Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
презентация по развитию речи на тему

Лукошкова Светлана

Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.

Ход семинара.

1.     Вводная часть.

Педагогии объединяются в команды в соответствии возрастной группы, на которой они работают.

Логопед: Сегодняшняя наша встреча посвящена организации работы по звуковой культуре речи. Согласно результатам анализа образовательной деятельности ДОУ, за прошедший учебный год работа над звуковой культурой речи является одним из проблемных полей нашего детского сада.

Мониторинг освоения ООП в конце учебного года выявил у детей затруднения по формированию фонематического восприятия и правильного звукопроизношения. Одной из причин таких результатов является отсутствие системы в работе воспитателей по формированию звуковой культуры речи, начиная с первой младшей группы.

Слайд 2. Поэтому была определена годовая задача: систематизировать работу педагогического коллектива по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Слайд 3 Логопед: что входит в понятие «звуковая культура речи»?

Ответы педагогов:

-правильное произношение звуков и слов

-нормальное функционирование артикуляционного аппарата

- громкость, скорость речевого высказывания

-ритм, пауза, тембр, наличие полноценной окружающей речевой среды.

Логопед: Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи.

Слайд 4 Как вы считаете, к чему приводит нарушение звуковой культуры речи?

 - обеднение словаря,

 - нарушение грамматического строя речи,

-  задержка формирования звуко-слогового анализа слов.

Слайд 5 Логопед: для предупреждения этих нарушений педагогам необходимо:

- знать возрастные особенности звукопроизношения у детей, по этому вопросу вы получили консультацию;

- уметь определять задачи формирования зкр;

- создавать условия;

- уметь планировать образовательную деятельность.

2. Основная часть.

Слайд 6 Логопед: вспомним задачи на каждой возрастной группе. У вас на столах листы с перечнем всех задач, направленных на формирование звуковой культуры речи. Обведите в кружок, те задачи, которые соответствуют вашей возрастной группе.

Работа в группах – 3 мин.

Логопед: Воспитатель от каждой возрастной группы зачитывает задачи, а остальные проверяют.

Слайд 7 – ранний возраст

Слайд 8 – вторая младшая группа

Слайд 9 – средняя группа

Слайд 10 – старшая группа

Слайд 11 – подготовительная группа

  Слайд 12. Логопед: для решения этих задач необходимо создавать определенные условия. Как вы считаете, какие?  

•                    Развивающая предметно-пространственная среда

•                    Взаимодействие специалистов и педагогов.

•                    Информационно - просветительская работа с родителями

•                    Взаимодействие педагога с ребенком

Слайд 13 «Мозговой штурм»

Логопед:

-  Сколько раз в месяц проводится занятие по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе?

-  Надо ли планировать работу по ЗКР вне занятий?

-  Когда? (режимные моменты, утренний сбор, после сна и т.д.)

Слайд 14 Логопед: сегодня мы остановимся на некоторых составляющих звуковой культуры речи:

-                   формировании произносительной стороны речи,

-                   развитии речевого слуха

-                   интонационной выразительности речи

3.     Практическая часть.

С целью организации эффективной работы по ЗКР предлагаем вам создать памятки, которые помогут вам при планировании. Одним из направлений является развитие артикуляционной моторики. Что вы используете в своей работе для ее развития (артикуляционные упражнения, артикуляционную гимнастику).

Слайд 15. Запишите в памятках названия артикуляционных упражнений, используемых с детьми вашего возраста.

Песочные часы – 3 мин. Воспитатели читают перечень артикуляционных упражнений. 

Выберите любую карточку, на ней написана задача артикуляционного упражнения или упражнений. Вам необходимо назвать упражнение, которое соответствуют этой задаче. Определить, формированию какого звука способствует это упражнение, и в каком возрасте его можно применять.

Воспитатели выполняют задания.

Слайд 19. Следующее направление в работе по звуковой культуре формирование – речевого дыхания.

Речевое дыхание способствует правильному звукопроизношению, четкости, плавности, громкости и выразительности речи.  

Слайд 20. В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется: длительный, направленный и сильный выдох.

Речевое дыхание отличается от физиологического, поэтому необходимо соблюдать правила при выполнении упражнений на дыхание.

Слайд 21 ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПРОЧИТАТЬ ЭТИ ПРАВИЛА ПО ЦЕПОЧКЕ.

А теперь возвращаемся к нашим памятка и заполняем раздел «Речевое дыхание» Напишите   названия игр, направленных на развитие речевого дыхания.

Песочные часы – 3 мин.

Выберите из списка игру и проведите ее с коллегами, остальные определяют задачу данной игры.

Слайд 22. Следующее, о чем мы поговорим – это речевой слух.

Составляющими речевого слуха являются: слуховое внимание, фонематический слух

Слуховое внимание — это умение определять на слух то или иное звучание (это могут быть как не речевые звуки, так и речевые)

Фонематический слух – это различение и узнавание фонем

Развитый фонематический слух является важной предпосылкой успешного усвоения детьми грамоты.

Возвращаемся к памяткам и заполняем последний раздел Игры и упражнения на развитие речевого слуха.

На выполнение задания 3 мин.

А теперь выберите одну игру и презентуйте коллегам.

Неотъемлемой частью работы по воспитания ЗКР является развитие интонационной выразительности речи

Поэтому необходимо организовывать работу с детьми по развитию темпа, ритма, интонации речи.

А теперь мы предлагаем вам поиграть в игру.

На карточке написан отрывок из знакомой вам   сказки.

Весь текст разделен на части, каждая часть соответствует возрастной группе, участник группы читает свою часть с заданной интонацией.

4.     Заключительная игра

Слайд 23. Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, артикуляционной и мелкой моторики, создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей
дошкольного возраста

Наш семинар подошел к завершению.

Как вы считаете, смогли мы создать какой-либо продукт? (памятка) 

Последовательная систематическая работа по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания,  слухового внимания, фонематического слуха, интонационной выразительности речи  создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей
дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар – практикум для педагогов ДОУ Тема: Организация работы по воспитанию звуковой культуре речи в ДОУ

Слайд 2

Годовая задача ДОУ систематизировать работу педагогического коллектива по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Слайд 3

Звуковая культура речи правильное произношение звуков правильное произношение слов громкость и скорость речевого высказывания ритм паузы тембр логическое ударение нормальное функционирова-ние речедвигательного аппарата нормальное функционирование слухового аппарата наличие полноценной окружающей речевой среды

Слайд 4

Нарушения звуковой культуры речи могут повлечь за собой целый ряд нарушений Нарушение грамматического строя Обеднение словаря Задержка формирования звукового, слогового анализа слов

Слайд 5

Для правильного и эффективного педагогического воздействия педагогам необходимо: Знать возрастные особенности звукопроиз-ношения детей Определять задачи Создавать условия Уметь планировать ОД по ЗКР

Слайд 6

Задачи по ЗКР Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная групп

Слайд 7

Ранний возраст (от 1года до 3 лет) 1. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов). 2. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. 3. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.

Слайд 8

Вторая младшая группа (от 3-х до 4-х лет). 1. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: п – б – т – д – к – г; ф - в; т – с – з – ц. 2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание. Уточнять и закреплять артикуляцию звуков. 3. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. 4. Учить отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Слайд 9

Средняя группа (от 4-х до 5-и лет) 1. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. 2. Развивать артикуляционный аппарат. 3. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук. 4. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. 5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Слайд 10

Старшая группа (от 5-и до 6-и лет). 1. Закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, с – ц, ш –ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л – р. 3. Продолжать развивать фонематический слух. 4. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). 5. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Слайд 11

Подготовительная группа (от 6-и до 7-и лет) 1. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. 2. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. 3. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Слайд 12

Развивающая предметно пространственная среда Информационно – просветительская с работа с родителями Взаимодействие педагога со специалистами Взаимодействие педагога с ребенком

Слайд 13

Мозговой штурм Сколько раз в месяц проводится занятие по звуковой культуре речи? Надо ли планировать работу по ЗКР вне занятий? Когда?

Слайд 14

Артикуляционный аппарат Интонационная выразительность речи Развитие голоса: сила и высота Речевой слух Развитие ритма, темпа тембра Произносительная сторона речи Развитие слухового внимания Развитие фонематический слух Речевое дыхание

Слайд 15

Артикуляционная гимнастика Все артикуляционные упражнения должны проводиться в игровой форме

Слайд 16

Задачи Развивать круговые мышцы губ, умение удерживать губы в улыбке Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время. Развивать боковые мышцы языка.

Слайд 17

Задачи: Активизировать боковые края и кончик языка, вырабатывать умение быстро менять положение языка Вырабатывать движения языка вверх и развивать растяжку подъязычной связки

Слайд 18

Звукопроизношение Плавность Четкость Выразительность Громкость

Слайд 19

В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется: Длительный выдох Сильный выдох Направленный выдох

Слайд 20

Правильно дуть, это значит: Воздух набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Следить, чтобы не надувались щеки. Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя. Не переусердствуйте! Достаточно 3 – 5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.

Слайд 21

Речевой слух Слуховое внимание: определение на слух то или иное звучание Фонематический слух: различение и узнавание фонем

Слайд 22

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, артикуляционной и мелкой моторики, создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

Практикум для педагогов ДОУ ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ С УЧЕТОМ ФГОС

В работе освещаются методы и приемы развития восприятия речи, речедвигательного аппарата дошкольников....

Выступление на семинаре "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольногоь возраста....

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Семинар-практикум«Некоторые аспекты формированиязвуковой культуры речи у дошколь...

Практикум для педагогов «Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ с учетом ФГОС»

Цель: Повысить уровень компетентности педагогов и специалистов ДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольник...

Семинар-практикум для педагогов Тема «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Звуковая культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами....

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Воспитание звуковай культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...