Деловая игра по развитию речи детей "Педагогический экспресс"
материал по развитию речи на тему

Котко Людмила  Николаевна

Цель методической игры:Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;

• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;

•Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_po_razvitiyu_rechi.docx397.25 КБ

Предварительный просмотр:

Цель игры:

• Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей;

• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы;

•Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

 

Карточка №1

 Теоретическая часть. Выбрать правильные ответы.

1

Что из перечисленного не является формой коммуникативной функции связной речи  (Диалог, монолог, доклад).

2

Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, пересказ литературного произведения).

3

Что из перечисленного не относится к типу монолога (описание, беседа, рассуждение, пересказ, рассказ, разговор воспитателя).

4

Назовите типы высказываний (описание, предположение, повествование, рассуждение, доказательство)

5

Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (повествование, описание, рассуждение

6

Как называется текст , в котором развитие сюжета разворачивается во времени? (повествование, описание, рассуждение)

7

Как называется текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку? (повествование, описание, рассуждение)

8

Что лишнее в структуре повествования (вступление, завязка, перечисление, кульминация, описание, развязка, доказательство)

Карточка №2

Придумать  загадки, пользуясь моделями составления загадок и загадать их второй команде участников.

Модель 1.  

 

                 

                     http://www.samovar-v-tule.ru/files/82/p1012051.jpg

Для составления загадки выбран объект (самовар).

Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).  

                                                               САМОВАР

Блестящий.

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).  /Что бывает таким же?/

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз". 

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

ЁЖИК

Ёжик пыхтит,

Как новенький паровоз     Как сломанный чайник

собирает

Как хорошая хозяйка     Как жадина

семенит

Как ребёнок, который учится ходить      Как старый гном

 

Протокол составления загадки про ежика

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").  

- Пыхтит как сломанный чайник (сравнение на "занижение").

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").

- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").

- Семенит как старый гном (сравнение на "занижение").

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

 

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": 

"Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": 

"Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном". 

Карточка №3

Раздать заготовленные модели – листы для составления загадки.

ОЧКИ,  БУДИЛЬНИК,  ПЕТУХ, УТЮГ.

 

 

 

 

 

 

Карточка № 4
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся.

 Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)


«Переведите» пословицы на русский язык.
1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

Карточка № 5

Игра «Расскажи сказку по-другому»

 Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

 Образец:

 сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом:

«Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Задание для группы №1.

«Рукавичка» от лица рукавички 

Задание для группы №2.

«Три медведя» Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

 Карточка №5  Скороговорки

 Предлагаю выйти  по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»

 

РЕФЛЕКСИЯ.

Котко Л.Н. – старший воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №6 станица Старощербиновская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по развитию речи

Цель мероприятия: активизировать деятельность педагогов....

деловая игра по развитию речи

приемы по развитию речи...

Деловая игра по развитию речи.

Цель. Активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать н...

Деловая игра по развитию речи

Цель: Способствовать приобретению опыта коллективной работы; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь самореализоваться на педагогическом поприще....

Деловая игра по развитию речи для педагогов «Путешествие в страну Речезнай-ка»

Деловая игра по развитию речи «Путешествие в страну Речезнай-ка»Цель: формирование педагогической компетентности педагогов; развитие коммуникативных качеств педагогов, умения работать в ко...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ?

ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ЧТО? КОГДА? ПОЧЕМУ?...

Деловая игра Тема: «Развитие речи дошкольников»

ЦЕЛЬ: формирование педагогической компетентности педагогов, развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в  коллективе,  уточнение знаний и умений педагогов по п...