Артикуляционная гимнастика в стихах для детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи по теме

В помощь логопедам, воспитателям и родителям!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.g._v_stihah.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Каждое упражнение сопровождается стихотворным описанием, которое способствует совершенствованию навыков в выполнении артикуляционных упражнений и упражнений для развития мелкой моторики.

 Эффективное становление речи невозможно без развития мелкой моторики.

1. «Улыбка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

Тянем губы прямо к ушкам,

И сердиться нам не нужно.

Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.

2. «Заборчик».

Из зубов заборчик строй -

Ровный, белый, не косой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

3. «Лопатка».

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая - сверху ладонью вверх.

4. «Желобок».

Я послушный язычок

Превращаюсь в желобок.

Узкий, узкий желобок.

По нему ручей течет.

Язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в  желобок; ладони соединены - от кистей до копчиков мизинцев.

5. «Чашечка».

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).

.

6. «Грибок».

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая - «лежит» на кулаке («шляпка»).

7. «Горка».

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).

8. «Иголочка».

Я иголку острую

Для шитья готовлю.

Крепко я ее держу,

Никого не уколю.

   Рот приоткрыт, кончик языка - узкий, губы не касаются языка; ладонь   одной руки сжата в кулак (на столе), пальцы другой собраны «в пучок» и  «воткнуты» в другую руку.

   9. «Вкусное варенье».

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу; ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем в левую.

10. «Качели».

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх, вниз; руки, ладонями вниз, не касаясь стола, производят те же движения.

11. «Гармошка».

На гармошке мы играем,

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное положение.

12. «Лошадка».

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней.

13. «Непослушный язычок».

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя);  ладони рук ударяют по столу.

14. «Барабан».

В барабан мы бьем

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук,

Слышен звонкий стук.

Язык ударяет по верхней стороне (д-д-д); пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.

15. «Чищу зубы».

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

Языком проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней; ладонью правой руки проводим сначала по внешней, затем по внутренней поверхности левой руки.

16. «Часики».

Мой веселый язычок

Словно маятник часов:

Вправо - влево, вправо - влево

Он всегда ходить готов.

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, «качаются» вправо - влево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: "Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста"

План по самообразованию. Тема: "Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей  дошкольного возраста". Работа с детьми раннего и младшего возраста....

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»

laquo;Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста»...

06.10.21 Подборка пальчиковых гимнастик в стихах для детей дошкольного возраста.

Пподборка пальчиковых гимнастик для детей дошкольного возраста....

Презентация. Артикуляционная гимнастика в развитии речи детей дошкольного возраста.

Артикуляционная гимнастика в развитии речи детей дошкольного возраста....

Подборка пальчиковых гимнастик в стихах для детей дошкольного возраста

Перед рисованием мы с детьми делаем пальчиковую гимнастику, она укрепляет мышцы рук, помогает детям настроиться на рисование, получить положительный заряд эмоции. После такой гимнастики дети с лёгкост...

Презентация на тему "Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста".

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста....

Артикуляционная гимнастика в стихах для детей младшего возраста

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет...