Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Содержание раздела «Речевое развитие»

 

Раздел

стр

1

 Пояснительная записка

2

2

Тематический план

 

 

2

3

Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»

 

3

4

Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»

3

5

Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие»

 

5

6

Средства обучения

 

5

6.1

Оборудование

 

5

6.2

Учебно-наглядные пособия

 

5

6.3

УМК

6

7

Календарно-тематическое планирование  по образовательной области «Речевое развитие»

 

7

7.1

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие»

 

7

7.2

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» («Обучение грамоте»)

 

17

8

Приложение

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание раздела «Речевое развитие»

 

Раздел

стр

1

 Пояснительная записка

2

2

Тематический план

 

 

2

3

Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»

 

3

4

Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»

3

5

Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие»

 

5

6

Средства обучения

 

5

6.1

Оборудование

 

5

6.2

Учебно-наглядные пособия

 

5

6.3

УМК

6

7

Календарно-тематическое планирование  по образовательной области «Речевое развитие»

 

7

7.1

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие»

 

7

7.2

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» («Обучение грамоте»)

 

17

8

Приложение

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_podgotovitelnaya.docx110.21 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание раздела «Речевое развитие»

Раздел

стр

1

 Пояснительная записка

2

2

Тематический план

2

3

Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»

3

4

Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»

3

5

Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие»

5

6

Средства обучения

5

6.1

Оборудование

5

6.2

Учебно-наглядные пособия

5

6.3

УМК

6

7

Календарно-тематическое планирование  по образовательной области «Речевое развитие»

7

7.1

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие»

7

7.2

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» («Обучение грамоте»)

17

8

Приложение

18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Рабочая программа составлена с учетом содержания образовательной области «Речевое развитие» Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.

Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной общеобразовательной программы МДОУ "Детский сад "Сказка" п. Правохеттинский.

Реализация данного раздела направлена на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи- диалогической и монологический форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Обучение осуществляется в форме организованной непрерывной образовательной деятельности; игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.

Цель программы

  • формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи образовательной деятельности

  • поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  • развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
  • поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
  •  развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
  • воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
  • развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
  • развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
  • обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

Краткая характеристика программы: программа предусматривает обучение детей от 6 до 8 лет по следующим разделам:

Речевое развитие

Обучение грамоте

Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы), а также в форме мониторинга усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.

2.Тематический план

№                                           Тема (раздел)

1

«Речевое развитие "

36 часов

2

«Подготовка к обучению грамоте»

36 часов

итого

72 часа

3.Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»

Подготовительная группа

Достижения ребенка («Что нас радует»)

 

 

Ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность.

задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни;  участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя  печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству.  

в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.

успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр

речь чистая, грамматически правильная, выразительная.  

владеет звуковым анализом слов, проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимает идею произведения, авторское  отношение к героям. 

 4.Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»

Владение речью как средством общения и культуры.

Освоение умений:  

  • коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий (организовать работу группы, распределить обязанности, согласовать действия, регулировать активность друг друга, дать отчет о выполненном поручении);  
  • использовать вариативные этикетные формулы эмоционального взаимодействия с людьми: в ситуациях приветствия («Как я рад тебя видеть». «Как я по вам соскучился», «Как хорошо, что мы встретились»), в ситуациях прощания (С нетерпением жду нашей следующей встречи», «Как жаль расставаться с тобой», «До новых и радостных встреч», «Надеюсь на новую встречу», «Всего хорошего, удачи тебе!»;
  • использовать правила этикета в новых ситуациях: кто здоровается первым при встрече со взрослыми, когда следует подавать руку, что означает рукопожатие, кто первым подает руку; почему следует вставать при приветствии; почему нельзя держать руки в карманах и здороваться и прощаться через порог или другое препятствие;
  • представить своего друга родителям, товарищам по игре: кого представляют первым: девочку или мальчика, мужчину или женщину;
  • познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; умение делать комплименты другим и принимать их;
  • следовать правилам этикета в тяжелых жизненных обстоятельствах (болезнь, неприятности в семье);
  • использовать формулы речевого этикета в процессе спора.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. 

Освоение умений:

  • пересказа литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;  
  • понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их при пересказе, в собственной речи, замечать в рассказах сверстников;
  • в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности;
  • составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования;  составлять рассказы контаминации, сочетая описание и повествование, описание и рассуждение;  
  • различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
  • соблюдать в повествовании основные характерные особенности жанра сказки, рассказа, загадки, стихотворения;  
  • самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.  
  • образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина);
  • самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.

Развитие речевого творчества. Освоение умений: самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, сказки, загадки; придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам, с использованием приемов ТРИЗа;

  • в творческих рассказах использовать личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности;
  • внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно и конструктивно исправлять их; Обогащение активного словаря:  

Освоение умений: подбирать точные слова для выражения мысли; выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт — пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.; находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха: Автоматизация сложных для произношения звуков в речи; коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий), составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове;

Освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Представления о некоторых особенностях литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, загадка; проявление интереса к текстам познавательного содержания.  

 

5.Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие»

   Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы), а также в форме мониторинга усвоения основной образовательной программы дошкольного образования. (Приложения 1, 2).

6.Средства обучения

6.1Оборудование: интерактивная доска, компьютер, сканер, принтер

6.2 Перечень оборудования

6.3 Учебно-наглядные пособия

Перечень наглядно-дидактических

 Нищева Н.В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1: альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2009.

 Нищева Н.В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2: альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2009

Нищева Н.В.Наш детский сад 1.Альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2010.

Нищева Н.В. Четыре времени года: наглядно- дидактическое пособие.- СПб.: Детство – пресс, 2010.

Нищева Н.В. Все работы хороши. Альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2010.

Нищева Н.В.Кем быть?.Альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2010.

О.С.Ушакова «Демонстрационный материал к «Программе развития речи дошкольников», «Развитие речи в картинках: Животные», ООО «ИД Сфера образования»,2014г

О.С.Ушакова «Демонстрационный материал к «Программе развития речи дошкольников», «Развитие речи в картинках: Живая природа» ООО «ИД Сфера образования»,2014г

О.С.Ушакова «Демонстрационный материал к «Программе развития речи дошкольников», «Развитие речи в картинках: Занятия детей», ООО «ИД Сфера образования»,2014г

6.4.Раздаточный материал, счетный материал, дидактические игры

 6.5 УМК (проверить, выставить все новые года издания)

Перечень программ, методических пособий    

Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. 2-е изд.. перераб. и дополн./ Под ред. О.С. Ушаковой. -  М.: ТЦ Сфера, 2017.

Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет. 2-е изд.. перераб. и дополн./ Под ред. О.С. Ушаковой. -  М.: ТЦ Сфера, 2017.

«Играем, Пишем, Читаем» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет /Авторы – составители Е.О.Астафьева. Издательство «Детство – Пресс», ,2016г.

Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем: методическое пособие – конспект/ Худ. О.Р. Гофман. СПб.: Детство – Пресс, 2015г

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М.: ТЦ Сфера, 2016

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015

Большая хрестоматия для детей подготовительной группы детского сада 6-7 лет,С.Маршак, В.Сутеев, К.Чуковский ид р. ООО «Из-во АСТ,2016г.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016г.

Хрестоматия для детского сада, 6-7 лет.сост.А.Н.Печенская-М.:ООО «Русское слово-учебник»,2017г.

7.Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие»

7.1.Перспективное планирование «Развитие речи» подготовительная группа

Тема занятия                                                                                                                  

Программные задачи            

Материал

Используемая литература

1.

Пересказ сказки «Лиса и козел»

Задачи:

- связная речь: закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей;

- словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания;

- звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму

Картинки с изображением лисы.

(О.С.Ушакова1, стр. 133)

2.

Составление рассказа по картине «В школу»

 

Задачи:

- связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным;

- словарь и грамматика: активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; тренировать в дифференциации звуков [с] и [ш]; развивать интонационную выразительность речи.

Картина «В школу»

(О.С.Ушакова 2, стр. 135)

3.

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Задачи:

- связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений;

- словарь и грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам;

- звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

 (О.С.Ушакова 3, стр. 137)

4.

 Составление текста-рассуждения

Задачи:

- связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений;

- словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.

Картинка с зайцем (зайцами).

(О.С.Ушакова 4, стр. 139)

5.

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Задачи:

- связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно;

- словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам;

- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] и [ж], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

(О.С.Ушакова 5, стр. 141)

6.

Составление рассказа по картинам из серии «Домашние животные»

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений;

- словарь и грамматика: учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать;

- звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса.

Картины из серии «Домашние животные» («Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Свинья с поросенком»).

(О.С.Ушакова 6, стр. 143)

7.

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Задачи:

- связная речь: учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название;

- словарь и грамматика: учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам;

- звуковая культура речи: развивать чувства ритма и рифмы.

На первой картине – девочка с корзинкой, на второй – она встречает ежей, на третьей – ежи помогают девочке собирать грибы.

(О.С.Ушакова 7, стр. 145)

8.

Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду»

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет;

- словарь и грамматика: учить образованию формы родительного падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании;

- звуковая культура речи: учить дифференциации звуков [ц] и [ч'], отрабатывать четкую дикцию.

Картинки – заяц, волк, белка, кролик, галка.

(О.С.Ушакова 8, стр. 147)

9.

Составление текста-поздравления

Задачи:

- связная речь: учить составлять текст-поздравление;

- звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Игрушки – музыкальные инструменты: барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки.

(О.С.Ушакова 9, стр. 150)

10.

Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Задачи:

- связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

- словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;

- звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.

(О.С.Ушакова 10, стр. 153)

11.

Сочинение сказки на тему «День рождения зайца»

Задачи:

- связная речь: учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности;

- словарь и грамматика: учить образованию формы винительного падежа множественного числа существительных;

- звуковая культура речи: учить отчетливому произнесению потешек, различению ритма, темпа речи и силы голоса.

Фишки (или флажки, или колечки от пирамидки).

(О.С.Ушакова 11, стр. 155)

12.

Составление рассказа с использованием антонимов

.

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ, использовать антонимы;

- словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления

Предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы.

(О.С.Ушакова 12 , стр. 157 )

13.

Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

Задачи:

- связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине. Соблюдая последовательность, точность и выразительность;

- словарь и грамматика: учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании;

- звуковая культура речи: развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса.

Картина «Лиса с лисятами»

(О.С.Ушакова 13, стр. 159)

14

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

 

Задачи:

- связная речь: учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства;

- словарь и грамматика: обратить внимание на то, как меняется смысл слов то употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу.  

(О.С.Ушакова 14 , стр. 161)

15.

Составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза»

 

Задачи:

- связная речь: учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения;

- словарь и грамматика: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова;

- звуковая культура речи: учить правильному произношению звуков [с] - [с'], [з] - [з'], дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками, изменять силу голоса, темп речи.

Картины «Не боимся мы мороза» «Саша и снеговик»(14,рис.3,8)

(О.С.Ушакова 15 , стр. 163)

16.

Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»

Задачи:

- связная речь: учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композиция рассказа;

- словарь и грамматика: учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования;

- звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [в] и [ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками [в] и [ф].

Игрушки – лисенок, щенок.

(О.С.Ушакова 16 , стр. 165)

17.

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Задачи:

- связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей;

- словарь и грамматика: учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия.

(О.С.Ушакова 17 , стр. 168)

18.

Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»

Задачи:

- связная речь: учить развивать предложенный сюжет;

- словарь и грамматика: активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах;

- звуковая культура речи:  учить дифференцированию звуков [ш] и [ж]; использованию вопросительной и повествовательной интонаций.

(О.С.Ушакова ,18 стр. 171)

19.

Сочинение сказки на предложенный сюжет

Задачи:

- связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет;

- словарь и грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

Картинки с изображениями мячей, игрушек, мебели, котят.

(О.С.Ушакова 19, стр. 173)

20.

Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке»

Задачи:

- связная речь: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности;

- словарь и грамматика: активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

(О.С.Ушакова 20 , стр. 175)

21.

Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин

Задачи:

- связная речь: учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки;

- словарь и грамматика: учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели;

- звуковая культура речи: подбирать слова и фразы, схожие по звучанию.

На первой картинке изображено: зайчонок прыгает с прыгалками, бельчонок ждет, волк выглядывает из-за кустов; на второй: волк выскакивает, зайчонок испуган, бельчонок карабкается на сосну; на третьей картинке: бельчонок кидает в волка шишками, зайчонок стоит испуганный, у волка на лбу вскакивает шишка; на четвертой: волк убегает, зверята радуются.

(О.С.Ушакова 21, стр. 178)

22.

Составление рассказа «Как Ежонок попал в беду» по серии сюжетных картинок

Задачи:

- связная речь: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения;

- словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

На первой картинке изображено: ежонок упал в яму, бельчонок, медвежонок и зайчонок стоят и смотрят в яму; на второй: бельчонок и медвежонок кидают в яму прутики и ветки, зайчонок стоит испуганный; на третьей картинке: ежонок выбрался, зайчонок угощает всех морковкой; на четвертой: зверята веселятся

(О.С.Ушакова 22, стр. 181)

23

Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картинок

Задачи:

- связная речь: учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями;

- словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам;

- звуковая культура речи: выполнять фонетические упражнения на изменение интонации.

На первой картинке изображено, как медвежонок Миша, Пушок (зайчонок), Рыжик (бельчонок) и мышонок идут гулять. На второй картинке – медвежонок полез на дерево, из дупла вылетел рой пчел, они кружатся около медведя, зверята прыгают в воду. На третьей: бельчонок, зайчонок и медвежонок в воде, пчелы улетают. На четвертой: медвежонок высунулся из воды и смотрит, как улетают пчелы, а зверята ждут, когда он вылезет. Друзья веселятся: прогнали пчел.

(О.С.Ушакова 23, стр. 183

О.С.Ушакова)

24

Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин

Задачи:

- связная речь: развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями;

- словарь и грамматика: подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам.

На первой картинке изображено, как Мише на день рождения идут ежонок, бельчонок, зайчонок; на второй – мышонок видит, как кот ворует пирожные из коробки; на третьей – медвежонок расстроен, зверята утешают его и кладут в коробку свои подарки; на четвертой – кота прогоняют, зверята веселятся.

(О.С.Ушакова 24, стр. 186)

25.

Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам

Задачи:

- связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность;

- словарь и грамматика: учить употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов;

- звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки н а слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи.

Картинки с разными животными (Тигр,жираф,слон,

волк,лиса); 6 икартин с изображениями животных и их детенышей

(13,рис 4,6,8; 15 ,рис.2,4)

(О.С.Ушакова, 25 , стр. 188)

26.

Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта

Задачи:

- связная речь: учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную;

- словарь и грамматика: познакомить со значениями слова игла;

- звуковая культура речи: учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова.

Картины “Ежи», «Лиса с лисятами»(13,рис.4,8)

(О.С.Ушакова 26, стр. 192)

27.

Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк»

Задачи:

- связная речь: учить  пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает);

- словарь и грамматика: активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы.

(О.С.Ушакова 27, стр. 193)

28.

Сочинение сказки на заданную тему

Задачи:

- связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра;

- словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование;

- звуковая культура речи: учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна»

(О.С.Ушакова 28, стр. 196)

29.

Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Задачи:

- связная речь: учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста;

- словарь и грамматика: активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц;

- звуковая культура речи: учить правильно произносить звуки [ш], [ж], [р], изменять силу голоса и темп речи.

(см.приложение 1,с.226)

(О.С.Ушакова 29, стр. 199)

30.

Описание пейзажной картины

Задачи:

- связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом;

- словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов;

- звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

Репродукция картины «Весна. Большая вода» И. Левитана.

(О.С.Ушакова 30, стр. 200)

31.

Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»

Задачи:

- связная речь: учить составлять коллективный рассказ-описание;

- словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;

- звуковая культура речи: учить дифференцировать на слух в произношении звуки [р] - [р'], четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с [р] - [р']; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, деление слов на слоги, ударении.

Картина «Если бы мы были художниками» (24)

(О.С.Ушакова 31, стр. 203)

32.

Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

 

Задачи:

- связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от первого лица;

- словарь и грамматика: учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе;

- звуковая культура речи: давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса.

Рассказ «Золотой луг»

(См. Приложение 1, с.227)

(О.С.Ушакова 32, стр. 206)

33.

Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки»

Задачи:

- связная речи: учить составлять связный рассказ по картине;

- словарь и грамматика: давать задания на подбор определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков; активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов.

Картины «Лиса с лисятами» (13, рис.4,8), «Белка с бельчатами»(15,рис.3)

(О.С.Ушакова 33, стр. 208)

34.

Составление рассказа на тему «Веселое настроение»

Задачи:

- связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему;

- словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам.

(О.С.Ушакова 34, стр. 210)

35.

Составление рассказа на тему «Веселое настроение»

Задачи:

- связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему;

- словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам.

(О.С.Ушакова 34, стр. 210)

36.

Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему

Задачи:

- связная речь: учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии);

- словарь и грамматика: учить подбирать синонимы и антонимы, названия детенышей животных;

- звуковая культура речи: воспитывать интонационную выразительность речи.

(О.С.Ушакова 35, стр. 214)

7.2.Перспективный план по подготовке к обучению грамоте

Тема занятия                                                                                                                  

Программные задачи            

Используемая литература

Диагностика

«Радуга»

«Разноцветные колпачки»

Уточнить и закрепить знания о цветах радуги, о цветах не входящих в радугу

Развивать слуховое и зрительное внимание, координованность и точность мелкой моторики

(Астафьева Е.О. стр. 15-17)

Диагностика

«Наша речь»

Слово, предложение рассказ

Учить понимать, что такое устная и письменная речь; развивать зрительное восприятие. Учить составлять схему предложения

(Астафьева Е.О. стр. 18-19)

1.

Звук и буква А, а

Закрепить знания об изученных звуке и букве. Тренируем ребенка в определения звука А и его места в слове (начало, середина, конец).

Учим ребенка правильно образовывать от заданных существительных относительные прилагательные (малина малиновый, черника — черничный и т. и.), согласовывать прилагательное с существительным (сок малиновый, варенье черничное и т.п.). Закрепляем знания о том, какие заготовки делают из ягод. Активизируем и обогащаем словарный запас детей.

Закрепляем образ буквы, количество элементов, входящих в нее, ее правильное написание

(Астафьева Е.О. стр. 20)

2

Звук и буква

У,у

Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб), сыроежка, боровик (белый гриб), мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове.

 Учим ребенка звуковому анализу и синтезу слов Ау и Уа. Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему.

Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы.

 (Астафьева Е.О. стр. 21)

3

Звук и буква

О,о

Закрепляем знание признаков «золотой осени». Учим ребенка видеть их на черно-белой картинке. Учим выделять звук О и определять его место в слове. Учим подбирать слова к заданной звуковой схеме. Знакомим с правилом о написании заглавной буквы в начале имени. Тренируем в подборе имен с О в начале и середине слова. 

Закрепляем образ и написание заглавных букв А, О, У. Учим не путать верхние и нижние элементы букв.

(Астафьева Е.О. стр. 22)

4

Звук и буква

И,и

Закрепляем обобщающие понятия овощи и фрукты. Учим узнавать знакомые предметы, изображенные контуром. Закрепляем знание названий и окраски овощей и фруктов. Учим выделять звук И и определять его место в слове. Учим угадывать задуманное слово по его первой и последней букве. На примере слова ОВОЩИ показываем, что некоторые слова звучат и пишутся по-разному (говорим [оващи], а пишем овощи)..Продолжаем учить ребенка звуко-буквенному анализу и синтезу слов на примере слова Иа. Учим писать слово и зарисовывать его звуковую схему. Закрепляем правильное написание букв И и, А а. Учим узнавать их среди других букв и знаков

(Астафьева Е.О. стр. 23)

5

Звук и буква

М,м

Цели. Учим составлять и записывать слоги: АМ, УМ, ОМ, МА, МУ, МО, сравнивать слоги-слияния и неслияния, составленные из одних и тех же букв. Закрепляем умение зарисовывать схемы слогов. Учим подбирать слова, начинающиеся с заданного слога: МА — малина, МУ — муха, МО — море (предлагаются слоги-слияния).

Продолжаем учить ребенка подбирать слова с заданным звуком, определять место звука в слове, твердость и мягкость согласного. Закрепляем умение придумывать слова на заданный слог (МУ — мука, МА — машина). Закрепляем правильное написание буквы М. Учим анализировать изображение знакомого предмета, составленное из геометрических фигур и букв.

(Астафьева Е.О. стр. 24)

6

Звук и буква П,п

Знакомим ребенка с мягким слиянием на примере анализа и синтеза слога ПИ. Учим записывать схему этого слияния. Учим образовывать от междометия глагол (ПИ! — пищит). Закрепляем правильное написание букв П, И. Учим находить их среди других букв, выделять правильно и неправильно написанные буквы.

Цели. Учим ребенка делить слова на слоги. Закрепляем умение выделять гласные в слове. Учим рисовать слоговую схему слова и записывать в ней гласные. Закрепляем умение узнавать и раскрашивать знакомые предметы, изображенные контуром.

 (Астафьева Е.О. стр. 26)

7

Звук и буква Т,т

Закрепляем обобщающие понятия верхняя одежда, обувь, головные уборы. Учим находить на картинке предметы, в названиях которых есть звук Т, определять место этого звука в слове, его мягкость или твердость; закрепляем умение определять количество слогов в слове и подбирать к слову его слоговую схему

Закрепляем умение обводить изображение предмета по точкам.

Закрепляем образ буквы Т, учим выделять ее из ряда похожих фигур. Тренируем ребенка в самостоятельном написании этой буквы. (

(Астафьева Е.О. стр. 27)

8

Звук и буква К.к

Закрепляем обобщающее понятие перелетные птицы. Учим находить основное отличие у объектов, входящих в близкие обобщающие понятия: птицы перелетные и птицы зимующие. Закрепляем навыки звуко-буквенного и слогового анализа с выделением последнего слога в слове (утка, сорока, ласточка. Учим подбирать слова, заканчивающиеся на заданный слог ка. Продолжаем составлять слоговые схемы слов.

Учим ребенка узнавать знакомые буквы, написанные необычно, и уточнять, в чем необычность их написания. Повторяем пройденные гласные и согласные буквы, дифференцируя их. Закрепляем написание буквы К. Объясняем значение ударения на примере того, как меняется значение слова при изменении в нем ударной гласной (ударного слога)..)

(Астафьева Е.О. стр. 29)

9

Звук и буква Х,х

Закрепляем знания о звуке и букве X. Учим находить эту букву среди других букв. Закрепляем знание о гласных и согласных, умение их различать

Закрепляем обобщающее понятие дикие звери ваших лесов. Закрепляем знание о том, что есть хищные и травоядные звери. Учим ребенка образовывать прилагательные: лисий, волчий, заячий, беличий. Учим различать звуки и буквы X — Т, закрепляем правильное написание этих букв. Закрепляем умение выделять первый звук и букву в слове.На примере слов муха и мука закрепляем умение делать полный звуко-буквенный и слоговой анализ слова с выделением ударения. Учим различать (дифференцировать) звуки и буквы К X.

(Астафьева Е.О. стр. 31)

10

Звук и буква С,с

Учим ребенка делить слова на слоги, выделять звук С и определять его место в слове. Закрепляем обобщающие понятия дикие животные и домашние животные. Учим определять ударную гласную в слове. Учим ребенка читать слоги и слова протяжно, не прерываясь на букве и слоге. Тренируем в определении твердых и мягких слияний, звуков, не попавших в слияние. Учим подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему. Цели. Закрепляем умение узнавать и правильно писать изученные буквы. Учим различать буквы с похожими элементами, составлять слова из предложенных букв, анализом и синтезом слова.

(Астафьева Е.О. стр. 32)

11

Звук и буква С,с(закрепление)

Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв. Учим анализировать правильное написание буквы. Закрепляем понятия согласные буквы и гласные буквы. Учим составлять и записывать слова из данных букв. Учим видеть изображение предмета, составленное из букв.

Учим ребенка разгадывать ребус со «словами-перевертышами», читающимися как обычно и справа налево. Учим самостоятельно составлять подобные ребусы. Продолжаем работать над звуко-буквенным  анализом слов.

Закрепляем умение узнавать и правильно писать изученные буквы. Учим различать буквы с похожими элементами, составлять слова из предложенных букв. анализом и синтезом слова

(Астафьева Е.О. стр. 32)

12

Звук и буква З,з

Учим ребенка разгадывать ребус со «словами-перевертышами», читающимися как обычно и справа налево. Учим самостоятельно составлять подобные ребусы. Продолжаем работать над звуко-буквенным  анализом слов. 

(Астафьева Е.О. стр. 34)

13

Звук и буква Н, н

Закрепляем обобщающее понятие зимующие птицы. Учим узнавать и правильно раскрашивать знакомых птиц (синица, голубь, сорока, воробей, ворона, ласточка, дятел). Учим понимать и правильно употреблять предлоги: над, под, в, на, за, перед, у (около). Продолжаем учить ребенка выделять среди данных предметов лишний и уметь объяснять свой выбор. 

(Астафьева Е.О. стр. 35)

14

Звук и буква

Ы

Учим ребенка узнавать в словах и дифференцировать звуки Ы — И. Закрепляем знание очертания букв Ы, И. Продолжаем тренировать в умении образовывать множественное число существительных.

Учим ребенка образовывать множественное число существительных. Развиваем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на примере слов зонт, зонты. Учим составлять и разгадывать ребусы. Развивая зрительное восприятие, продолжаем тренировать в выполнении рисунка по точкам.  Закрепляем умение узнавать очертания буквы Ы, не путать ее с похожими буквами.

(Астафьева Е.О. стр. 37)

15

Звук и буква

Ы(закрепление)

Учим ребенка узнавать в словах и дифференцировать звуки Ы — И. Закрепляем знание очертания букв Ы, И. Продолжаем тренировать в умении образовывать множественное число существительных.

Учим ребенка образовывать множественное число существительных. Развиваем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на примере слов зонт, зонты. Учим составлять и разгадывать ребусы. Развивая зрительное восприятие, продолжаем тренировать в выполнении рисунка по точкам.  Закрепляем умение узнавать очертания буквы Ы, не путать ее с похожими буквами.

(Астафьева Е.О. стр. 37)

16

Звук и буква Б,б

Тренируем ребенка в различении звуков Б — П написании букв б, п, а. Учим звуко-буквенному анализу и синтезу слов

Учим ребенка подбирать слова-родственники (однокоренные слова). Расширяем словарный запас по теме «Зимние забавы».

Учим ребенка правильно согласовывать существительные с числительными до 5. Учим дифференцировать парные согласные звуки Б — Пи определять, какую букву следует писать на конце слова: дуб, гриб, сноп.

(Астафьева Е.О. стр. 38)

17

Звук и буква Б,б

Тренируем ребенка в различении звуков Б — П написании букв б, п, а. Учим звуко-буквенному анализу и синтезу слов

Учим ребенка подбирать слова-родственники (однокоренные слова). Расширяем словарный запас по теме «Зимние забавы».

Учим ребенка правильно согласовывать существительные с числительными до 5. Учим дифференцировать парные согласные звуки Б — Пи определять, какую букву следует писать на конце слова: дуб, гриб, сноп.

(Астафьева Е.О. стр. 38)

18

Звук и буква

Л.л

Учим узнавать буквы по их частичному изображению. Закрепляем знания о звуке и букве Л.

Тренируем в составлении и записи слов из предложенных букв

Учим ребенка образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными; изменять окончания существительных при согласовании их с числительными (три сосульки, пять шариков и т.д.).Закрепляем правильное употребление предлогов НА, ЗА, ПОД. Учим ребенка дифференцировать звуки: глухие и звонкие согласные, гласные.

(Астафьева Е.О. стр. 39)

19

Звук и буква

Ш.ш

Развиваем зрительное внимание, умение определять в изображении недостающие детали. Учим ребенка правильно образовывать и употреблять прилагательные. Закрепляем тему «Животные Севера».

 «Допиши слог»

Цели. Познакомим ребенка с правильным написанием слияния ШИ. Закрепляем умение писать ШИ в словах. Закрепляем знание о том, что звук Ш всегда только твердый, поэтому слияние ШИ твердое.

«Угадай, напиши, назови»

Цели. Учим ребенка дифференцировать и писать буквы со схожими элементами. Учим ориентироваться в понятиях ряд, столбик и различать их. Учим правильно определять порядковый номер ряда (сверху вниз) и столбика (слева направо). Учим находить нужную букву по данному номеру ряда и столбика

Астафьева Е.О. стр. 40)

20

Звук и буква Ж.ж

Учим ребенка образовывать прилагательные от числительного и существительного (В доме один этаж дом одноэтажный и т.д.). Закрепляем умение согласовывать числительное с существительным. Учим отсчитывать предметы снизу вверх, слева направо и определять порядковый номер. Развиваем зрительное внимание.

Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв, различать звонкие и глухие согласные, дифференцировать Ж и 3

(Астафьева Е.О. стр. 41

21

Звук и буква

В,в

Тренируем ребенка в умении находить слова с заданным звуком В и определять его место в слове. Закрепляем умение определять количество слогов в слове по количеству гласных. Учим подбирать слова к заданным слоговым схемам и выделять ударную гласную в слове.

 

Учим ребенка разгадывать ребусы с цифрами. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез на примере слов стол, стул.

Закрепляем узнавание и правильное написание буквы В, умение определять место заданной буквы в слове. Тренируем зрительное внимание — умение узнавать предметы, изображенные точками, и самостоятельно завершать точечный рисунок)

Астафьева Е.О. стр. 42)

22

Звук и буква Ф,ф

Тренируем умение обобщать предметы, выделяя их основные свойства (темы: «Мебель» и «Электроприборы»). Учим определять нужную парную согласную в конце слова с помощью подбора слов-родственников, изменения слова.

Закрепляем умение согласовывать существительное с числительным (один шкаф, два шкафа, пять шкафов). Совершенствуем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

 Учим ребенка узнавать знакомые буквы, написанные новым (незнакомым) шрифтом. Учим анализировать и читать изографы. 

(Астафьева Е.О. стр. 43)

23

Звук и буква

Д,д

Закрепляем умение правильно писать изученные буквы. На примере чтения и написания слова посуда закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. 

Учим ребенка различать парные согласные Д и Т. Тренируем умение правильно соотносить числительные один, одна, одно с существительными. Закрепляем знания по теме «Посуда».

Закрепляем умение согласовывать числительные один, одно, два с существительными. Учим писать слова один, одно, два, опираясь на их звуко-буквенный анализ.

 

Астафьева Е.О. стр. 44)

24

Звук и буква

Г,г

Закрепляем умение узнавать и правильно писать изученные буквы. Тренируем в чтении слов, записанных в круге, по часовой стрелке. На примере чтения и записи слова магазин продолжаем развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтезаРазвиваем умение дифференцировать парные согласные К и Г, закрепляем умение подбирать слова с заданным звуком и заданной буквой. Закрепляем знания по теме «Магазин».

Тренируем умение согласовывать существительные с числительными. Учим анализировать и записывать словосочетания: два сапога, один сапог, два галстука, один галстук. Тренируем в определении парной согласной на конце слова Г).

.

(Астафьева Е.О. стр. 45)

25

Звук и буква

Р,р

Закрепляем умение находить в слове заданный звук (букву), определять его место, твердость или мягкость. Учим дифференцировать согласные Р и Л. Анализируя знакомое слово продукты, учим находить пропущенные в нем гласные буквы.

Развиваем умение разгадывать ребусы. На примере слова пирог закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Продолжаем тренировать в определении парной согласной на конце слова, используя подбор слов-родственников (пирог пироги). Закрепляем умение узнавать предметы, изображенные точками, и самостоятельно завершать рисунок.

Закрепляем знания ребенка по теме

Учим находить на рисунке очертания знакомых букв (конфеты — Т, бублик — О, сосиски — Р, батоны Т). На примере слова торт тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез

(Астафьева Е.О. стр. 47)

26

Звук и буква

Й,й

На примере слов: транспорт, воздушный, водный, городской — тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов. Развиваем навык деления слов на слоги. Закрепляем знания по теме «Транспорт», умение различать виды транспорта (водный, воздушный, городской, железнодорожный) .

Тренируем умение писать (списывать) слова. Закрепляем знание о правильном написании слова транспорт. Развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Проверяем знания по теме «Транспорт».

Учим делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове. На примере слов самосвал, грузовик, трамвай продолжаем развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем умение дифференцировать виды транспорта (грузовой и пассажирский транспорт). Развиваем зрительное внимание, умение узнавать предметы по точечному рисунку и самостоятельно завершать такой рисунок.

(Астафьева Е.О. стр. 48)

27

Звук и буква

Э,э

Закрепляем умение составлять предложения по картинке и определять количество слов в предложении. Учим составлять предложения с заданными словами и определенным количеством слов.

Учим ребенка согласовывать местоимения ЭТА, ЭТО, ЭТОТ, ЭТИ с существительными. Развиваем умение выполнять звуко-буквенный анализ и вставлять пропущенные в слове буквы. Тренируем в составлении и записи предложения к заданной схеме.

(Астафьева Е.О. стр. 50)

28

Звук и буква

Е,е

Тренируем умение разгадывать ребусы различных видов. Закрепляем знание ребенком правила о написании названий рек с заглавной буквы. Тренируем в составлении предложений к заданной схеме, выполнении звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания о родном городе и его реках.

Учим правильно писать название родного города (Петербург). На примере этого слова развиваем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез, используя знания о функции буквы Е. Тренируем умение анализировать предложение по количеству слов. Закрепляем знания о написании первого слова в предложении и названий городов с заглавной буквы, о постановке знака препинания (точки) в конце предложения.

Развиваем умение послогового чтения. Добиваемся при чтении плавного перехода от слога к слогу. Закрепляем знание о написании названий городов с заглавной буквы

(Астафьева Е.О. стр. 51)

29

Мягкий знак Ь

Закрепляем знания ребенка о приметах весны и весенних месяцах. Учим писать их названия. Развиваем умение угадывать знакомые буквы по их неполному написанию. На примере слова апрель закрепляем знания о букве Ь (смягчение предшествующего согласного). Тренируем умение согласовывать порядковые числительные с существительными. Закрепляем умение использовать предлоги и словосочетания за, перед, на, в, слева от, справа от.

Закрепляем знание времен года и умение писать их названия. Закрепляем умение дифференцировать согласные и гласные

Астафьева Е.О. стр. 52)

30

Буква Я

Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ таких слов.Закрепляем умение определять первый звук и первую букву в слове. Учим читать и самостоятельно «зашифровывать» слова с помощью предметных картинок. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ слов с полным звучанием йотированных гласных (Яша) в начале слова. Закрепляем знание о смягчении буквой Я предшествующего согласного (Катя).

Астафьева Е.О. стр. 54)

31

Буква Ё

 Закрепляем умение находить букву Ё в заданных словах, определять ее место в слове и звук, который она смягчает. Учим подбирать слова — названия профессий, заканчивающиеся на ёр (лифтёр, шахтёр, шофёр и т. д.). Расширяем знания о различных профессиях, учим ребенка рассказывать о том, чем занимаются люди этих профессий.Учим разгадывать изографы (слова, зашифрованные в картинке). Закрепляем умение узнавать изученные буквы, написанные различными шрифтами. На примере слов вертолёт, самолёт закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза

Астафьева Е.О. стр. 55)

32

Буква Ю

На примере звуко-буквенного анализа и синтеза имен Юра, Юля закрепляем знания о букве Ю. Тренируем умение дифференцировать Р и Л, А и Я. Закрепляем умение составлять схему предложения с выделением в ней предлогов как отдельных «маленьких слов». Развиваем умение составлять рассказ по сюжетной картинке

Учим образовывать глаголы настоящего времени множественного числа, согласовывая их с существительными. Закрепляем навык прочтения трехсложных слов со стечением согласных (ползают, плавают, прыгают). Закрепляем знания ребенка о животных жарких стран, умение узнавать их на картинках и называть. 

Закрепляем узнавание и правильное написание изученных букв. Тренируем умение составлять из предложенных букв имена, закрепляем знание правила о написании имен с большой буквы..

(Астафьева Е.О. стр. 57)

33

Звук и буква

Ц,ц

Тренируем ребенка в умении узнавать буквы по их неполному написанию, читать слова, написанные по часовой стрелке. На примере слова нарцисс закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза

Тренируя умение дописывать пропущенные в словах буквы, развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания по теме «Цветы», тренируем умение дифференцировать виды цветов (садовые и полевые).

Закрепляем умение анализировать предложение по количеству слов и дописывать нужные по смыслу слова в недописанное предложение. Закрепляем умение определять в предложении предлог В и выделять его на схеме предложения как отдельное «маленькое слово». Продолжаем тренировать в составлении рассказов по сюжетной картинке.

(Астафьева Е.О. стр. 58)

34

Звук и буква Щ,щ

Закрепляем узнавание и правильное написание ребенком буквы Щ. Тренируем в выделении и определении места Щ в слове, закрепляем знания об этом звуке. Закрепляем знания о рыбах, умение узнавать и называть их по картинкам, дифференцируя речных и морских рыб.

Закрепляем знания ребенка о звуке и букве Щ, правила написания слогов ЩА, ЩУ. Тренируем в умении читать небольшие стихотворные тексты. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем умение узнавать и заканчивать по точкам знакомый рисунок.

. Закрепляем умение писать знакомые буквы, различать Ш и Щ, Е и Ё. Тренируем навык составления слов из предложенных букв — ерш, лещ. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза

(Астафьева Е.О. стр. 60)

35

Звук и буква Ч,ч

Закрепляем умение дописывать слова, вставляя в них пропущенные буквы. Тренируем умение различать Ч и Т. Закрепляем знания по теме «Школа и школьные принадлежности».Развиваем умение узнавать знакомые буквы, написанные различными шрифтами. На примере слова пенал закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.. 

(Астафьева Е.О. стр. 61)

36

Твердый знак Ъ,Ъ

Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв и различать буквы, схожие по написанию (Ь, Ы, Р, Ъ). Закрепляем знания о свойствах твердого и мягкого знаков Закрепляем знания ребенка о разделительном свойстве твердого знака.. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа.

На примере слов села и съела закрепляем знания о функции твердого знака. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов с Ъ. Учим ребенка самостоятельно дописывать пропущенное в предложении слово, понятное по смыслу. Закрепляем навык составления небольшого рассказа по сюжетной картинке и умение заканчивать рисунок по точкам.

 (Астафьева Е.О. стр. 62)

7.3.Чтение художественной литературы

Перспективный план по ознакомлению с литературой. Подготовительная  группа

Тема

задачи

оборудование

литература

1.

Русская народная сказка в обработке А. Толстого «царевна лягушка»

- учить воспринимать образное содержание произведения;

- закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки;

- развивать поэтический слух (умение слышать и выделять в тексте выразительные средства.

Книга со сказкой «царевна-лягушка» с красочными иллюстрациями.

О.С.Ушакова стр. 136

2

Русская народная сказка в обработке М. Булатова «Сивка-Бурка»

- учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей;

- закреплять знания о жанровых особенностях сказки;

- формировать образность речи (чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения)

Книги со сказками: «По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина; «Иван-царевич и серый волк»; «Сивка-Бурка»; «Конек-Горбунок» П. Ершова; иллюстрации к сказке «Сивка-Бурка»

О.С.Ушакова стр. 138

3

Стихотворение Е. Трутневой «Осень»

-учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы;

-формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;

-подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей;

-активизировать употребление в речи глаголов

Детские рисунки на тему «Золотая осень», выполненные ранее; иллюстрации на тему «Береза в золотом осеннем убранстве»

О.С.Ушакова стр. 140

4

Туркменская народная сказка «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка»

-учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев двух сказок;

-формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования

Карандаши, листы бумаги; книга со сказкой «Хаврошечка» с красочными иллюстрациями

О.С.Ушакова стр. 142

5

«Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, коротких хвост» Д. Мамина-Сибиряка

-формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы

-закреплять знания об особенностях разных литературных жанров;

-формировать умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы;

-воспитывать стремление к точному словоупотреблению

Книга «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, коротких хвост»

О.С.Ушакова стр. 144

6

Стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

 

 -учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка;

-расширять представления о пейзажной лирике А. Пушкина

Портрет А. Пушкина, иллюстрации глубокой осени

О.С.Ушакова стр. 145

7

Украинская народная сказка в обработке А. Нечаева «Хроменькая уточка»

-познакомить с украинской народной сказкой;

-подвести детей к осознанию художественных образов сказки

Книги со сказками: «Колосок», «Рукавичка», «Пых», и др.

О.С.Ушакова стр. 147

8

Ознакомление с жанром басни. Басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

-закреплять представления о басне, ее жанровых особенностях;

-подводить детей к пониманию аллегории басни, ее идеи;

-раскрывать значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией

Портрет И. Крылова

О.С.Ушакова стр. 148

9

Беседа о творчестве А. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке»

-углублять и расширять знания о творчестве А. Пушкина

-формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение

Портрет А. Пушкина; книги сказок поэта; фонограмма сказки

О.С.Ушакова стр. 150

10

А.С.Пушкин

«За весной, красой природы»

-углублять и расширять знания о творчестве А. Пушкина

-развивать выразительность речи

Портрет А. Пушкина

Большая хрестоматия стр.69

11

Малые фольклорные формы. Придумывание потешек

-уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц;

-формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний

Книги потешек и песенок; детские игрушки, кукла

О.С.Ушакова стр. 151

12

С.Т.Аксаков «Осень»

-формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык произведения

-учить определять произведение по содержанию(рассказ, сказка,    стихотворение)

Портрет С.Т.Аксакова

Большая хрестоматия стр.73

13

В.Сутеев «Яблоко»

-углублять и расширять знания о творчестве В.Сутеева

- учить пересказывать сказку

Портрет В.Сутеева

Иллюстрации к сказке «Яблоко»

Большая хрестоматия стр.75

14

Я.Аким «Первый снег»

-учить выразительно читать наизусть стихотворения, замечать изобразительно-выразительные средства

Портрет Я.Акима

Большая хрестоматия стр.82

15

Русская народная сказка «Снегурочка»

-формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы; -закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки

Книга со сказкой «Снегурочка» с красочными иллюстрациями

О.С.Ушакова стр.153

16

Стихотворение Е. Трутневой «Первый снег»

-учить выразительно читать наизусть стихотворения, замечать изобразительно-выразительные средства

-составлять лирические сказки на определенную тему

Иллюстрации с изображением заснеженного леса, поля

О.С.Ушакова стр. 155

17.

М.Пришвин «Птицы под снегом»

-интонационно передавать нежность, любование зимней природы

Портрет М.Пришвина

Большая хрестоматия стр.86

18

Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»

-учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать ее идею;

-показывать связь идеи сказки со значением пословиц

Книга со сказкой

 «Мороз Иванович»; краски, бумага

О.С.Ушакова стр. 156

19

Басня И. Крылова «Ворона и лисица»

-закреплять знания о жанровых особенностях басни;

-учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни;

- развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка

Портрет И. Крылова

О.С.Ушакова стр. 158

20

Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказов по пословице

 

-учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия теста с его содержанием;

-помогать составлять по пословице короткие рассказы или сказки, осмысливать образное содержания и обобщенное значение пословиц и поговорок

Мешочек; шило или большая игла

Ушакова стр. 159

21

Стихотворение С. Есенина «Береза». Творческое рассказывание

-учить выразительно читать наизусть стихотворение;

-интонационно передавать нежность, любование зимней природы

Иллюстрации с изображением березы, зимних пейзажей

О.С.Ушакова стр. 161

22

Малые фольклорные формы. Составление рассказов, сказок по пословицам 

-учить воспринимать образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний;

-формировать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки

Иллюстрации к фразеологизмам; картинки для загадок по выбору воспитателя

О.С.Ушакова стр. 163

23

Н.Сладков «Медведь и солнце»

-формировать умение точно и выразительно излагать мысли

Портрет Н.Сладкова

Большая хрестоматия стр.99

24

Басня С. Михалкова «Ошибка»

-учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл;

-подводить детей к осознанию аллегории, содержащейся в басне;

-помогать осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок

Книга «Басни И. Крылова»; портрет С. Михалкова

О.С.Ушакова стр. 164

25

Г.Андерсен «Дюймовочка»

-вызвать интерес к произведениям зарубежных писателей

-учить пересказывать произведение

Портрет Г.Андерсена

Хрестоматия для чтения детям в саду и дома,стр.267

26

Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»

-подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини;

- закрепить знания о жанровых особенностях сказки

Книга со сказкой «Цветик-семицветик»

О.С.Ушакова стр. 165

27

Басня Л. Толстого «Собака и ее тень». Анализ пословиц

-учить осмысливать аллегорию басни, ее суть;

-соотносить идею басни со значением пословицы

Иллюстрации к басням И. Крылова и С. Михалкова

О.С.Ушакова стр. 166

28

Ш.Перро

 «Кто в сапогах»

-вызвать интерес к произведениям зарубежных писателей

-обсуждение по содержанию

Портрет Ш.Перро

Хрестоматия для чтения детям в саду и дома,стр.287

29

Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок

-поддерживать интерес к образным выражениям;

-углублять знания о пословицах и поговорках;

-формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству

Атрибуты к инсценировке песен

О.С.Ушакова стр. 168

30

В.Орлов «Кому что сниться»

-учить понимать смысл произведения

Иллюстрации к произведению

Большая хрестоматия стр. 175

31

Стихотворение Г. Новицкой «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клен»

-учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость, пробуждение природы;

-развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи

Иллюстрации с изображением весенней пробуждающейся природы; несколько веток с почками в вазе

О.С.Ушакова стр. 171

32

Беседа о русском устном народном творчестве. Сказка С. Аксакова «Аленький цветочек»

-систематизировать и углубить знания о русском устном народном творчестве: сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки

Книги для тематической выставки «русского народное творчество»; фонограмма сказки

О.С.Ушакова стр. 173

33

С.Михалков «День победы»

-закрепить выразительность речи

Портрет С.Михалкова

Большая хрестоматия стр. 180

34

К.Д.Ушинский «Слепая лошадь»

-учить эмоционально воспринимать содержание произведения, понимать ее нравственный смысл;

Портрет К.Ушинского

Хрестоматия для чтения детям в саду и дома,стр.256

34

Басня И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

-учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка;

-уточнить представление о жанровых особенностях басни;

-формировать умение точно и выразительно излагать мысли

Книга с басней «Лебедь, Щука и Рак»

О.С.Ушакова стр. 174

35

М.Пляцковский

-закрепить выразительность речи

Портрет М.Пляцковского

Картину «Скоро в школу»

Большая хрестоматия стр. 185

36

Ю.Коваль «Нюрка»

-учить эмоционально воспринимать содержание произведения, понимать ее нравственный смысл;

Большая хрестоматия стр. 194

Приложение 1.

Мониторинг.

«Лист педагогической диагностики оценки индивидуального развития детей подготовительной группы (6-7 лет)

Ф.И.ребенка

Речевое развитие

1.Формирование словаря

2.Звуковая культура речи

3.Грамматический строй речи

4. Связная речь

5. Приобщение к художественной литературе

Основные аспекты образовательной области

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" по примерной программе "От рождения до школы" в группе старшего дошкольного возраста.

Данная программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста, разработана на основе примерной программы "От рождения до школы"...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи и восприятие художественной литературы и фолькло-ра) для старшей группы «В» 2020-2021г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи и восприятие художественной литературы и фольклора)для старшей группы «В»на основе Примерной общеоб...

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие

Рабочая программапо образовательной области «Речевое развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Речевое  развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...