Статья о развитии речи с помощью мелкой моторики
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

НаталияКолесова

Меня это заинтересовало и я начала изучать, а затем работать с детьми своей группы по теме «Развитие мелкой моторики –как средство развития речи». Существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и стимуляции развития другой. При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев на ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению психологов, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому я составила и систематизировала дидактические игры на эту тему и включила их в жизнь детей в детском саду, во время образовательной деятельности, в перерывах, во время игр в помещении и на прогулке…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_intellektualnye_preimushchestva.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Не  интеллектуальные преимущества

Сделали человека властелином над всем живущим,

Но то, что одни мы владеем руками - этим органом всех органов.»

Джордано Бруно.

Меня это заинтересовало и я начала изучать, а затем работать с детьми своей группы по теме «Развитие мелкой моторики –как средство развития речи». Существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и стимуляции развития другой. При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев на ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению психологов, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому я составила и систематизировала дидактические игры на эту тему и включила их в жизнь детей в детском саду, во время образовательной деятельности, в перерывах, во время игр в помещении и на прогулке…

Итак, я кратко изложу игры и их цели:

1.Массаж рук

- Развитие силы рук, предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений;

Массаж внутренних поверхностей ладоней  можно проводить с использованием различных предметов: пластмассовых, резиновых, деревянных  шариков с гладкой и ребристой поверхностью, карандашей с гладкой и ребристой поверхностью.

Длительность массажа 5-10. Минут. Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук.

Так же есть игры с целью сделать масса: «крутись карандаш», «Не боюсь колючек», «Непослушные шарики» и др. Одной из разновидностей самомассажа для рук, является тренажер «су-джок».

2.Игры с водой.

Помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений. Что создаёт основу для новых возможностей в  формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, ручкой, делать поделки из бумаги и пластилина, более успешно манипулировать мелкими предметами.)

Игры с водой: «Достань ракушку (камешек) - развитие внимания, координации движений.

«Поймай льдинку»  «Тёплый-холодный»- развитие внимания, координации движений, знакомство со свойствами воды, закрепление понятий  формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи. «Что так плавает?».

Существуют разные методы игр с водой:

1. Игры с плавающими игрушками.

2. Бросание и вылавливание шариков с сачком.

3. Бросание и вылавливание шариков руками.

4. Вылавливание колечек палочкой.

5. Переливание над тазом.

6. Переливание над столом.

7. Проведение опыта «тонет не тонет»

3. Игры с различными видами круп.

Детям очень нравятся такие игры, помимо этого – они развивают:

- Хватания

- Согласованное движение обеих рук

- Точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук

- Развитие осязания

- Развитие мышления и воображения.

Игра «Спрячь руки» - развивает хватательные движения, осязание.

Игра «Найди игрушку», «Пересыпь крупу» и др.

4.Игры с песком

Преследуют те же цели, что и игры с крупами.

«Насыпание песка в миску», «Насыпание песка через сито», «Пересыпание сухого песка через воронку»…

Сюжетные игры с сырым  песком: «Угощение для гостей», «Угощение мишки»…

Сюжетные игры с добавлением сухого песка: «печенье», «Найди шарик»…

5.Игры на нанизывание:

С их помощью у ребёнка развивается умение самостоятельно чем-то себя занять и производить осмысленные  действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др. Совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер. Обогащается сенсорный (чувственный) опыт малыша. Посредством осязания, мышечного чувства ребёнок начинает различает форму, величину, качества предметов. (Одни предметы твёрдые, другие мягкие, одни тяжёлые, другие мягкие; одни прочные, другие легко разрушаются; предметы издают различные звуки: стук, звон.)

Когда я сопровождаю действия ребёнка словами, называю предметы, рассказываю о них, то обогащается его словарь, развивается речь.

.Примеры некоторых игр на нанизывание:

«Втыкалочки», «Это что  за теремок», «Собери игрушку», «Варим компот», «Капелька к капельке – струйка дождя» и др. Цель этих игр: Развитие мелкой моторики, координации  движений.

6. Игры с бумагой.

Благодаря этим играм, пальцы ребёнка становятся более гибкими, умелыми. Послушными, сильными, могут слаженно и дружно выполнять поставленные задачи. Благодаря этим играм развивается так же устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребёнок подражает взрослым.

Пример некоторых игр с бумагой: «Как на горке – снег, снег…»-развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук.

«Шарфик для куклы» - развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук, развитие умения обращаться с ножницами.

«Что спрятал мишка», «Синьор – Помидор» «Подари лисичке хвостик» и др.

7. Игры с мозаикой.

Проводя игры с мозаикой, я преследовала следующие цели: развивается  щипковый захват , указательным и большим пальцами. Совершенствуем движения «глаз - рука», зрительное восприятие; развивать воображение и пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг – друга. Так как эти представления лежат в основе лингвистических и математических знаний, развитие пространственных ориентаций подготовит малыша к обучению в школе.

Вот некоторые игры:

«Подари котику нос, рот…», «Моя семья», «Почини плюшевого мишку», «Ваза для фруктов», «Листопад» и др. - дальнейшее развитие мелкой моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребёнка; Вырабатывать у ребёнка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом.

8. Игры на выкладывание.

Цели этих игр схожи с целями игр с мозаикой (см. выше)

Игру необходимо повторять для лучшего усвоения, но поскольку ребёнок развивается на эмоциональном интересе и новизне, то задание при повторении каждый раз нужно усложнять:

-Выкладывать на образце (методика накладывания)

-Выкладывать под образцом;

-Выкладывать по памяти;

-Выкладывать со сменой материала – от крупного к мелкому (счётные палочки …)

Вот несколько игр на выкладывание: «Я по садику гуляла», «Платье для кошки», «Выкладывание дорожки в осеннем парке», «Наш дом», «Собери пирамидку» - развивается оптико-пространственные функции, умения ориентироваться на плоскости, развивается зрительное внимание, воспитывается навык работы ведущей руки и моторной ловкости пальцев, активизируется словарь.

9.Игры на развитие тактильного восприятия.

Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осязания. Узнавание ребёнком предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. Перед проведением игры на ощупывание ребёнку необходимо подержать кисти рук в мисочке с тёплой водой, или провести зубной щёткой по подушечкам пальчиков сверху – вниз, это повысит их чувствительность..

Знакомство с качествами предмета проводится поэтапно.

Этапы ознакомления с качествами предмета:

- Привлечь внимание ребёнка к тактильному объекту;

- Показать, как обследовать объект;

- Дать ребёнку самостоятельно определить качкства предмета.

Вот несколько игр на выкладывание:

«Найди такой же домик»- учить распознавать качества предметов: гладкий – шершавый;

«Помогите мишке найти мячик» - учить распознавать и выбирать «такой же по величине предмет (большой – маленький)

«Сухой-мокрый», «Разложи по порядку», «Кто в домике живет» и др. игры

10. Игры с различными предметами и материалами

Цели и задачи этих игр:

 - Развитие хватания

 - Развитие согласованного движения обеих рук

 - Развитие точных дифференцированных движений кистей и пальцев рук

 - Формирование ручных умений: Расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний.

 - Развитие осязания

 - Развитие мышления и воображения

Вот различные предметы и материалы, которые я использовала в дидактических играх по развитию мелкой моторики рук:

 - Платки, коробки: «Причем ручки», «Что внутри», «День рождения»…

 - Кусочки поролона, или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких материалов, которые можно сжать в руке – игра «Спрячь в ладошки»

 - Маленькие резиновые игрушки-пищалки-игра: «Котята»

 - Резиновые игрушки небольшого размера. Игры: «Ветерок», «Брызгалки»

 - Листы бумаги: «Бумажные снежки», «Осенние листья»

 - Пластиковые бигуди. Игра «Покажи пальчик»

 - Разнообразные конструкторы, пирамидки. Игры: «непослушные колечки», «Мастер-ломастер»

 - Пазлы

 - Мозаика

 - Фольга, небольшие игрушки. Игра: «Сорока-Воровка»

 - Счетные палочки, палочки Кюзенера, блоки Дьениша. Игры: «Длинная дорожка», «Заборчик»…

 - Шнурки. Игры: «Волны», «Веселый шнурок»

 - Нитки. Игры: «Шаловливый котенок»

 - Пуговицы, игла. Игры: «Пришей пуговицу», «Бусы для куклы»

 - Старые сумки, портфели, кошельки, портмоне с различными видами застежек: кнопки, липучки. Игра: «Оденем куклу»…

 - Прищепки. Игры: «Ловим раков», «Солнышко светит», «Прищепки прячутся»

 - Детское пианино. Игра: «Поиграем на пианино». Хочется рассказать о своей разработке:  дидактическая- развивающая «Чудо –юбка»

11. Рисование

Одно из основных средств развития мелкой моторики рук является рисование. При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей прежде всего игра.

Рисуем карандашами и фломастерами.

 - Рисование в воздухе – изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки.

 - Совместное рисование – совместные действия взрослого ребенка в процессе рисования

 - Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка

Пример некоторых тем: «Каляки-Маляки», «Нарисованные истории», «Палочки», «Лопатки», «Дождик», «Мячи» и другие.

Рисуем красками.

- Рисование на мокрой бумаге – нанесение краски на лист, предварительно смоченный водой.

 - Рисование пальцами, используя специальные краски гуашь, или акварель.

 - Рисование ладонями

 - Рисование кисточкой

 - Рисование с помощью штампа.

Пример некоторых тем: «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Спрячь зайку»…

Рисование пальцами и ладонями: «Зимняя полянка», «Конфетти», «Ладошки», «Птички», «Снег идет»…

12. Лепка

Одно из основных средств развития мелкой моторики является лепка. Знакомство детей с пластичными материалами я начала с теста. Использовала разнообразные приемы-действия: разминания, отщипывания, сплющивания, «шлепанье».

Пример некоторых игр с тестом: «Вот такое тесто» (разминание), «Тесто-шлеп-шлеп» (шлепанье), «Спрячь шарик», «Достань предмет» (разминание), «Покормим птиц».

Так же я использовала приемы размазывания и надавливания. Игры: «Покормим курочку», «Конфеты на тарелке», «Снег идет», «Солнышко»

Приемы вдавливания и отщипывания, скатывания.

Соединение деталей, разрезание, заострение, вдавливание палочки, нанизывание, отщипывание, сплющивание.

Игры: «Змейка», «Бутерброды», «Сушки», «Гусеница», «Неваляшка», «Снеговик» и другие.

13. Аппликация.

Аппликация – это вырезание и наклеивание различных фигур, узоров, или целых картин из бумаги, картона, ткани и других материалов.

При обучении детей младшего возраста техники аппликации я использовала простейшие приемы работы: Сминание и разрывание бумаги, наклеивание готовых фигурок, вырезанных мной.

Наклейка, как элемент аппликации: «Открытки», «Дорога», «Зоопарк». Использование наклеек из книжек – мозаик (геометрические формы): «Салют», «Платье в горошек»…

Мятые картинки: «Разноцветные картинки», «Толстые животики»

Наклеивание готовых изображений: «Мячики», «Кубики», «Листопад»…

Рваная бумага: «Облака на небе», «Крошки для птичек», «Красивый ковер»…

Работа с ножницами:

 - Игры для знакомства с ножницами: «Ножницы разговаривают», «Билетики».

Проводя свою работу, я решила заинтересовать и привлечь к ней родителей. Для начала я составила план работы с родителями на учебный год по данной теме.

Сначала я провела анкетирование и консультацию родителей «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать». Затем я провела мастер-класс, где родители совместно с детьми выполняли игры и упражнения по развитию мелкой моторики. Им это очень понравилось.

Следующей ступенькой было проведение круглого стола на тему: «Познание мира через пальцы рук» (родители получили памятки на данную тему). Далее был семинар «Как с помощью пальчиковой гимнастики можно определить уровень развития речи ребенка: упражнения для определения отклонений в речи ребенка». После был проведен семинар по теме «Нетрадиционное рисование – это интересно».

Следующим шагом было знакомство родителей с пособиями палочки Кюизенера и блоками Дьенеша. Мамы с детками играли, используя данные пособия.  

Также я познакомила родителей с массажором «Су-джок». Был проведен мастер-класс: «Су-джок тренажер для рук». Дети с родителями испробовали на себе действие массажора. Я показала родителям как можно в игровой форме использовать этот массажор (в результате многие приобрели их для домашнего использования).

Цель была достигнута, я заинтересовала родителей и они стали активно помогать  и участвовать в жизни и работе нашей группы.

Организовывали совместные выставки на разнообразные темы, оказывалась помощь в изготовлении пособий для развития мелкой моторики рук, пополнение тактильных таблиц, коллекции природного материала.

Наше сотрудничество с родителями успешно продолжается…


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конкурс

Профессионального мастерства

«Диалог с семьей»

ПОРТФОЛИО

Колесовой Наталии Анатольевны

Воспитателя государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детского сада № 1 Колпинского района Санкт-Петербурга

Тема:

«Развитие мелкой моторики – как средство развития речи детей через совместную деятельность с родителями»

Санкт-Петербург

2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через тренировку мелкой моторики рук.

В работе по развитию м/м рук и координации движений кистей рук можно использовать игры, сделанные своими руками- игры с пробками. Эти игры построены по одному принципу- закручивание пробки на горлышко...

Развитие речи ребенка и мелкая моторика руки.

Развитие речи ребенка и мелкая моторика руки.Развивающие упражнения на развитие мускулатуры рук и мелкой моторики....

Конспект НОД по развитию речи под средством мелкой моторики рук в различных видах деятельности с использованием художественной литературы в старшей группе.

Конспект НОД по развитию речи под средством мелкой моторики рук в различных видах деятельности с использованием художественной литературы в старшей группе....

Конспект по развитию речи с элементами мелкой моторики «Новогодние подарки»

Конспект по развитию речи с элементами мелкой моторики   «Новогодние подарки»...

Конспект занятия по развитию речи с помощью мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказку»

развитие мелкой моторики руки через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику...

Статья "Развитие речи детей через мелкую моторику рук во второй младшей группе"

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелку...