Составление описательного рассказа по картине «Лошади и жеребята» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Куткина Светлана Вячеславна

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл loshadi.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Составление описательного рассказа по картине «Лошади и жеребята» в старшей группе

Программное содержание:

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Обобщение и систематизация знаний о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни;
  • Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные»;
  • Совершенствование навыка составления рассказа по картине;
  • Формирование целостного представления об изображенном на картине;
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление притяжательных прилагательных).

  Развивающие задачи:

  • Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

  Воспитательные задачи:

  • Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

  Оборудование:

Мольберт, альбом «Животные. Мир природы», аудиопроигрыватель, CD с записью голосов домашних животных, маленький резиновый мяч, резиновый мяч среднего размера.

  Предварительная работа:

Рассматривание фотографий с изображениями домашних животных сотрудников детского сада и воспитанников, просмотр слайдов с изображением домашних животных. Коллективное составление плана рассказа-описания о животном. Разучивание подвижной игры «Кони». Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга», сказки В. Сутеева «Капризная кошка».

Структура. Время.

Деятельность воспитателя.

Деятельность детей.

Вводная часть

2 мин.

Приглашаю детей в кабинет, организую приветствие и включаюCD-проигрыватель с записью голосов домашних животных.

Выключаю проигрыватель.

-Как вы думаете, где мы сейчас оказались?

-Чьи голоса вы услышали?

И сегодня мы будем говорить о домашних животных об их внешнем виде, о том, как они живут у человека, как человек ухаживает за ними. А ещё мы составим рассказ по картине «Лошади и жеребята».

Дети садятся на стульчики, стоящие вокруг стола, и слушают запись.

Мы оказались в деревне, на скотном дворе.

Мы услышали голоса коровы, лошади, козы, овцы, свиньи, собаки, кошки.

Основная часть.

25 мин

Игра «Кто что делает?».

Беру маленький мячик.

Расскажите, как подают голос домашние животные, что они делают. Например, корова кричит: «Му!» Корова мычит.

Я качу вам мяч и начинаю  предложение. Вы ловите мяч, катите его ко мне и заканчиваете предложение.

Лошадь кричит: «И-го-го!»

Коза кричит «Ме!»

Свинья кричит: «Хрю!»

Собака кричит: «Гав! Гав!»

Рассматривание картины «Лошади и жеребята» и беседа по ней. Развитие навыков составления описательных рассказов о животных.

Помещаю на мольберт, стоящей перед столом, картину «Лошади и жеребята» из альбома «Животные. Мир природы».

-Кто изображен на картине?  

-Расскажите о лошади, изображённой в левой части картины. Какого она цвета? Какие у неё голова, ноги хвост, грива? Что она делает?

-Теперь опишите жеребёнка, стоящего рядом с белой лошадью, по тому же плану.

-Посмотрите на лошадь, которая изображена справа. Расскажите о ней.

-Опишите рыжего жеребёнка. Какой он? Что он делает?

-Теперь расскажите о природе на картине, о погоде. Обязательно опишите то, что вы видите на заднем плане. Подумайте, в каких тонах написана картина, какие чувства она вызывает.

-Какие вопросы по картине вы хотите задать друг другу?

Молодцы! Вы задали очень интересные вопросы.  

Подвижная игра «Кони».

Кони гуляют гурьбой на лугу.

Я всех коней перечислить могу:

Черный как уголь, белый как снег,

Рыжий как пламя красивее всех.

Серый, весь в яблоках

с гривой седой.

Конь шоколадный, совсем молодой.

Кони пасутся у речки гурьбой.

Их посчитать ещё раз с тобой.

Черный как уголь,

 белый как снег,

Рыжий как пламя красивее всех.

Серый, весь в яблоках

с гривой седой.

Конь шоколадный,

совсем молодой.

Составление плана рассказа по картине.

Предлагаю детям вновь пройти за стол.

-Давайте решим, с чего нужно начать рассказ по картине.

-О ком или о чём вы будете рассказывать дальше?

-Чем вы закончите рассказ?

Рассказ по картине.

Предлагаю детям сначала составить рассказ по картине по частям. Затем прошу одного ребёнка составить обобщающий рассказ. Предлагаю детям всем вместе выбирать лучшего рассказчика. Убираю  картину с мольберта.

Игра с мячом «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» .

Беру в руки мяч среднего размера.

-А теперь-знакомая вам игра

«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

-Рога быка-чьи рога?

-Голова собаки-чья голова?

-Вымя коровы-чьё вымя?

-Хвост кошки-чей хвост?

Очень хорошо! Это было довольно сложное задание. Вы удивили и порадовали меня!

1-й ребёнок:

Лошадь ржет.

2-й ребёнок:

Коза мекает.

3-й ребёнок:

Свинья хрюкает.

4-й ребёнок:

Собака лает.

На картине изображены лошади и жеребята.

В левой части картины изображена белая лошадь. У неё красивая голова с большими глазами, золотистая грива, стройные ноги и длинный хвост. Лошадь стоит, гордо подняв голову.

Рядом с белой лошадью стоит светло-коричневый жеребёнок. У него тоненькие ножки. На них как будто надеты белые чулки. Голова у жеребёнка небольшая, а хвостик коротенький. Он с интересом и удивлением смотрит на другого жеребёнка.

Светло-коричневая лошадь изображена на картине справа. Она очень красивая. На лбу у неё белая звёздочка. Хвост и грива у лошади шелковистые. Лошадь смотрит на рыжего жеребёнка.

Маленький рыжий жеребёнок очень весёлый. Он резво скачет по лужайке. У него стройные ножки с маленькими копытцами.

Коротенький хвостик развевается на бегу.

Стоит тёплый летний день. Небо высокое и чистое. На большом зелёном лугу пасутся лошади с жеребятами. Они лакомятся сочной зелёной травой. Вдалеке слева растут отдельные зеленые деревья, справа - большая роща. За рощей поднимаются холмы, а среди холмов вьётся река. Картина написана в теплых тонах и вызывает радостные чувства.

1-ё ребёнок:

Одинаковые или разные по характеру жеребята?

Жеребята разные по характеру. Коричневый жеребёнок спокойный, а рыжий-шаловливый.

2-й ребёнок:

Почему лошади так внимательно смотрят на жеребят?

Они наблюдают за детьми, охраняют их.

Дети проходят на ковёр, встают в круг и делают знакомое упражнение.

Идут по кругу с высоким подниманием колена.

На каждое название коня загибают по одному пальцу на обеих руках.

Вновь идут по кругу с высоким подниманием колена.

Вновь загибают пальцы.

Лучше начать рассказ с описания природы.

Потом мы расскажем о лошадях и жеребят. Можно сравнить жеребят.

Можно описать, какие чувства вызывает картина.

Дети составляют рассказ по картине по частям ( по очереди).

Ребёнок составляет рассказ.

Дети выбирают лучшего рассказчика.

Бычьи.

Собачья.

Коровье

Кошачий.

Заключительная часть.

2 мин.

Предлагаю детям перечислить задания, которые они выполняли.

Дети рассказывают о том, что им было интересно делать на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Кормушка для птиц».

конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы  - интеграция  -    развитие речи+продуктивная деятельность по изо (лепка) + экология...

План конспект непосредственно образовательной деятельности СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «Лошадь с жеребёнком»

Задачи:-познакомить со словами обозначающими цвет, величину, используя антонимы для сравнения лошади с жеребёнком («Познание»)- расширять представления о домашних животных и их детёнышах (лошадь с жер...

Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком в старшей группе

Цель: продолжить формирование навыков построения связных монологических высказываний.Задачи:• Образовательные:Звуковая культура речи: отрабатывать интонационную выразительность речи.Лексико-грамматиче...

Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком в старшей группе

Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь с жеребенком»Цель: продолжить формирование навыков построения связных монологических высказываний.Задачи:• Образовательные:Звуковая культура речи: отрабатывать ...

Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.

Занятие по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...