Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Смирнова Сания Фаткуловна

Развитие речи ребенка происходит в процессе общения и наша задача  - помочь ему осваивать речь, учить ясно и последовательно выражать свои мысли, и использование фольклора является одной из актуальных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклора»

                                                                                             

Смирнова Сания Фаткуловна

воспитатель МБДОУ

детский сад №9 комбинированного вида  г.Орел

 

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

Ребенок всему учится в общении с взрослыми и развитие речи также происходит в процессе общения.

И наша задача  - помочь ему осваивать речь, учить ясно и последовательно выражать свои мысли, и использование фольклора, приобщение ребенка к богатому народному творчеству с малых лет, является одной из актуальных задач.

 Мое исследование связано с возможностью использования фольклора в развитии познавательной активности детей, формировании первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, воспитание любви к народному национальному искусству.

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. 

 

Работая с детьми младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет я пришла к выводу, что организовать режимные моменты, провести игру – занятие, встретить новичка, успокоить его, мне помогают песенки и короткие стишки, потешки и стишки к пальчиковой зарядке, колыбельные песни,  сказки, которые вызывают у ребенка положительные эмоции. 
 

В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, потешки) не используются. В семьях знают все меньше и меньше обрядов,  забывают песни и колыбельные.

 

Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. Но родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, часто забывают об этом и не придают фольклору значения в развитии речи ребенка.

В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь.

Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. В этот период ребёнка нужно стимулировать его речевую активность и познавательную потребность, т. к. активный запас слов помогает излагать мысль. А для этого детям нужно давать возможность высказываться, больше говорить, не перебивать его, поощрять любую речевую попытку выразить мысль. Со временем слово становится способом самооценки, оно может остановить или, наоборот, активизировать деятельность, поведение ребёнка.

 Богатая и разнообразная речевая деятельность -  залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе.

В возрасте около 3 лет заканчивается, в основном, анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования.

В ходе работы с детьми 2-3 лет, начиная с февраля 2010 года я использовала программу О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой “Приобщение детей к истокам русской национальной культуры”. Создана развивающая среда, подобран материал для работы. В нашем детском саду для занятий с детьми создан уголок русской избы. В нем есть предметы быта (оригиналы), лавки со столом, прялка, старинная утварь, люлька. В группе имеется уголок ряжения, где дети могут надеть сарафаны, платки, маски, шапки-маски героев народных сказок.

Работу по формированию и расширению активного словаря детей осуществляю через разные формы работы: занятия, игры, элементы театральной игры,  режимные моменты, самостоятельную творческую продуктивную деятельность, во время прогулок, труда.

Дети усваивают язык подражанием, но это не слепое подражание, они усваивают его в игровой, познавательной, бытовой и трудовой деятельности.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из следующих задач:

- расширение, обогащение и активация словаря

- воспитание звуковой культуры речи

- формирование правильной разговорной речи

- развитие связной речи.

Для выполнения этих задач необходимо:

1. Знакомить детей с устным народным творчеством.

2. Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.

3. Заучивать потешки.

4. Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сотрудникам детского сада.

5. Воспитывать дружеские чувства и взаимоотношения между детьми.

6. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. д.

7. Воспитывать любовь к живому, природе.

Свою практическую деятельность с детьми младшего возраста строю на отборе материала, соответствующего возрастным возможностям детей, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видам деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры).

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Все что интересно ребенку,  легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.     

Потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки - потешки: движения пальчиками, ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к человеку, пока чужого для него.

Использую наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и режимных моментах: потешки при умывании  - “ Водичка, водичка, умой мое личико”, кормлении -  «Умница Машенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую» , перед сном - «Баю, баюшки, баю», в артикуляционной и пальчиковой гимнастике “Этот пальчик дедушка,..”.  Дети с удовольствием повторяют их, рассказывают их в группе и дома своим родителям.

Потешки следует читать эмоционально. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне.

Большое влияние на воспитание интонационной выразительности, эмоциональности речи детей влияют русские народные словесные игры.

Дети с удовольствием играют в «Каравай», “Заинька попляши…”, “Кот и мыши”, «По кочкам», подпевают, обожают народные шумовые музыкальные инструменты и желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать следует поощрять.

Положительное влияние оказывает на развитие речи ребенка театрализованная деятельность. Детям нравится играть в роли героев сказок, наряжаться в их одежду, надевать атрибуты, произносить речи героев, петь песенки. Хорошо инсценируются русские народные сказки “Репка”, “Теремок”, “Колобок”, “ Заюшкин дом”.

Основой связной речи является диалог, для которого характерны неполные предложения, вопрос, яркая интонационная мимика. В этих диалогах дети осваивают интонацию вопросов, восклицаний. Особенно ценны потешки, короткие сказки, героями которых являются животные. Дети не только любят проговаривать их, но и с удовольствием представляют их, имитируя речь и повадки животных в потешках “Наши уточки с утра”, “Петушок, петушок, золотой гребешок…” и др.

Разучивание потешек с детьми и чтение русских народных сказок  способствует:

1.    Воспитанию любви к русскому народному фольклору.

2.    Развитию памяти, активной речи ребёнка, пополнению его пассивного и активного словаря.

3.    Развитию эмоциональной сферы ребёнка.

4.    Всестороннему развитию личности ребёнка.

 Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу.      

Если ребёнку систематически рассказывают сказки, рассказы, у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.

В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

 Словесное русское народное творчество бесспорно влияет на развитие речи детей. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста малыми формами фольклора

Целью программы является  развитие и активизация речи детей на материале фольклорных произведений....

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора» (из опыта работы).

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора»

Речь – это драгоценный дар, величайшее богатство человека. С ее помощью люди выражают свои мысли, чувства, общаются, достигают взаимного понимания.Без речи, без звучащего слова, жизнь была...

Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора.

Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отды...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием форм малого фольклора

В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же...

Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора

В консультации рассказывается как можно в повседневной жизни использовать малые формы фольклора для развития речи детей...