«Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья» выступление на педсовете
материал по теме

Глинина Светлана Вениаминовна

Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической. 
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого. 

Прекрасно сказал об этом Вальтер Шененберг: "Здоровье – это та вершина, которую каждый должен одолеть сам".   
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида р.п. Магнитка

«Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья»

выступление на педсовете  

Воспитатель

С.В. Глинина

 2014

Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической. 
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого. 

Прекрасно сказал об этом Вальтер Шененберг: "Здоровье – это та вершина, которую каждый должен одолеть сам".   
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. 

По мнению родителей здоровье – это:  

  • Физическое, социально, духовное благополучие;
  • Отсутствие болезней;
  • Способность к полноценной жизни;
  • Когда мы улыбаемся
  • Когда ты свеж и бодр
  • Равновесие между внутренним и внешним миром
  • Здоровое питание, физические нагрузки.
  • Сила, красота, хорошее настроение
  • Активный образ жизни
  • Вера в себя, психологический комфорт.
  • Образ жизни


По мнению детей – это:   

  • Когда болеешь потом выздоравливаешь
  • Когда не болеешь никогда
  • Когда организм кушает все здоровое.
  • Это полезная еда
  • Это когда я здороваюсь
  • Это ходить в детский сад, не болеть.


А по вашему мнению, что такое здоровье (педагоги предлагают свои варианты ответов) 
Ученые предлагают следующую формулировку: 

  • Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
  • Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
  • Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
  • Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
  • Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
  • Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Прочитайте ещё раз определения, что такое здоровье. И выберите ту формулировку, которая наиболее близка нам и соответствует теме сегодняшнего педсовета. 

Правильное организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ нередко в большей степени, чем медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях. 

Начинать необходимо с выявления тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр. 
Давайте сейчас попробуем определить   
"Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми" 
(воспитатели на лепестках пишут и приклеивают на доске) 
По мнению ученых, причинами катастрофического состояния здоровья детей следующие:   

  1. Раннее начало систематического обучения без учета ведущего вида деятельности;
  2. Недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
  3. Перенасыщение учебного процесса;
  4. Стрессовые последствия авторитарной педагогики;
  5. Несоответствие некоторых программ и методик обучения возрастным особенностям детей;
  6. Несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
  7. Недостатки в системе физического воспитания.


По словам Б.Н.Чумакова , купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственным постоянными усилиями. Но для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.) , с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. 

На протяжении веков создавались русским народом традиции здорового образа жизни:   

  • Игры (городки, горелки, салки), пропагандирующие подвижный образ жизни и направленные на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие;
  • Обряды (купание в крещенской проруби, кулачные бои и др), несущие в себе огромный потенциал для физического закаливания организма и выхода негативных эмоций;
  • Детские потешки ("Водичка-водичка, умой мое личико…", "С гуся вода, с Вани вся худоба…", "Сорока-ворона, кашу варила…" и др.), являющиеся своеобразным методом терапии, помогающей налаживанию отношений между матерью и ребенком, развитию мелкой моторики, следовательно, и речи ребенка, а также помогающие закреплению полезных привычек;
  • Колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы нейролингвистического программирования, психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности;
  • Различные обереги (кукла Кормилка, кукла Сонница и др), несущие в себе часть материнских рук как важного фактора формирования психологического здоровья ребенка;
  • Организация питания, дающая человеку ответы на вопросы: "Что есть?", "Как есть?", "Когда есть?" (обрядовая еда, которую употребляли в праздники: куличи, крашенные яйца, кутья; особый ритуал приготовления и приема пищи)


Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая бы насыщала атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. 
 На базе нашего детского сада созданы уже определенные условия для физического развития и оздоровления детей, для валеологического образования. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурная площадка, музыкальный зал.   

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки (фото): в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми. 

Необходимо организовать, пополнить в группах "уголки здоровья\" и работу в них, где дети будут получать знания валеологического характера, которые помогут ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. 

В "уголках здоровья" разместить материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя будут получать элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. 

В группах проходят занятия по здоровому образу жизни   на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. 

Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия (фото), на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий детей необходимо знакомить с комплексом упражнений, целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Педагогу по физкультуре на занятиях активней использовать музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья. 

Формирование двигательных навыков и умений способствует и организация двигательной активности детей на прогулке (фото), что видно из анализа взаимоконтроля «Совместная двигательная деятельность детей на прогулке». (аналитическая справка). 

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна (фото). Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и смомассажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включать мероприятий на расслабление: минутки радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии. 

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания (фото). Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. 

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, чай с лимоном, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми. 
Благодаря совместным занятиям воспитателей и родителей создается возможность выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания образа жизни ребенка. 
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи (фото). В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала "Здоровье", тематические выставки, библиотека здоровья, оформить информационные уголки здоровья "Вот я – болеть не буду" "Как я расту", проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители в нашем детском саду родители постоянные участники всех спортивных конкурсов, выставок проводимых в ДОУ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья» ( обобщение опыта работы)

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека  нашего общества.       Сейчас практически не встретишь абсолютно здор...

Из опыта работы - Презентация на тему: "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"

Презентация из опыта раборты по теме "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"...

Каталог здоровьесберегающих технологий, технологий сохранения и стимулирования здоровья

Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения....

Обобщение опытом на тему "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"

Обобщение опытом на тему "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...