Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Красная Шапочка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Нефедова Елена Александровна

Представленный  конспект НОД предлагается использовать в работе с детьми старшей  группы детского сада общеразвивающего вида в рамках лексической темы «Лес. Грибы. Ягоды ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ

 с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема:

«Красная Шапочка»

Автор-составитель:

               Нефедова Елена Александровна, воспитатель

Санкт- Петербург

     2017


Вступление/преамбула/

-НОД с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется по образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ д/с № 6.

Группа, на которую ориентирован данный конспект НОД – это дети 5-6 лет, это возраст любознательных почемучек. В  группе 24 человека, 17 мальчиков, 7 девочек; дети очень любознательны, многие любят играть в настольно-печатные игры, которые требуют сообразительности и смекалки («Сложи узор», «Собери квадрат», «Сложи слово» и другие), слушают сказки, рассказы, эти дети хорошо отвечают на вопросы, задают вопросы по ходу чтения. В ходе проведения НОД дети очень увлекаются, активно, с интересом выполняют задания, очень любят физминутки, ритмопластику со стихами. Дети хорошо знают геометрические фигуры, прямой и обратный счёт, классифицируют предметы по группам. Есть  затруднения в понимании «лево-право».  

- Конспект построен с учетом интеграции образовательных областей: 

   1.«Социально-коммуникативное развитие»,

   2. «Речевое развитие»,

   3. «Познавательное развитие»

- Технологии, используемые в ходе мероприятия: 

     1. Элементы ТРИЗ,

   2.  Элементы мнемотехники,

   3. Здоровьесберегающие,

   4. Игровые,

   5. Личностно-ориентированные;

- методы и приемы организации НОД разнообразны(поощрение, показ, объяснение, игра) и подобраны с учетом индивидуальных и возрастных  особенностей детей;

Планируемые результаты:

К концу занятия у детей закрепится:

  • Умение составлять рассказ по картине,
  • Умение отгадывать загадки
  • Умение внимательно рассматривать картину.

Представленный  конспект НОД предлагается использовать в работе с детьми старшей  группы детского сада общеразвивающего вида в рамках лексической темы «Лес. Грибы. Ягоды ».

Цель:

 Обобщение знания детей  по теме: «Лес. Грибы. Ягоды »  посредством приемов ТРИЗ и мнемотехники.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить составлять рассказ о прогулке по лесу, использую приемы ТРИЗа
  • Закреплять умения работы с мнемотаблицами.

Развивающие:

•        Развивать монологическую речь, творческое мышление, воображение детей при создании образов.

Воспитательные:

•        Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим.

Оборудование:

Для педагога:

Кукла «Красная Шапочка», музыкальная запись песни «А в Африке реки….» ,

Картина с изображением девочки  в лесу; мягкий мяч.

Для детей:

листы бумаги, разделенные на шесть квадратов,

простые карандаши.

Предварительная работа: чтение сказки «Красная Шапочка».

Ход НОД:

  1. Вводная часть./постановка проблемы/:

Воспитатель вносит в группу куклу «Красная Шапочка».

- Посмотрите ребята, кто к нам пришел? Садитесь полукругом, и послушаем историю, которую нам расскажет Красная Шапочка.  Как вы думаете,  о чем она может вам рассказать? (выслушать ответы детей) А о ком или о чем будет рассказ, вы ответите сами, как только отгадаете загадку:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех подряд:

Ваню - земляникой,

Аню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

А Васю – хворостинкой. (Лес)

- Почему вы решили, что это лес? (Ответы детей)

- Значит, о чем мы будем составлять рассказ? (Ответы детей)

2. Основная часть:

2.1 Воспитатель показывает детям картину /1-2 минуты дети рассматривают картину/

-Что изображено на этой картине? Кто изображен? Что делает девочка?

(Держит в руках корзину, идет по дорожке в лесу..)

- Вспомните, куда шла Красная Шапочка? Что она несла в корзине? Как вы думаете, что она могла делать по дороге? (собирать грибы, ягоды, петь, танцевать…)

2.2 Давайте сейчас послушаем, как сама Красная Шапочка рассказывает о своей дороге (воспитатель включает запись песни)

- Вставайте и пойдем вместе с Шапочкой по лесной дорожке.

Дети шагают и танцуют в соответствии с текстом песни.

2.3 Молодцы.  Вспомним, о каком континенте говорила Красная Шапочка в песне? (выслушать ответы детей)

- В песне упоминалась Африка.  Каких животных могла встретить девочка в Африке? Что могла увидеть она в Африке? (выслушать ответы детей, обобщить и уточнить)

- А если она шла по нашему лесу, кого она могла встретить? (выслушать ответы детей)

2.4 Давайте с вами представим, что видела девочка, идя по лесу:

 ( дети встают со стульчиков и повторяют за воспитателем движения, которыми сопровождается каждое предложение рассказа – приемы ТРИЗа):

Девочка шла по ДОРОГЕ.

У дороги стоял  ГРИБ.

Гриб рос под ДЕРЕВОМ.

Над деревом светило СОЛНЦЕ.

Солнце улыбалось ЕЖИКУ.

Ежик бежал по ДОРОГЕ.

-А теперь давайте вспомним, что было в начале: ДОРОГА, ГРИБ, ДЕРЕВО, СОЛНЦЕ, ЕЖИК, ДОРОГА. (стимулировать самостоятельные ответы детей)

2.5 Красная Шапочка сказочная героиня, а в сказках случается волшебство. Сегодня Красная Шапочка пришла к нам в гости, и волшебство пришло тоже. Закройте глазки и представьте, что вы превратились в гриб, растущий у дороги (элементы ТРИЗ)

- Что может рассказать гриб? Что он видит? (выслушать ответы детей)

- А теперь превращаемся в дерево. Что может видеть, слышать, чувствовать дерево?

- Представим, что мы ежики. Что расскажет нам ежик?

Воспитатель выслушивает все ответы  детей. Поощряет фантазию, хвалит детей за высказывания, стимулирует ответы застенчивых детей.

2.6 Красной Шапочке очень понравились ваши фантазии, она предлагает вам поиграть в очень интересную игру. Становитесь в круг. Возьмем наш «вопросительный мяч», передаем его по кругу и подбираем слова на тему «Лес». Внимательно слушайте ответы других детей, повторять слова нельзя.

Мяч проходит по кругу несколько раз, дети, назвавшие большее количество слов получают жетоны.  

2.7 Какие вы молодцы! А теперь мы вместе вспомним и напишем  рассказ о девочке в лесу. Но писать будем не просто словами, а рисунками.

Дети садятся за столы, перед каждым лист бумаги, разделенный на 6 квадратов и простой карандаш.

- Вспомним, какое предложение было первым в рассказе.

 Выслушать ответы детей, напомнить при необходимости. На доске нарисовать схематично дорогу. Попросить детей нарисовать картинку в первом квадрате.

Обсудить с детьми следующее предложение и следующий рисунок. Каждое предложение зарисовать.

2.8 Давайте теперь расскажем Красной Шапочке о нашей девочке в лесу.

Дети по желанию рассказывают с опорой на составленную схему.

- Какие вы молодцы! Вы отлично справились. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

3.Заключительная часть. Рефлексия.

- О чем мы сегодня составляли рассказ?

- В кого мы превращались?

- Какие задания были для вас легкими?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Что понравилось больше всего?

Литература:

  1. О.Н. Иванищина  «Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия. Старшая группа»  Волгоград: Учитель, 2013.
  2. А.Э.Симановский «Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов»  Ярославль: Гринго, 1996.
  3. И.А. Модина «Освоение детьми 5-7 лет образовательной области «Речевое развитие». Развитие звуковой культуры; планирование содержания по игровым блокам; игровые занятия.» Изд.2-е, перераб.- Волгоград: Учитель, 2015.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста

ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по речевому развитию «Слова. Предложения» для детей старшего дошкольного возраста

Формировать умения составлять и распространять предложение относится к основным навыкам речевого развития. И уже с дошкольного возраста необходимо развивать их на занятиях....