Речевое развитие . Подготовительная группа. Тема: "Составление описательного рассказа на тему "Увидел скворца - знай : весна у крыльца".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Капранова Наталья Петровна

К

Тема : Составление описательного рассказа на тему «Увидел скворца - знай : весна у крыльца»

Обучающие задачи:

 - закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах; 

   - формировать понятия причинно-следственных связей и за­кономерностей в явлениях природы;

- упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Развивающие задачи:

- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

  - продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

 Воспитательные задачи :

-воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей ;

      - приучать детей к выполнению элементарных правил культуры     

         поведения.

Наглядный материал; картина «Скворцы», аудиокассета «Голоса птиц», шапочки-ободки черного цвета — с черными клювиками для  девочек, с желтыми клювиками для мальчиков. Шапочка скворчихи для воспитателя. Листочки с пустыми окружностями , чтобы дети их заполняли составляя схемы – модели, на всех детей и для воспитателя, простые карандаши- на всех детей. Маленькая картинка «Скворец и скворечник».

  Предварительная работа:

 -  чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Скворцы»;

   -  разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о

птицах;

   -разучивание стихотворения с одним из детей;

   -  рассматривание открыток, книг, альбома «Перелетные птицы»;         

   - загадывание загадок о птицах;

   -  рисование и лепка птиц;

    - прослушивание фонограммы «Перелетные птицы».

          Ход .

Педагог.- Ребята ,а напомните мне ,какое время года сейчас?

 Сегодня мы поговорим с вами о весне, о перелетных птицах.(1слайд).

      Взгляните , как стало красиво вокруг :

      Уже зеленеют деревья и луг .

      Пришла к нам весёлая гостья весна,

      И всё пробудилось от зимнего сна.

(2 слайд)

Педагог. -Ребята закройте глазки представьте , что мы очутились в лесу. Звучит фонограмма «Голоса птиц»

Педагог.-  А как вы считаете, о чем поют птицы?

                 - Чему они радуются?

Дети. – Птицы поют о весне , они радуются солнышку, теплу.(Предполагаемые    ответы.)

Педагог  обращает внимание на гостя -скворца и далее говорит за него.(3 слайд)

Педагог.- Ой, посмотрите, к нам залетел Скворец, но он такой печальный,

      грустный. Что с ним случилось?

Скворец говорит, что он прилетел с юга и не может найти свой домик- скворечник — забыл, какой он. Нашел Скворец маленький домик из коробки, но боится поселиться в нем.

 

Педагог показывает детям скворечник из коробки.

Педагог. Давайте, ребятки, поможем Скворцу и расскажем, почему птицам нельзя жить в домике из коробки.

Дети. Домик из коробки может промочить дождь.

Педагог. А в каком домике лучше жить?

Дети. Лучше жить в домике-скворечнике из дерева.

 Педагог. А почему?

Дети. Такой домик прочнее.

 Педагог. Тебе, Скворец, нужно найти вот такой домик- скворечник.

Педагог показывает картинку «Скворец и скворечник». (4 слайд).

Скворец:- Ребятки, какие вы умные: теперь я знаю, что мне нужно искать деревянный домик-скворечник. Спасибо вам, я полетел.

Педагог. Я очень рада, что вы правильно рассказали Скворцу, какой нужно ему искать домик. Ребятки, а вы хотите узнать о жизни скворцов?

Дети. Хотим.

Педагог. Давайте превратимся в маленьких скворчат! Нужно сказать слова:

                               Я на ножке покручусь —

                               И в скворчонка превращусь!

Дети кружатся на одной ноге, надевают шапочки скворчат: с черными клювиками — девочки, с желтыми клювиками —мальчики.

Педагог. Дважды покружилась  — и в маму-скворчиху превратилась!

Педагог надевает  шапочку скворчихи.

Педагог. Теперь я мама-скворчиха, а вы — мои детки- скворчата.

Сегодня я вас буду учить, как правильно летать, добывать червячков из земли, прятаться от дождя и от кошки.

Физминутка:

«Скворцы».

Ой, летали скворушки-скворцы.

Все летели, песни распевали,

Крыльями махали, (взмахи руками)

Стайкою на землю сели, (сесть на корточки)

Червячков они поели.

Клю, клю, клю, клю,

Как я червячков люблю, (указательными пальцами постучать по полу)

Перышки почистим,

   Чтобы были чище, (руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)

   Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам, (прыжки)

Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

Тут собака прибежала,

И скворцов всех распугала

Гав-гав-гав, скворцы взлетели, (взмахи руками)

И в скворечник полетели, (пробежка)

Педагог. Скворчата! Возвращаемся в скворечник . Поиграли немного, а  сейчас отправляемся в лесную школу.

«Дети-скворчата» идут за «мамой-скворчихой» и садятся за столы, на которых листы для создания схем-моделей и простые карандаши.                            

Педагог. Дорогие скворчата! Сегодня в нашей школе урок. Назовите перелетных птиц.

Дети. Скворцы, ласточки...

Педагог. А почему у вас клювики разного цвета?

Дети. У девочек-скворчат клювики черные, а у мальчиков - скворчат — желтые.

Педагог. Я предлагаю вам составить рассказ о птицах. В этом нам помогут наши помощницы — схемы-модели, которые вы сами составите, если правильно ответите на вопросы.

А кто у вас папа?

Дети. Наш папа — скворец.

Педагог вывешивает картину «Скворцы». Дети пишут букву «С» в центральном кружочке.

Педагог. Когда прилетают скворцы?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №1 солнышко, ручейки.

Педагог. Как выглядит скворец, какой он?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №2 знак «?»

Педагог. Где устраивают свои гнезда скворцы?

                 И как они их утепляют?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №3 скворечник

Педагог. Как поет скворушка?

              На пение каких птиц похожа его песенка?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №4 головку птички с открытым клювиком, из которого вылетают нотки..

Педагог. Какие скворчихи-мамы?

                 Чему учит мама- скворчиха своих птенчиков?

Дети. Скворчихи очень хорошие мамы, они высиживают яички, кормят своих птенчиков гусеницами, червячками, мошками, учат их летать, узнавать сигнал опасности.

Педагог. Правильно. За сутки скворец и скворчиха прилетают к гнезду почти двести раз, и каждый раз приносят своим птенцам еду. Мама- скворчиха учит своих скворчат добывать червячков из земли, прятаться от холода и дождя.

Дети пишут в кружочке №5 слово «мама».

 

Педагог. Какую пользу приносят скворцы людям?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №6  контур дерева, землю, внизу точками изображают насекомых.

Педагог. А что полезного вы сделали для птиц?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №7 букву «Я» или свое лицо.

          Педагог. Какие вы знаете поговорки, народные приметы о птицах?

Дети рассказывают поговорки и приметы.

           Педагог. А сейчас кто хочет рассказать про птиц?

Составление рассказов детьми.                               

Педагог. Ребята, смотрите, прилетел Скворец.

Скворец. Я летел мимо и решил спросить: что вы сегодня делали?

           Что было вам трудно выполнить? А что легко?

           Как называется домик для \ скворцов?

           А для чего всем нужна школа?

Дети рассказывают.

Педагог. Молодцы, ребятки, сейчас я знаю, чем  занимаются в школе,и

постараюсь рассказать своим скворчатам об этом.            

А еще я хочу сказать «спасибо». Я нашел домик- скворечник для семьи, там тепло и уютно. Приглашаю вас в гости. Я полетел вперед, а вы догоняйте меня.

Скворец «улетает».

Педагог. Мы много узнали о птицах . Мне было легко с вами заниматься. Давайте обратно превратимся в ребяток. Для этого нужно сказать слова:

                        На одной ножке покрутились —

И в ребяток превратились!

Раз, два, три, четыре, пять — воспитатель я опять!

 Все крутятся на одной ножке и снимают маски.

Педагог.- А сейчас пора идти гулять и понаблюдать за разными птицами , которые прилетели к нам на участок.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

К-№54

Тема : Составление описательного рассказа на тему «Увидел скворца - знай : весна у крыльца»

Обучающие задачи:

 - закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах;                                          - формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;

- упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Развивающие задачи:

- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

  - продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

 Воспитательные задачи :

-воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей ;

      - приучать детей к выполнению элементарных правил культуры    

         поведения.

Наглядный материал; картина «Скворцы», аудиокассета «Голоса птиц», шапочки-ободки черного цвета — с черными клювиками для  девочек, с желтыми клювиками для мальчиков. Шапочка скворчихи для воспитателя. Листочки с пустыми окружностями , чтобы дети их заполняли составляя схемы – модели, на всех детей и для воспитателя, простые карандаши- на всех детей. Маленькая картинка «Скворец и скворечник».

       Предварительная работа:

 -  чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Скворцы»;

   -  разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о

птицах;

   -разучивание стихотворения с одним из детей;

   -  рассматривание открыток, книг, альбома «Перелетные птицы»;          

   - загадывание загадок о птицах;

   -  рисование и лепка птиц;

    - прослушивание фонограммы «Перелетные птицы».

          Ход занятия.

Педагог.- Ребята ,а напомните мне ,какое время года сейчас?

 Сегодня мы поговорим с вами о весне, о перелетных птицах.(1слайд).

      Взгляните , как стало красиво вокруг :

      Уже зеленеют деревья и луг .

      Пришла к нам весёлая гостья весна,

      И всё пробудилось от зимнего сна.

(2 слайд)

Педагог. -Ребята закройте глазки представьте , что мы очутились в лесу. Звучит фонограмма «Голоса птиц»

Педагог.-  А как вы считаете, о чем поют птицы?

                 - Чему они радуются?

Дети. – Птицы поют о весне , они радуются солнышку, теплу.(Предполагаемые    ответы.)

Педагог  обращает внимание на гостя -скворца и далее говорит за него.(3 слайд)

Педагог.- Ой, посмотрите, к нам залетел Скворец, но он такой печальный,

      грустный. Что с ним случилось?

Скворец говорит, что он прилетел с юга и не может найти свой домик- скворечник — забыл, какой он. Нашел Скворец маленький домик из коробки, но боится поселиться в нем.

Педагог показывает детям скворечник из коробки.

Педагог. Давайте, ребятки, поможем Скворцу и расскажем, почему птицам нельзя жить в домике из коробки.

Дети. Домик из коробки может промочить дождь.

Педагог. А в каком домике лучше жить?

Дети. Лучше жить в домике-скворечнике из дерева.

 Педагог. А почему?

Дети. Такой домик прочнее.

 Педагог. Тебе, Скворец, нужно найти вот такой домик- скворечник.

Педагог показывает картинку «Скворец и скворечник». (4 слайд).

Скворец:- Ребятки, какие вы умные: теперь я знаю, что мне нужно искать деревянный домик-скворечник. Спасибо вам, я полетел.

Педагог. Я очень рада, что вы правильно рассказали Скворцу, какой нужно ему искать домик. Ребятки, а вы хотите узнать о жизни скворцов?

Дети. Хотим.

Педагог. Давайте превратимся в маленьких скворчат! Нужно сказать слова:

                               Я на ножке покручусь —

                               И в скворчонка превращусь!

Дети кружатся на одной ноге, надевают шапочки скворчат: с черными клювиками — девочки, с желтыми клювиками —мальчики.

Педагог. Дважды покружилась  — и в маму-скворчиху превратилась!

Педагог надевает  шапочку скворчихи.

Педагог. Теперь я мама-скворчиха, а вы — мои детки- скворчата.

Сегодня я вас буду учить, как правильно летать, добывать червячков из земли, прятаться от дождя и от кошки.

Физминутка:

«Скворцы».

Ой, летали скворушки-скворцы.

Все летели, песни распевали,

Крыльями махали, (взмахи руками)

Стайкою на землю сели, (сесть на корточки)

Червячков они поели.

Клю, клю, клю, клю,

Как я червячков люблю, (указательными пальцами постучать по полу)

Перышки почистим,

   Чтобы были чище, (руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)

   Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам, (прыжки)

Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

Тут собака прибежала,

И скворцов всех распугала

Гав-гав-гав, скворцы взлетели, (взмахи руками)

И в скворечник полетели, (пробежка)

Педагог. Скворчата! Возвращаемся в скворечник . Поиграли немного, а  сейчас отправляемся в лесную школу.

«Дети-скворчата» идут за «мамой-скворчихой» и садятся за столы, на которых листы для создания схем-моделей и простые карандаши.        

Педагог. Дорогие скворчата! Сегодня в нашей школе урок. Назовите перелетных птиц.

Дети. Скворцы, ласточки...

Педагог. А почему у вас клювики разного цвета?

Дети. У девочек-скворчат клювики черные, а у мальчиков - скворчат — желтые.

Педагог. Я предлагаю вам составить рассказ о птицах. В этом нам помогут наши помощницы — схемы-модели, которые вы сами составите, если правильно ответите на вопросы.

А кто у вас папа?

Дети. Наш папа — скворец.

Педагог вывешивает картину «Скворцы». Дети пишут букву «С» в центральном кружочке.

Педагог. Когда прилетают скворцы?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №1 солнышко, ручейки.

Педагог. Как выглядит скворец, какой он?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №2 знак «?»

Педагог. Где устраивают свои гнезда скворцы?

                 И как они их утепляют?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №3 скворечник

Педагог. Как поет скворушка?

              На пение каких птиц похожа его песенка?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №4 головку птички с открытым клювиком, из которого вылетают нотки..

Педагог. Какие скворчихи-мамы?

                 Чему учит мама- скворчиха своих птенчиков?

Дети. Скворчихи очень хорошие мамы, они высиживают яички, кормят своих птенчиков гусеницами, червячками, мошками, учат их летать, узнавать сигнал опасности.

Педагог. Правильно. За сутки скворец и скворчиха прилетают к гнезду почти двести раз, и каждый раз приносят своим птенцам еду. Мама- скворчиха учит своих скворчат добывать червячков из земли, прятаться от холода и дождя.

Дети пишут в кружочке №5 слово «мама».

Педагог. Какую пользу приносят скворцы людям?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №6 контур дерева, землю, внизу точками изображают насекомых.

Педагог. А что полезного вы сделали для птиц?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №7 букву «Я» или свое лицо.

          Педагог. Какие вы знаете поговорки, народные приметы о птицах?

Дети рассказывают поговорки и приметы.

           Педагог. А сейчас кто хочет рассказать про птиц?

Составление рассказов детьми.        

Педагог. Ребята, смотрите, прилетел Скворец.

Скворец. Я летел мимо и решил спросить: что вы сегодня делали?

           Что было вам трудно выполнить? А что легко?

           Как называется домик для \ скворцов?

           А для чего всем нужна школа?

Дети рассказывают.

Педагог. Молодцы, ребятки, сейчас я знаю, чем  занимаются в школе,и

постараюсь рассказать своим скворчатам об этом.        

А еще я хочу сказать «спасибо». Я нашел домик- скворечник для семьи, там тепло и уютно. Приглашаю вас в гости. Я полетел вперед, а вы догоняйте меня.

Скворец «улетает».

Педагог. Мы много узнали о птицах . Мне было легко с вами заниматься. Давайте обратно превратимся в ребяток. Для этого нужно сказать слова:

                        На одной ножке покрутились —

И в ребяток превратились!

Раз, два, три, четыре, пять — воспитатель я опять!

 Все крутятся на одной ножке и снимают маски.

Педагог.- А сейчас пора идти гулять и понаблюдать за разными птицами , которые прилетели к нам на участок.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уидел скворца - знай: весна у крыльца

Задачи:Образовательные:- Закрепить представления детей о весне, о перелетных птицах.- Формировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей в явленияхприроды. - Обучать детей соста...

Конспект НОД с детьмьми старшего возраста: "Увидед скворца-знай весна у крыльца"

Интересное игровое занятие с приёмами мнемотехники....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

конспект образовательной деятельности по речевому развитию старшая группа. Тема: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

конспект образовательной деятельности Тема: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»....

Конспект занятия по развитию речи «Увидел скворца – знай: весна у крыльца»

Конспект занятия по развитию описательной речи с использованием мнемотехники для детей подготовительной группы....