Семинар-практикум "Организация образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по обучению грамоте на тему

Паскаль Марина Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_obuchenie_gramote.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовил: учитель-логопед Паскаль М.Д.

2017 г.

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Активизировать знания педагогов об организации деятельности, направленной на:

- уточнение знаний детей о звуках и буквах;

- уточнение представлений о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;

- тренировка навыка дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;

- закрепление навыка звукового и слогового анализа слова;

- развитие связной речи

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:

- знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

- знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

- научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

- научить детей   сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;

- научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

- научить   различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

- определение количества звуков в слове,

- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие),

- определение места звука в слове.

Звуки — это то, что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.

Подготовительный этап - знакомство с неречевыми звуками. Формирование звукоразличение, или другими словами шумовое  или слуховое восприятие.

На этом этапе даётся понятие «звук».

  • вначале даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
  • затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
  • узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, резание ножницами, переливание воды и т.д.)

Игры: «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко – тихо», «Кто сказал».

Параллельно проводится работа по  ознакомлению с понятием «слово», называние коротких, длинных слов,  деление слов на части (слоги), определение количество частей (слогов) в слове.

Можно применять  различные дидактические пособия:

  • паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
  • домики: количество окон  соответствует количеству слогов в названиях предметов;
  • домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

I этапЗнакомство с гласными звуками.

На данном этапе необходимо научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также закреплять определение  слоговой структуры,  выделение  ударного слога. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется правильное  артикулирование, четкая дикция.

Игры:

 «Немые звуки»: воспитатель показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.

«Фотография звука»: воспитатель  произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;

«Припоминание слов на заданный звук» (гласный звук должен быть под ударением).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа по определению позиции звука в слове.  Нужный звук выделяется голосом, интонационно.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (АУ, УА, …...).

II этап. Знакомство с согласными звуками.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Дается схема для  характеристики звуков.

Дается понятие согласный звук (дается условное обозначение согласных звуков).

Дается дифференцировку согласных звуков по твердости – мягкости.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция слегка напрягается.

Затем: по звонкости -  глухости.  Используем прием с горлышком - если горлышко "дрожит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Знакомство с буквами.

Параллельно идет знакомство  детей с буквами.  Букву произносим как звук. Говорим, что буква пишется,  читается. Написать букву в воздухе, на столе;

  • Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков;
  • Написать букву пальчиком на песке,  манке или другой мелкой крупе;
  • Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли;
  • Вырывать из бумаги образ буквы;
  • Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
  • Вылепить из пластилина;
  • Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов.  

План анализа слова:

Произнести слово и послушать его.

Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

Этот пункт исключительно важен, ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнется вычленение звуков из слова, нужно убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством формирования и развития у дошкольников устной речи.

     При совершенствовании  навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению - в уме (самое трудное).

     Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

 Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, взрослый должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т.д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных?

- сколько слогов?

- сколько согласных?

Рассмотрим организацию сюжетно – тематических фронтальных занятий:  

1. Организационный момент. 

Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Дополняется пальчиковой гимнастикой.

2. Повторение пройденного материала.

Цель: актуализировать знания детей.

Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.    

3. Сообщение новой темы.      

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. 

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:  

- уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;  

- уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой;

- звуки обозначаются цветными символами.

5. Закрепление нового материала.

Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.

Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.

6. Физминутка.       

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.                                                                                                                                                                  Основные задачи физминутки заключаются:                                                                                                                -  в снятии усталости напряжения;                                                                                                                                  - в внесении эмоционального заряда;                                                                                                                           - в совершенствовании общей моторики;                                                                                                                         - в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.      

7. Знакомство с буквой.

Цель: определить связь звука с его графическим образом.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют печатную букву. Дети отыскивают ее в ряде букв, обводят, заштриховывают ее и т.д. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.

             8. Формирование навыков чтения и печатания (подготовительная группа).

Цель: совершенствовать навык слогового чтения.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?

             8. Итог. Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Технология по подготовке к обучению грамотедетей старшего дошкольного возраста....

Сборник дидактических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Игры деда буквоеда"

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей дел...

Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателя.

Рекомендации от логопеда по обучению детей дошкольного возраста грамоте....

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...

Обобщение опыта "Наглядное моделирование как образовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи "

Обобщение опыта " Наглядное моделирование как обазовательная технология в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития"...