"Буква и звук [И]" ООД для детей старшей группы
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

САФРОНОВА ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по обучению грамоте с детьми старшей группы

Тема: «Буква и звук [И]»

Задачи: - вспомнить буквы, которые обозначают звуки [А] и [У], познакомить детей с буквой, которая обозначает гласный звук [У];

        -учить правильно произносить этот звук; определять на слух количество произнесенных звук, местоположение звука в слогах;

        - воспитывать усидчивость при штриховке буквы У.

Ход образовательной деятельности

Восп. Ребята, мы с вами продолжаем изучать буквы и звуки. Скажите, чем отличается буква от звука.

Дети. Буквы мы видим и пишем, а звуки – слышим и говорим.

Восп. Молодцы. А сейчас послушайте стихотворение.

        -Я хочу быть агрономом,

        Я смогу быть астрономом,

        Архитектором, артистом,

        И еще аквалангистом!

(На проекторе показаны картинки с изображением названных профессий)

Ребята, скажите, на какой звук начинаются все эти слова?

Дети. На звук [А].

Восп. Правильно. Давайте все произнесем этот звук. Скажите, какой он – гласный или согласный? И почему?

Дети. Гласный. Потому что мы его можем тянуть и петь.

Восп. А теперь послушайте другое стихотворение.

        Улитка просит уточку:

        -Закинь-ка в речку удочку.

        Уточка закинула-

        Уклейку-рыбку вынула.

Какой звук чаще всего встречается в словах этого стихотворения? И какой он и почему?

Дети. Звук [У]. Он гласный, потому что мы его можем тянуть и петь.

Восп. Правильно. А теперь посмотрите, на доске (на проекторе) написаны буквы, которые обозначают эти звуки. Давайте их прочитаем. Какой звук стоит на первом месте? Какой – на втором (последнем)? А теперь прочитайте эти звуки вместе. Какое слово получилось?

Дети. Получилось слово «Ау».

Восп. Ребята, когда мы так говорим?

Дети. Когда заблудились в лесу.

Восп. Правильно. И это, ребята первое слово, которое мы с вами смогли прочитать. А теперь послушайте следующее слово. «Уа». Кто так говорит?

Дети. Так говорит маленький ребенок, когда плачет.

Восп. Сколько звуков в этом слове? Какой первый, какой последний? А получилось это слово из слова «Ау», из-за того, что буквы поменялись местами. Давайте прочитаем это слово. И это второе слово, которое мы научились читать.

        А сегодня мы познакомимся еще с одним звуком. А что это за звук, нам поможет отгадать Любопытный со своими вопросами. Отгадайте его загадки.

Как это скучно – сто лет без движенья

В воду глядеть на свое отраженье.

Свесила ветки с обрыва

Тихая грустная …. ива.         Показать картинку.

В узкий глазок вдета тонкая нитка,

И поплыла за корабликом прытко,

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик… иголка.  Показать картинку.

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… иней.  Показать картинку.

Ребята посмотрите внимательно на картинки, давайте попробуем определить, из скольких частей состоят эти слова.

Дети делят слова на слоги.

А теперь придумайте предложения с этими словами.

Дети придумывают предложения.

А теперь, ребята, скажите, на какой звук начинаются все эти слова?

Дети. На звук [И].

Восп. Правильно. А определите, какой это звук: гласный или согласный?

Дети. Гласный.

Восп. А как вы догадались?

Дети. Потому что его можно петь.

Восп. Правильно, ведь мы знаем, что

         Гласные тянутся в песенке звонкой,

        Могут заплакать и закричать.

        Могут в кроватке баюкать ребенка,

        Но не желают свистеть и ворчать.

Давать попробуем все действия из стихотворения проделать со звуком [И].

А теперь, я предлагаю найти в группе предметы, которые начинаются на звук [И].

Дети ищут предметы.

Восп. Слов, которые начинаются на звук [И] очень много, кто может назвать такие слова.

А теперь давайте посмотрим, как выглядит буква, которая обозначает звук [И]. Из чего она состоит? Давайте найдем ее в разрезной азбуке и поселим в наш домик для букв. Куда мы ее поселим и почему?

(Расселить карточку с буквой И в пособии «Домик для букв»)

Физминутка

Ходит по двору индюк.
Словно перьевой сундук.
Он шагает не спеша,
С боку на бок, чуть дыша.
Важно крыльями трясёт,
Индюшат к себе зовёт.
А они гуськом бегут,
От отца не отстают.

Восп. А сейчас я предлагаю вам выложить эту букву из счетных палочек, а затем слепить.

Самостоятельная работа детей.

Итог. Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? (И). Какой это звук – гласный или согласный? Запомните букву, которая обозначает этот звук. А кто вспомнит слова, которые начинаются на звук [И].

Домашнее задание: придумать слова, которые начинаются на звук [И].


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А

Слайд 2

У

Слайд 3

А У

Слайд 4

У А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Волшебные звуки (ж), (з)"для детей старшей группы.

В конспекте непосредственно образовательной деятельности по теме: "Волшебные звуки (ж), (з)" представлена работа с детьми старшего дошкольного возраста по отработке умения различать на слух знакомые з...

Викторина “Чудесные превращения звуков в слова” (для детей старшей группы ДОУ)

Викторина “Чудесные превращения звуков в слова” (для детей старшей группы ДОУ)...

"Буква и звук [У]" ООД для детей старшей группы

Конспект по обучению грамоте для детей старшей группы...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....

Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) "Звуки «Л» - «Р»" для детей старшей группе

В данном документе представлена технологическая карта и  задание-карточка к нему. Представленное занятие проводилось с 1 ребенком страршего дошкольного возраста в дистанционном режиме....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения)  «Путешествие в страну букв...