Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по развитию речи для детей разновозрастной группы от 3 до 5 лет "Рассказ по картине "Катание на санках и заучивание стихотворения про зиму"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Конспект занятия поможет воспитателю использовать этот сюжет для усвоения детьми программного содержания по развитию речи...

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОЦ ДС «Солнышко»

Конспект организованной образовательной деятельности

по  развитию речи

для детей общеразвивающей направленности разновозрастной группы 3-5 лет  «Капитошка»

Тема НОД № 18 Составление рассказа по картине «Катание на санках» и заучивание наизусть стихотворения Сурикова «Зима»

Вид ООД: тематическое

Тема недели: Русские обычаи

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: Учить детей младших подгрупп составлять рассказ по картине из 2-3 простых предложений по показу воспитателя, а детей средней подгруппы из 4-5 простых предложений. Учить наизусть стихотворение про зиму.

Программные задачи:

 Связная речь. Учить отвечать на вопросы по содержанию картины («Катаемся на санках»); составлять рассказ по образцу воспитателя.

Словарь и грамматика. Закреплять названия предметов одежды, продолжать учить использовать  слова с  противоположным  значением (тепло-холодно), активизация ласкательных существительных.

Звуковая культура речи. Звукопроизношение словосочетания ха-ха-ха. Развивать умение регулировать  громкостью голоса (тихий и громкий голос), изменять тембр голоса. Закреплять правильное произношение звуков «т», «ть».

Демонстрационный материал:

Картина «Катание на санках», демонстрационная игрушка Снеговик.

Активизация словаря: санки, зима, снег, горка, тепло, холодно, встал, упал, свитер, светло, штаны, ботинки, крепость, брать, лепить, носить, одевать.

Индивидуальная работа:

Учить детей неторопливо обдумывать задачу и уметь спокойно выслушать ответы других и доброжелательно исправлять ошибки

Методические приёмы:

Рассматривание картины, наводящие вопросы, сюрпризный момент, релаксация (физкультминутка), рефлексия (итог) и др.

Предварительная работа:                                                                        

        - Рассматривание иллюстраций о зиме; картин из серии «Зимние                  забавы».        

- Заучивание стихотворений о зиме, поговорок, потешек;

- Д/и : «Когда это бывает?»

Материал :

- Картина : « Катание на санках», ИКТ -физ. минутка  для глаз, картинки о зиме; «сюрприз-Снеговик».                

План ООД :

1. Вводная часть –Чтение стихотворения  И . Суриков «Зима», беседа по стихотворению.

2. Основная часть (рассматривание картины, составление рассказа по ней).

3. Заключительная часть (сюрпризный момент, игра, итог).

Ход     занятия:

1. Вводная часть :

(дети входят в группу; на интерактивной доске  картинка зимней природы,  с падающим  снегом; на ее фоне воспитатель читает стихотворение  И.Сурикова «Зима».)

-Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает,ложится.

            И под утро снегом

            Поле забелело,

            Точно пеленою

            Все его одело. . .

Воспитатель :

- О каком времени года  говорится в этом стихотворении ? ( Дети - о зиме )

- Любят зиму все дети от мала до велика.

- В какие игры можно играть зимой на улице, чтобы было интересно?

(кататься на санках, на коньках, на лыжах,  лепить Снеговика,  играть в снежки, строить крепости, чистить снег лопатой , кормить птиц …….)

Молодцы! Вы умеете весело проводить время. А что значит «кататься на санках»?

2. Основная часть:

 (Воспитатель выводит на интерактивную доску картину «Катание на санках».

Рассмотрите внимательно  картину.

- Кто  изображен на этой картине? (Дети )

- Кто это ? (Девочка )

- Ее зовут Света.

- Что она делает ? (Катается с горки на санках)

- А этого мальчика зовут Сережа.

- Что он делает? (Он тоже катается с горки на санках)

- А это кто? Давайте вместе придумаем  как его зовут. (Дети предлагают ...)

- Что делает……? (Он катается на лыжах)

- Вместе с детьми кто еще гуляет ? (Щенок )

- Ребята ,посмотрите ,что падает с неба? (Снег )

 - А какой бывает снег? (белый ,легкий, пушистый, мягкий, липкий, чистый; сверкающий, блестящий на солнце)

- Ребята, а как  вы думаете « дети замерзли?» (Нет; не замерзли)

- А  почему вы так решили ? (Дети  одеты в теплую, зимнюю одежду (перечислить).

- Какое у детей настроение ? (Веселое, радостное)

- А как вы поняли, что у детей веселое настроение? (Улыбаются, радость на лице и т.д.)

Физминутка

Девочки и мальчики

Хлоп- хлоп – хлоп

Прыгают как мячики

Прыг - прыг-прыг

Ножками топочут

Топ - топ – топ

Весело хохочут

(мальчики-громко) –ха-ха-ха

(девочки  - тихо)      ха– ха - ха

(Все вместе- громко; тихо….)

А теперь мы вернемся к картине и вспомним что же на ней изображено?

Кто расскажет?

- Давайте вместе учиться рассказывать по картине.

Наводящие вопросы (Время года, какая была погода, кто вышел на прогулку,  чем занимались дети, какое настроение у них было? )

Молодцы, ребята, вы составили очень интересный  рассказ о катании детей на санках.

(Воспитатель выводит на интерактивную доску   Гимнастику для глаз «Снежинки», если доски нет, то воспитатель берет в руки снежинку и водит ею в разные стороны)

Ой ! К нам снежинка залетела. Проследите глазами за ней, как она летает, кружится, вот так.

3.Заключительная часть:

Ребята, а вы чувствуете, что-то холодом потянуло и дверь скрипнула, кто- то к нам пришел. (Воспитатель вносит Снеговика )

- Ребята, поздоровайтесь с нашим  гостем.(Дети- Здравствуйте )

Я ,ребята, Снеговик. Меня  слепили дети, а из чего ? (Дети - из снега)

- Ребята, а вы любите играть? ( Дети - да )

Задание для средней подгруппы (младшая подгруппа слушает)

- Поиграем тогда.

Итак, нужно все зимние слова переделать  в ласковые, например

Санки  - саночки  

Гора   -   горочка

Шуба  -  шубочка

Шапка  -  шапочка

Зима   -  зимушка

Снег  -  снежок

-Играем еще: (Дети – да )

      Следующая игра: Если вы услышите в слове  звук «т»- хлопните в ладоши, если нет звука «т» молча сидим.

санки, зима, снег, горка, тепло, холодно, встал, упал, свитер, светло, штаны, ботинки, крепость.

Молодцы! Все  старались быть внимательными.

- Снеговик –Ребята, я кажется, заболеваю, потрогайте меня, только осторожно : «Я горячий?» (Дети - нет , холодный )

- А что у вас осталось на руке? ( Дети - вода )

- Откуда появилась вода , как вы думаете ? (Предположения детей )

Воспитатель : правильно, ребята,  в группе тепло, руки ваши теплые вот снег и тает, превращается в воду.

- Снеговик -«Я пропадаю , таю ,таю, убегаю. До свидания .

(Воспитатель  выносит  его из группы )

Воспитатель читает стихотворение Сурикова повторно.

И предлагает выучит стих про снег и зиму.

(Заучивание стихотворения по предложениям 1 четверостишье)

Рефлексия (итог):

Дети, занятие по развитию речи подошло к концу.

Что вам понравилось на занятии?

Что было трудным? Кто сегодня старался отвечать на вопросы?

- Погладьте себя по голове и скажите: « Я сегодня молодец !»

Все молодцы; занимались хорошо; спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы «Тигрёнок Рома».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по звуковой культуре речи для детей подготовительной группы «Тигрёнок Рома».Цель: формирование звуковой культуры  речи, автоматиз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области развитие речи для детей среднего возраста

Тема: «Ссора и примирение» (беседа по вопросам воспитателя)Задачи:Образовательные:1.      Формировать у детей оценочное отношение к окружающей действительности, индивидуа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области развитие речи для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «День защитника Отечества»Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о празднике День защитника Отечества;Познакомить с военной профессией связист;Повторить с детьми военные профессии: п...

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию педагога и детей старшей группы. «Как звери к зиме готовятся»

Цель: Закрепить знания детей о жизни лесных животных в осенний период.Задачи:Образовательная:Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Развитие речи в младшей разновозрастной группе по русской народной сказке «Репка»

Данный конспект представляет собой разработку занятия по развитию речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста. Знакомство со сказкой "Репка", развитие узнавания и произношения звук...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Развитие речи" для детей старшего дошкольного возраста на тему: «День защитника отечества».

Задачи:Образовательные:-познакомить с военной профессией связист;-повторить с детьми военные профессии: пограничник, моряк, летчик, ракетчик, танкист.-активизировать в речи детей слова обозначающие ро...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Развитие речи" для детей среднего возраста тема: «Ссора и примирение» (беседа по вопросам воспитателя).

Задачи:Образовательные:-продолжать знакомить детей с приближающимся праздником – 8 Марта.Развивающие:-развивать связную речь детей.Воспитательные:-воспитывать у детей оценочное отношение к окруж...