Конспект НОД по развитию речи "Зимняя сказка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Челтыгдашева Людмила Викторовна

Конспект НОД могут использовать воспитатели старших групп по развитию речи, для формирования грамматического строя речи в рамках лексической темы "Вот зима пришла серебристая".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_razvitie_rechi_zimnyaya_skazka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДСКН №8 г. Сосновоборск

Конспект НОД по развитию речи

 «Зимняя сказка»

Старшая группа компенсирующей направленности.

Воспитатель Челтыгдашева Людмила Викторовна,

Цель: обогащение словарного запаса; активизация словаря по теме «зима».

Задачи.

Коррекционно-образовательные. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме,  уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде числе, падеже; упражнять в составлении предложений по картинно-графическому плану.

Коррекционно-развивающие. Развивать мелкую моторику; зрительное восприятие, внимание, память; навыки   слогового анализа.

Воспитательные. Воспитывать умение слушать других, не перебивая; работать и играть в коллективе.

Оборудование и материалы: магнитная доска, магниты; магнитофон, аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь», вырезанные из бумаги снежинки с наклеенными на них текстами загадок (по количеству детей); карточки-дорожки с геометрическими фигурами; графические картинки к составлению предложений; снежинки к игре; картинки для деления детей на команды, голубые и синие серебристые снежинки.

Ход НОД.

Входят в группу под музыку Чайковского П.И.

Воспитатель: Ребята, о чём мы будем с вами говорить вы мне сами скажете, когда соберёте картинки. (собирают  картинки: снежинка, снеговик). О чём мы будем с вами говорить? (о зиме). Правильно мы будем говорить с вами о сказочно красивом времени года, о зиме. Посмотрите, сколько снега намело, ой, а снежинки непростые, на них что – то написано.

  1. Отгадывание загадок. Загадки написаны на снежинках, снежинки лежат на стульях.
  2. Развитие мелкой моторики, дыхания. Мы снежинки держали, руки заморозили, давайте их погреем.

Руки в кулачок сожмем

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем.

Все снежинки мы с них сдуем.

    Каждый пальчик мы возьмем,

    Сильно на него нажмем.

  1. Д\ игра «Укрась слово»

Ход игры. Каждой команде дается существительное и ставится задача: за одну минуту придумать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше «украсила» своё слово. (слова: снежинка, зима)

  1. Координация речи и движения: «Зимние забавы»
  2. . Составление рассказа о зиме по картинно-графическому плану.

Физкультминутка.

Вы ребята много знаете о зиме, поэтому я хочу вас пригласить в зимнюю сказку. А как мы туда попадем, вы узнаете, отгадав загадку.

Белые звездочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали. (снежинки)

   Мы, превратимся, в снежинки сказав волшебные слова:

   Вокруг себя повернись и в снежинку превратись.

   Полетели снежинки над лесами, над высотными домами.

(Дети повторяют слова и изображают полет снежинок, передвигаясь по группе под соответствующую музыку).

  1. Развитие зрительного восприятия.

Ребята мы с вами очутились в зимней сказке, а вот там, вдали я вижу волшебную поляну. Но чтобы до неё добраться, не провалиться в глубокий снег, командам нужно проложить к ней тропинку из геометрических фигур.

(показывает карточки с нарисованными геометрическими фигурами).

(Дети называют фигуры и выкладывают «Тропинку» на полу из больших геометрических фигур).

  1.  Подбор однокоренных слов.

Ну вот мы и на поляне. Ребята Снегурочка рассказала мне, что на поляне  был сильный ветер и раздул весь снег с деревьев. Деревья могут замерзнуть. Но мы ребята, поможем Снегурочке, ведь мы в сказке и здесь возможно все! От какого слова получилось имя Снегурочки? А от этого слова произошло и много других слов. Я вам буду читать стихотворение, а вы – добавлять слова связанные со словом «снег». Каждым «снежным» словом мы будем укрывать елочку, снежинками.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю (снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…(снежинки).

Кружатся над головою

Каруселью (снеговою)

На поселки, на лужок

Выпал беленький…(снежок).

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью (снежной)

Вот веселье для ребят –

Все сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в (снежки).

Снежный ком – на снежный ком,

Все украсили (снежком)

    Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик).

Рядом снежная фигурка, эта девочка - …(снегурка).

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой… (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег).

С каждым добавленным словом дети укрывают елочку бумажной снежинкой.

Вот мы и укрыли елочку снегом. Давайте вспомним, какими «снежными» словами мы её укрывали.

Воспитатель: Ой, ребята, а в этом лесу кто-то живет

  1. Д\ игра «Чей домик?».

Ход игры. В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (лисий)

  • В другом доме живет медведь. Чей дом? (медвежий)
  • В этом домике живет волк со своим семейством. Чей дом? (волчий)
  • Дружно в доме живут зайцы. Чей дом? (заячий)
  • А в этом домике хрюкает кабан. Чей дом? (кабаний)
  • А в этом дупле живет белка со своей семьей. Чей дом? (беличий)

 Воспитатель. Молодцы! А теперь нам пора возвращаться из зимней сказки в детский сад.

Вокруг себя повернись,

В детский сад возвратись.

Уважаемые участники игры во время путешествия в зимнюю сказку, вы работали хорошо, за это команды получают по три очка.

Пора подвести итог игры. Давайте посчитаем, сколько команды набрали очков. Итак, у нас победила команда…, ей вручаются золотые медали. Команде … вручаем серебряные медали.

 - Вам понравилось наша игра?

Спасибо за игру.

 И так мы сегодня в нашей игре говорили о красивом времени года (зиме).

 - Вам понравилось наша игра?

Для того, чтобы узнать какое настроение у нас осталось от игры  в группе появился кусочек голубого неба. На него надо прикрепить солнышко, которое соответствует вашему настроению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого развития по сказке Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Конспект познавательно-речевого развития по сказке Э.Шим«Камень, ручей, сосулька и солнце»          Программные задачи: закрепить представления детей о нар...

Конспект ООД по развитию речи "Сказки К. Чуковского"

Конспект по развитию речи Цель. Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе»....

Конспект занятия по развитию речи "Сказка наоборот"

Дидактический материал предназначен для старших дошкольников. Все дети умеют сочинять сказки, а вот менять характер героев: из хороших героев делать плохих и наоборот......

Конспект НОД по развитию речи "Сказка о веселом Язычке"(вторая младшая группа)

Тематическое занятие на развитие речи. Все задачи реализуются через игровые ситуации....

Конспект занятия по развитию речи ( сказка "Лиса и заяц")

Конспект занятия по развитию речи ( сказка "Лиса и заяц"), знакомство со сказкой, ее инсценировка....

Конспект НОД по Развитие речи. Сказка В. Бианки «Лис и мышонок»

Познакомить с содержанием сказки В. Бианки «Лис и мышонок», приучать внимательно слушать литературные произведения и формир...