Конспект ООД по речевому развитию "Осенние дары для Афлатуна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Макушина Ирина Николаевна

Речевое занятие с использованием ИКТ-  презентации "Осенние дары для Афлатуна". Интеграция с ОО "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно -эстетичекое развитие", "Эстетическое развитие". В ООД были использованы элементы эспериментальной программы "Наш друг - Афлатун" Воспитатели Макушина И.Н., Нечуняева Н.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Дашковский детский сад комбинированного вида « Колобок»

Серпуховского муниципального района Московской области

Конспект ООД по Образовательной области «Речевое речи»

 Тема: «Осенние дары»

                                           

Педагоги:     Макушина Ирина Николаевна

   Нечуняева Наталия Васильевна

п. Большевик

 2017 г.

Конспект ООД по образовательной области: речевое  развитие

Возрастная группа: 5-6  лет

Тема: «Осенние дары»

Интеграция образовательных областей: речевое  развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие..

Программные задачи:

- упражнять различать фрукты и овощи, отгадывать загадки;
- продолжать учить описывать фрукты и овощи, опираясь на схему;

- упражнять в умении употреблять уменьшительно –ласкательные суффиксы для образования ласкового названия предмета;

-  упражнять в употреблении  окончаний для образования множественного числа родительного падежа;

- продолжать учить выделять лишний предмет из группы и аргументировать свой выбор;
- способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого 
 слуха, мышления, артикуляционной, координации речи с движением;

- закреплять умение дорисовывать половину предмета по образцу, соблюдая форму и пропорцию;
- прививать бережное отношение к природе.
Способы организации детей: полукругом, сидя, стоя.

Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши, мультимедийное оборудование, презентация - изображения фруктов, карта - схема, д/и «Четвёртый лишний»;  муляжи овощей и фруктов, 2 корзины, коллаж, Афлатун; музыкальное сопровождение:  «Гимнастика с мамой» Е. Железнова.

Словарная работа: огород, плоды,  витамины, схема.

Предварительная работа: беседы о разнообразии  и пользе овощей и фруктов, способах  их выращивания, описание фруктов и овощей с опорой на схему .

Ход НОД:


1. Открытый вход в деятельность
Воспитатель: 

- Ребята, поздоровайтесь с нашими дорогими гостями.
- Слышите? Кто-то ещё к нам в гости идёт! (стук в дверь)
- Ребята, а кто к нам пришел?

Входит  второй воспитатель с  игрушкой Афлатун.
- Посмотрите, это наш старый знакомый.

2. Вводно – организационный этап

Афлатун: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Ребята, вы меня узнали? Как меня зовут?  (Ответы детей)

Я  спешил к вам в гости и очень рад вас видеть.

3. Мотивация на деятельность

Афлатун: Я получил письмо, в котором загадки. Но никак не могу их разгадать. Ведь я знаком не со  всеми земными фруктами и овощами. Поможете мне?

Воспитатель:  Поможем ему отгадать загадки?  А правильно ли вы угадали, подскажет волшебный экран.

1. Висит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок. (Яблоко).
2. Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его... (Лимон).
3. Знают этот фрукт детишки,
Любят, есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет... (Банан).
4. Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша).

(На экране после каждой загадки появляется поочередно яблоко, лимон, банан, груша).


Афлатун:  Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видели на картинках?
(Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, как много фруктов на блюде, назовите те, которые узнали.

4. Расширение имеющихся знаний

Воспитатель: Афлатун, наши дети тоже умеют загадывать загадки.

Ребята! Давайте поиграем в игру «Угадайка», отгадать надо будет, какой фрукт или овощ описывает ведущий, используя карту-схему . Я вам напомню, как это сделать правильно.

Первым описывает воспитатель (дает образец описательного рассказа).

Дети выбирают ведущего, используя считалку:
Ай, ду, ду, ай, ду, ду!
В огород сейчас пойду
Соберу я овощей
Для зеленых свежих щей
Где вы, овощи ау?
Прячьтесь лучше, я иду!

Ведущий описывает фрукт и овощ по схеме. Отгадавший загадывает свою загадку. Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель:  Дети, предлагаю вам пойти в наш магазин и выбрать себе один фрукт или овощ. Сначала пойдут девочки. Кто взял овощ, положите на зеленый поднос, а кто взял фрукт – на чёрный.
Проверить с детьми, правильно ли они положили.
Воспитатель: - Молодцы.  Ребята, а где растут фрукты?  овощи? (Ответы детей)  

(Показ картинок на слайдах)

5. Динамическая пауза -  «Червячки»  Е. Железнова

6. Практическая работа

Афлатун :- А сейчас, ребята, поиграем с вами  в игру «Назови ласково»
Я назову фрукт или овощ , а вы назовите  ласково. Кто правильно назовёт, тому я дам маленький афлатунчик
Игровое упражнение:
огурец – огурчик
помидор – помидорчик
капуста – капустка

яблоко-яблочко

банан-бананчик

картошка-картошечка

апельсин-апельсинчик

морковь-морковочка

свёкла- свёколка

лимон- лимончик
- Молодцы!

Игра "Один-много"

Афлатун:  А теперь  я меняю правила игры. Я называю один овощ или фрукт, а вы называете много фруктов или овощей и возвращаете мне свой афлатунчик.

Игровое упражнение:
один мандарин - много мандаринов
одно яблоко – много яблок
один огурец – много огурцов
один ананас – много ананасов
одна груша  – много груш

одна луковица – много луковиц

один кабачок – много кабачков

один баклажан – много баклажанов

один апельсин – много апельсинов

одна  морковка – много морковок

Афлатун: Молодцы!


Воспитатель: Следующая игра «Найди лишний»  ( картинки на экране). Найдите лишний предмет и расскажите Афлатуну , почему вы так думаете.

Игровое упражнение:
Яблоко, малина, груша, лимон.
Гранат, апельсин, гриб, банан.
Мандарин, персик, груша, огурец.
Слива, перец, помидор, лук. 

Афлатун: Ребята, а за что же вы так любите фрукты и овощи? Чем они полезны? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним наш красивый плакат, картинки для которого вы делали вместе с родителями. Как он назывался? (Весёлые витаминчики) Кто-нибудь хочет рассказать стихотворения  о фруктах и овощах?


Игра «Дорисуй фрукт или овощ»

 
Воспитатель:  Хочу предложить вам, ребятки, сделать подарок нашему другу – открытки с изображениями полезных овощей и фруктов. Дорисуйте фрукт  или овощ и определите, что за плод вы изобразили. (На листе бумаги половинки яблока, груши, моркови, лука, свёклы, помидора, лимона, огурца - детям рекомендуется дорисовать, раскрасить, определить).

Афлатун принимает открытки детей.

7. Открытый выход из деятельности.


Воспитатель: Молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились. Помогли нашему другу Афлатуну побольше узнать о земных плодах.

Давайте на прощание споём нашу замечательную песенку.

Песня Афлатуна.

Афлатун прощается с детьми и гостями.

Ребята, помните, как мы обычно на занятиях оцениваем нашу работу? 

Зелёный (ответы детей)

Жёлтый (ответы детей)

Красный (ответы детей)
Возьмите зеленое яблоко те, кому сегодня было очень интересно, понятно и нетрудно. Желтое яблоко возьмет тот, кому было интересно, но немного трудно выполнить задание. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и неинтересно.

Теперь  яблоки приклейте  яблоню , и увидим, какие яблоки на ней растут.

Приглашаем  гостей тоже оценить нашу работу на другой яблоне. Посмотрите, какая яблоня у вас получилась. 


А теперь, ребята, попрощайтесь с нашими гостями и подарите им свои улыбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Милым мамочкам своим дарим счастье на ладошках"

Рекомендую использовать данный конспект  для подготовки детей к празднику "День матери"...

Конспект комплексного логопедического занятия "Щедрые дары осени"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 13 СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА...

конспект занятия по развитию речи "Дары осени"

закрепить знания детей о грибах, овощах, фруктах и ягодах...

Конспект ИОД по познавательно - речевому развитию «Дары осени» с использованием игровой и здоровьесберегающей технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР

Задачи:- Расширять представления детей о многообразии растений, их плодов.- Учить узнавать растения по плодам и правильно называть их.- Расширять представления о разнообразном использовании чело­веком...

Конспект ООД по речевому развитию «Дары осени»

Конспект  ООД по  речевому развитию в   старшей группе                                   ...

НОД с детьми подготовительной к школе группы по речевому развитию "Дары осени"

Цель:создание условий для развития коммуникативно – познавательной деятельности, интереса к предметам и явлениям окружающей действительности через тему осени.Развитие внимания, мышления, речи....

Конспект развивающей ситуации по речевому развитию "Дары осени" в второй младшей группе

Эта развивающая игровая ситуация поможет  начать приобщение  детей второй младшей группы к поэзии, развивить у них поэтический слух,упражнять в образовании слов по аналогии....