Занятие в группе старшего дошкольного возраста "Радость послушания"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кунтувганова Ралина Аскерхановна

Сценарий активного занятия с родителями по Истокам

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Муниципальное бюджетное дошкольное                                  

образовательное учреждение  

детский сад № 6 «Василек»

                       

                                 

 

Сценарий активного занятия с родителями по программе «Воспитание              на социокультурном опыте».

 Тема: «Радость послушания»

                                                               

                                                               

                                                 

                                                  Подготовила:

                                         Воспитатель I квалификационной категории  

                                                                 Кунтувганова Ралина Аскерхановна

                                                   

                                                     Сургут, 2017г.

           

Цель: Присоединение  родителей к  отечественным  традициям. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении категории Вера и послушание. Формировать единую систему духовно – нравственных ценностей в семье и в детском саду. 

             Задачи:

  1. Проанализировать имеющийся опыт воспитания послушания у детей    
  2. Развивать мотивацию у родителей к взаимодействию в группе.
  3. Познакомить родителей  с технологией духовно – нравственного воспитания по книге «Радость послушания»  через активные занятия с детьми.

Примерный план:

1.Присоединительный этап. Работа в круге. Присоединительное слово воспитателя по теме вера и послушание.

2.Основной этап. Работа в круге. Беседа с родителями о вере и послушании.    

     - Работа с книгой «Радость послушания».

     - Работа с пословицами.

  -  Беседа с родителями по теме  «Опыт  воспитания послушания у детей в семье»

     - Знакомство родителей с технологией духовно- нравственного  воспитания     по книге «Радость послушания» с детьми.

     - Работа в четвёрке (выполнение задания, предложенного педагогом).

3. Заключительный этап. Рефлексия.

Материал для занятия: презентация «Радость послушания», мягкий мяч небольшого размера; книга № 2 для развития детей 5-6 лет «Радость послушания».

Подготовительный этап.

      Выдать родителям на дом книгу для развития детей 5 -6 лет «Радость послушания». Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к ним, ответить на вопросы, предложенные в книге по данной теме.

Присоединительный этап. Работа в круге.

        Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашей встрече, посвященной понятию вера. Для любого из нас путь к познанию всегда начинается с веры — родителям, учителям, книгам.  Духовно – нравственное воспитание детей в традиции русского  народа всегда было связано с верой.  Вера  просветляет ум, укрепляет волю, делает  человека целостным.

         Святитель Tихон Задонский писал: что понятия вера и послушание взаимосвязаны друг с другом, но первенствующее значение имеет вера. Она является первопричиной послушания, а послушание — это следствие веры; однако и сама "истинная… вера не может быть без послушания"

  Как на ваш взгляд связаны два этих понятия  вера и послушание? Давайте и мы с Вами поразмышляем над этими понятиями.    

        Педагог передает мяч сидящему слева родителю. Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу ( родители передают мяч по кругу и каждый высказывается).

         Обобщение воспитателем ответов родителей (когда мяч возвращается к педагогу). Вера является основанием для воспитания  послушания у детей. А  послушание  в свою очередь для нас – это доверие опыту старших, уважение, это душевный покой. В толковом словаре Ушакова значение понятия послушания определяется как повиновение, покорность родителям.

           «Послушание — это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех душевных достоинств» (богослов и профессор Николай Евграфович Пестов).  Поэтому послушание основано на взаимной любви, доверии, привязанности детей к родителям и родителей к детям.

         Вводный присоединительный текст воспитателя по теме занятия:      

         Послушание — это первая ступень дисциплинированности. Послушание – это умение слушаться и повиноваться. Оно учит слышать голос совести и повиноваться правилам нравственности. Оно учить уважать старших и исполнять законы государства.

           Послушание опыту. Ты обращаешься за советом к старшим потому, что они знают и умеют неизмеримо больше тебя. Они обладают бесценным сокровищем – жизненным опытом. В своё время они также учились у предыдущих поколений. Получается, что в жизненном опыте одного человека соединяется опыт веков. И чем дольше живет человек, тем больше этого опыта набирается. Вот почему всегда было принято уважать пожилых людей и ценить их советы.

           На Руси высшей оценкой для детей издавна были слова: «послушный сын» или «послушная дочь». Они приносят радость родителям, которые видят, что дети доверяют их жизненному опыту, перенимают его. Такие дети – надежда семьи.

           Послушание совести. Есть послушание, которое делает честь любому человеку. Это послушание совести. В памяти народной есть два очень похожих выражения о совести. Они слово в слово повторяют друг друга и отличаются всего лишь одной буквой: «Добрая совесть – глас Божий» и «Добрая совесть – глаз Божий».

      Как точно и мудро подмечено! Совесть – голос Божий, указующий, как нужно жить. Она оглашает законы добра и чести, веры и надежды. Но совесть одновременно и глаз Божий.  Она видит, как мы живем на самом деле, как подчас далеко отступаем от заповедей праведной жизни. От глаз людских можно скрыть дурной поступок, утаить грех, а от совести никогда.

Жить не в ладу с совестью мучительно, человек испытывает угрызения совести. «Совесть спать не дает», говорят о таком состоянии.

      Еще в давние времена люди верили, что послушание совести пробуждает в человеке привычку к добру, учит распознавать поступки дает надежду на спасение.

       Послушание закону. А как же уберечь от зла человека, в котором совесть молчит? Как защитить от него всех остальных? Для этого утверждаются правила и законы.  Многие правила установились давно. Их подсказала сама жизнь. Например, очевидно, что в классе на уроке должна быть полная тишина. Говорить можно только по очереди и с разрешения учителя. Это знакомые правила, есть ещё правила спортивной игры, правила уличного движения, правила проезда на городском транспорте. Их нарушение наказывается не только замечаниями, но и штрафами, удалением из игры. Бывает, что нарушители наказывают сами себя – получают травмы и могут лишиться самой жизни.

      Но существуют особые правила – законы. Они принимаются высшей властью государства и обязательны для исполнения всеми гражданами. Граждане должны быть законопослушными. Перед законом все равны.

Основной этап.

       Работа с книгой. Воспитатель: А теперь я предлагаю заглянуть в наши замечательные книги «Радость послушания» и познакомиться, а как мудрые люди высказываются о послушании: «Откройте, пожалуйста, книгу на странице 3. Давайте прочитаем с вами «Слово к родителям» по цепочке. Каждому из вас надо прочитать  по законченному предложению.

     Родители читают текст.

     Воспитатель: Воспитание  послушания нашло своё отражение в народных  пословицах и поговорках. Обратимся к  пословицам, предложенным в книге:  «Покорному дитяте всё к стати», «Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается», «Кого уважают, того и слушают».  

Уважаемые родители! Кто желает поразмышлять вслух над смыслом первой пословицы? второй? Третьей?

       Воспитатель предоставляет родителям некоторое время для осмысления пословиц. Затем родители  (по желанию) высказываются о смысле пословиц.

     Обобщение воспитателем ответов родителей: Спасибо за ваши ответы. Пословицы и поговорки о воспитании послушания у детей передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этом и  регулярно употребляйте в своей речи пословицы. Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении понятия послушания.     

     Воспитатель: Незаменимым источником для нас в воспитание послушания у детей являются сказки. В книге «Радость послушания» главными произведениями для развития детей является русская народная сказка в обработке К. Д. Ушинского «Гуси- лебеди» и сказка «Аленький цветочек» под редакцией Аксакова С. Т. Поэтому  я рекомендую вам уважаемые родители организовывать дома семейные чтения сказок.

После чтения сказки «Гуси – лебеди»  необходимо поразмышлять вместе с ребенком над вопросами, которые предлагают авторы книги:

В чем девочка ослушалась родителей?

Почему сначала не помогли девочке и печка в поле, и яблонька, и молочная речка- кисельные берега?

Что помогло девочке спасти братца?

Важно донести до детей основную мысль этой сказки: девочка ослушалась родителей, поэтому ей пришлось испытать много трудностей, чтобы найти и спасти брата. Всё изменилось, когда она стала послушной. Девочке помогли и молочная речка с кисельными берегами и яблонька, и печка, что позволило ей вместе с братцем возвратиться домой. Преодолеть все трудности девочке помогли послушание, терпение, настойчивость, любовь к брату.

          Ресурсный круг. Воспитатель: Уважаемые родители вспомните домашнее задание на странице 26. В каждой семье имеется  опыт воспитания послушания у детей, а что помогает вам воспитывать послушание у своего ребенка? Поделитесь, пожалуйста, с нами. 

         Работа в микрогруппах. Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам объединиться в микрогруппы по 4 человека. Сядьте, пожалуйста, поближе друг к другу. Посовещайтесь, выслушайте  друг друга, и придите  к единому решению. Кто – то один от группы   выскажется и познакомит нас с вашим решением. Работа  может продолжаться 3 минуты.  Микрогруппы по очереди озвучивают результаты своей работы.  

                                 Заключительный этап.

      Обобщение воспитателем ответов родителей:  Итак, вы считаете, что  любовь и уважение к ребенку, доверие опыту старших, интерес к внутреннему миру ребенка, выдержка, уверенность, твердая воля, помощь в трудную минуту - это те правила, которые, по - вашему мнению, помогут воспитать послушание у детей. Я разделяю ваше мнение по выбору правил.

Итак, теперь мы свами единомышленники в воспитании послушания у детей. Вы дома, а мы в группе будем выполнять данные правила.

Рефлексия.

     Работа в круге. Воспитатель: Спасибо вам за столь интересную беседу. За ваши ответы, размышления. Пожалуйста, поделитесь мнениями о нашей встрече:  Узнали ли вы что- то новое на нашей встрече?  что вы возьмете для себя?

      Заключительное слово воспитателя: я рада, что мы все сегодня получили неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями. Благодарю всех вас за участие!

Я надеюсь, что наша встреча   помогла вам  осознать всю важность темы веры и  послушания, её значимость для каждой семьи. Не забывайте уважаемые родители, что вы являетесь примером послушания для своих детей и поэтому демонстрируйте им свою веру и послушание своим родным и близким. Стремитесь всегда выполнять важнейшие жизненные правила: жить со всеми в мире и согласии, уважать старших, проявлять заботу о слабых.

Использованная литература.

1.Истоковедение. том  5, М.,  Издательский дом «Истоки», 2014

2. Истоковедение. том  11, М.,  Издательский дом «Истоки», 2014

3.«Радость послушания» М.,  Издательский дом «Истоки», 2014



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмическое занятие в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности "Удивительное путешествие"

логоритмическое занятие по теме "Транспорт", совместное с музыкальным руководителем....

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста 5-6 лет на тему «Ярмарка»

Закрепить представления о ярмарке, как о части жизненного уклада на Руси....

Конспект игрового занятия в группе старшего дошкольного возраста «Азбука пешеходов»

Конспект игрового занятия в группе старшего дошкольного возраста «Азбука пешеходов»...

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Встреча с инспектором ГИБДД»

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Встреча с инспектором ГИБДД»...

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Правила поведения на дороге»

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Правила поведения на дороге»...

Открытое занятие для групп старшего дошкольного возраста "Путешествие в музыкальную страну"

Открытое занятие для групп старшего дошкольного возраста "Путешествие в музыкальную  страну"....