым одеялом.
- Дети, что это за одеяло? (Снег)
- Правильно, снег.
- А какой бывает снег? (Холодный, белый, рассыпчатый, пушистый…)
- А когда на улице оттепель, то снег какой? (Липкий)
- А что можно делать с липким снегом? (Из липкого снега можно лепить снежки, снеговика, строить снежные постройки и тд.)
- Конечно, из липкого снега можно лепить. И я предлагаю вам слепить снеговика. Вставайте за стульчики. 

Физкультминутка.
Выпал снег, зима кругом,
Мы скатаем снежный ком.
Ком на ком
И сверху ком,
Станет снег снеговиком.
Рот и нос 
И две руки
И глазенки-угольки.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель:  Ребята, у вас на столах лежат картинки – льдинки. Вам нужно сложить свою картинку и сказать, что же на ней изображено.

Дети: (собирают каждый свою картинку из картинного плана и называют признак зимы)

Воспитатель:  Молодцы, а кто попробует составить рассказ о зиме?

Дети: (рассказывают о зиме, опираясь на картинный план)

Пример:

Пришла зима. Солнце не греет. На улице мороз. На дорогах становится скользко. Реки покрыты льдом. Деревья стоят голые, без листьев. Люди надели тёплую одежду и обувь. Зайцы и белки поменяли свои шубки. Ежи и медведи легли спать на  всю зиму.

Воспитатель:   Молодцы! Вы всё правильно назвали.  

Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть  в игру  «Снежок».

Я буду бросать «Снежок» кому-то из вас, а вы должны придумать имя Зиме.

Воспитатель бросает «снежок» дети придумывают имя зиме.

(Зима чародейка, зима красавица, зима волшебница, сказочница, зима хрустальная, зима кружевница, зимушка…..)

Молодцы! Вы столько красивых имен придумали зиме.

Как вы думаете, понравятся эти имена зиме?

Заключительная часть: 

Воспитатель:  Давайте еще подарим зиме пословицы и поговорки.

Зима не лето: в шубку одета.

Шубка зимой не шутка.

В зимний холод всякий молод.

Мороз не велик да, стоять не велит.

Много снега – много хлеба.

Береги нос в большой мороз.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Солнце летом греет, зимой морозит.

Воспитатель:

 О каком времени года мы сегодня говорили?

Что вам понравилось?

Что вызвало затруднения?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....