Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Верхотурцева Ирина Николаевна

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта  «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста"


Актуальность.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта  «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. Игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела.

Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Цель проекта: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в упражнениях, пальчиковых играх.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей, учитывая, индивидуальные особенности ребенка.
2. Развивать коммуникативные способности детей.
3. Развивать психические процессы детей (внимание, память, воображение).
4. Научить родителей использовать пальчиковые игры в домашней обстановке.

Ожидаемые результаты:

1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
3. Увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.

Участники проекта:

дети раннего возраста 2-3 года;

- воспитатели;

- родители воспитанников.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Вид проекта: коммуникация.

Области интеграции: познание, здоровье, коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, музыка.

Этапы реализации проекта:

 Подготовительный этап.

1. Обсуждение цели и задач проекта.
2. Составление плана реализации проекта, прогнозирование результата.
3. Вызвать интерес к проекту всех его участников, дать представление о том, как можно в нем участвовать. 
4. Изучение методической литературы по данной теме.
5. Оказание информационной и методической помощи родителям.
6.Изготовление дидактических игр, пособий для развития мелкой моторики.

Основной этап.

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

1.Чтение и разучивание потешек , стихотворений ( «Ладушки-ладушки», «Мамины помощницы», «Водичка-водичка»).

2. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

"Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка",

3.Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

"Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы.

4. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

 5.Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

"Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

 6. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.

6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. "Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев"). "Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

7.Нетрадиционное рисование пальчиками, ладошками («Вербочки», «Цветок»).

8.Игры с прищепками, мозаика, пирамидки, шнуровка.

9.Занятия по вариативной программе «Здоровячек»(«Говорящие пальчики»).

10. Работа с пластилином(приемы отщипывания, расплющивания, раскатывания и размазывания.

Взаимодействие с родителями:

 1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед для родителей («Речь и пальчики»,( «Развиваем пальчики, улучшаем речь и память»).
2.Изготовление буклета «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры».
3. Включение пальчиковой гимнастики в образовательные области, комплексы утренней гимнастики, во все режимные моменты. 
4. Разучивание потешек, стихотворений.

Заключительный этап: информационно-аналитическая работа по подведению итогов проектной деятельности.

Источники:

1.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
2.Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.:ТЦ Сфера,2005.-С.54-59.
3.Закревская О.В. Развивайся, малыш! . -М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С.60,65.
4.Козырева Л.М развитие речи . Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007.-С.41.
5.КольцоваС.146-148,с.149-154,с.173-181.

6..Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред.
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.,2005.

7..Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006.-173-180с.,189с.,200с.
8. Янушко Е. Помогите малышу заговорить!.- М. : Теревинф, 2007.- 127с., с.162.

9.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.,«Олма Пресс», 2001.

10.Хвостовцев А.Ю. Развиваем мелкую моторику.[ Текст]Комплекс упражнений «Умные ручки» \ А.Ю. Хвостовцев. – Н.: Сиб. унив. изд – во., 2010 г.

11.Новиковская О.А. Веселая зарядка для пальчиков.[Текст] Игра для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М.: Астрель: АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2009г.

12.Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр [Текст]: развивающие игры и оригами для детей и взрослых / М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. – СПб.: Кристалл, 1997. – 336 с., ил.

13.Соколова,  Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 34-36.  

14.Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

15.Бочкарёва О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.

16.Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с. 

17.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-мишутки. – М., 1993.

18. infourok.ru

19. pedportal.net›

20. maam.ru›


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозвездинский детский сад «Ручеёк» Шадринского района Курганской области

ПРОЕКТ

«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста»

                                     

                             Автор: Верхотурцева Ирина Николаевна.

2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей о значении  развития речи детей  с использованием  элементов пальчиковой гимнастики, потешек....

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста.

Материал о необходимости пальчиковых игр, которые имеют большое значение для развития ребенка....

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста

Статья о влиянии воздействия тонкой моторики на развитие мозга и,в частности, речи ребёнка....

Консультация для родителей на тему :"Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на ег...

Пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста

В ряду задач, стоящих перед социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, важное место занимает формирование правильной речи...

Консультация для воспитателей на тему:"Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста"

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук....

Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...