Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы «ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Пугачева Анна Викторовна

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы  с использованием здоровьесберегающих технологий и элементов театрализованной деятельности «ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_tablitse.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение                                                                                                                            детский сад № 82 Красносельского района Санкт-Петербурга

                                                                                                          КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по развитию речи для детей старшей группы                                                                                                                                                                                                   «ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

                           

                                                                                                                                     Воспитатель: Пугачева Анна Викторовна

                                                                                                                                                             высшая категория

   

                                                           

                                                           

Санкт-Петербург

2018г.

План - конспекта

Тема: ««ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Цель: Приобщение к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Совершенствовать монологическую речь; развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой отрывок произведение без помощи вопросов воспитателя. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Совершенствовать связную речь, пространственные представления.

Развивающие.  Стимулировать развитие творческой индивидуальности детей через использование  приема «Оживи сказку». Развивать артикуляционный аппарат,  слуховое внимание и память. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.

Воспитательные. Воспитывать уважения к семейным ценностям, умение заботиться о родных людях и нести ответственность за их судьбу. Воспитывать культуру речевого общения. Воспитывать нравственные качества: честность, справедливость, порядочность, доброжелательное отношение друг к другу.

Тип, форма и методы используемые в НОД: 

  • Тип – закрепления ранее приобретённых знаний

  • Метод – словесный,  практический, игровой, наглядный.

  • Форма – занятие - сказка

Вид детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, здоровьесберегающая.

Активизация словаря: Наливное яблочко, разносолы, братец, крылечко, заслонка, чаща, едва течет. Закреплять в словаре  антонимы «высокий – низкий», «молодой - старый».  Активизировать употребление в речи предлога  «между».

Материалы и оборудование: Демонстрационный рисунок: «Семья». Презентация к сказке. Декорации и костюмы  к сказке. Куклы: Ванюшка, Баба Яга. Яблоко – муляж.  Записи музыкальных произведений. Картинки: солнышко, солнышко с тучкой, тучка (по количеству детей).

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». Просмотр мультфильма по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди». Словесные игры и упражнения на развитие темпа, тембра, мелодики речи. Пересказ сказки с использованием мнемокарт. Инсценировка сказки на настольном  и магнитном театрах. Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о семье. Беседа о быте и традициях русского народа.  Лепка пирожков из теста с солью. Выставка, в уголке книги «Русские народные сказки». Раскраски по сказке. Выставка детских рисунков «Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

                                                                          Ход непрерывно - образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии в исполнении оркестра русских инструментов. Садятся на стулья.

Воспитатель демонстрирует рисунок «Семья».

Сядем, деточки, рядком                                                                                    Да поговорим ладком                                                                                                                                                                      Про сказки русские известные                                                                                                                 И до сих пор нам интересные.

Назовите, по очереди, известные вам русские народные сказки не повторяя друг друга.

Назовите всех членов семьи?

                                                                                   Кто стоит между мамой и Аленушкой, а кто между папой и Ваней?                                                

                                                                                 

Кто старше: мама или Аленушка?                                                                                                         Кто моложе: Ваня или Аленушка?                                                                                                      Кто ниже всех, а кто выше всех?                                                                                                         Кем Аленушка приходится родителям?                                                                                              

Кем Ваня приходится родителям?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Кем Ваня приходится Аленушке?                                                                                                      Кем Аленушка приходится Ване?

Три медведя,

Маша и медведь,

Заюшкина избушка,

Гуси-лебеди,

Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Лисичка сестричка и серый волк,

Лисичка со скалочкой и т.д.

Мама, папа, Аленушка, Ванюшка.

Между мамой  и Аленушкой стоит Иванушка, а  между папой и Ваней стоит мама.

Мама старше Аленушки.

Ваня моложе Аленушки.

Иванушка ниже всех, а папа выше всех.

Аленушка родителям приходится дочерью.

Ваня родителям приходится сыном.

Ваня Аленушке приходится братом.

Аленушка Ване приходится сестрой.

Вводная часть (мотивационный момент)

Ребята, куда же мы с вами отправимся?

А вы мне будете помогать рассказывать сказку.                                                                                                                                                            

В путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Основная часть

Проблемная ситуация:

Выходит Аленушка, кланяется детям.

Дети ходят, высоко поднимая колени.                                                                  

Двигаются прямым галопом.  

  Быстро приседают. 

Дети садятся на стулья.

                           

Дети встают в круг.  

Дети становятся полукругом.        

Дети идут, высоко поднимая колени, руки разведены                                                                                   в стороны.

Шагают на всей ступне, руки на поясе.

Дети доходят до печки и садятся на коврик.

                     

 Аленушка берет пирожок, печка показывает  ей, куда идти дальше.

Бегут на носочках, руки согнуты перед грудью

Ходят на пятках, руки за спиной.      

Дети  становятся полукругом. Выходит яблоня.

Аленушка берет яблочко.

Дети встают в круг

Маршируют.

     

Дети  выстраиваются вдоль речки.

Дети двигаются по залу за воспитателем.

                           

Дети доходят до коврика и садятся.

Появляется избушка на курьих ножках. В ней Баба Яга.

                         

Избушка уходит.

Дети встают полукругом.  

А Аленушка дома прибирает, хлопочет. Все умеет девочка делать, умелые у нее руки.

Давайте и мы с вами поздороваемся.

Мы тоже, в след за Аленушкой, пойдем по дорожке и узнаем, что было дальше.

Ты шагай, ты шагай,                                                                                      Ноги выше поднимай!  

И потопай по дорожке,                                                                             Веселей стучите ножки.

Ты беги, ты беги,              

На носочках ты беги.  

И на пяточках пойдем,                                                                           Топать громко мы начнем.      

 

Давайте мы с этим яблочком поиграем.

А Аленушка шла дальше.

Маршируй ты веселее,                                                                            Ножки топают дружнее.

                                                           

Идет Аленушка по тропинке, прислушивается к лесным звукам.

Фонопедическое упражнение «В лесу» (по методу В. Емельянова)

Скрипит старое дерево.                  

Воет ветер в кроне деревьев.          

Шелестят листья на ветру.            

Падают на землю острые              

иголки с елок.                                  

Квакают на лесном болоте             .

лягушки.

Зудят комары.                                

Страшным голосом ухает филин.  

Баба яга - взрослый. Оставайся у меня, будешь обед варить и чаем меня поить.

Но речка, яблонька и печка пришли сестрице на помощь, спрятали, укрыли детей от гусей-лебедей. Давайте покажем, как они прятались.

Игра «Спрячься от гусей-лебедей».

Ребенок 1. В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка Аленушка да сыночек Ванюшка. Ждали как-то они к себе гостей. Да принять их надо хорошо, вкусным угостить, разносолами удивить. Отправились маменька с папенькой в город. А Аленушке родители наказали дома прибраться да за Ванюшкой посмотреть. Сами лошадь в телегу запрягли и уехали.

Упражнение «На лошадке»

Ехали дрожки                                                                                         По стежке-дорожке ,                                                                                                                           По стежке-дорожке                                                                                                                                                                 Ровнее ладошки.                                                                                                                                      Лугом, лесочком,                                                                               Через реку мосточком,                                                                                                                                              С кочки на кочку                                                                                                                   Вприпрыжку, вприскочку.                                                                                                                                  По оврагам, по камням,                                                                                                                По ухабам, по пням.                                                                                                                       Прямо в яму – БАМ!                

Упражнение «Умелые руки» (игру показывает Аленушка)

Наши руки умелые такие,                                                           Наши руки – руки золотые.

Они умеют вышивать,                                                                    Шить и шарф вязать,                                                                                         Подметать и стирать,                                                                                                                          Суп варить, пыль вытирать,                                                                                                        Тарелки чисто мыть,                                                                                                                         За порядком следить                    

Вот они какие –                    

 Руки золотые.

Ребенок 2. Все по дому Аленушка сделала. Услыхала девочка голоса подружек на улице, посадила братца на крылечко, а сама побежала поиграть с девочками. Подружки первым делом поздоровались.

Музыкальная игра «Здравствуйте, ладошки!»

Ребенок 3. Пока ребята на улице играми, налетели гуси-лебеди, подхватили малыша, унесли его в лес к Бабе Яге. Отправилась Аленушка искать братца, идет по дороге, торопится.

Двигательное упражнение «Ты шагай»

Ты шагай, ты шагай,                                                                                      Ноги выше поднимай!  

И потопай по дорожке,                                                                             Веселей стучите ножки.

 Ребенок 4. Дошла Аленушка до печки. Просит печка девочку открыть заслонку, вынуть пирожки, пока они не сгорели. Некогда Аленушке, но пожалела она печку, вынула пирожки.

Печка - ребенок. Благодарствую, Аленушка. Выручила ты меня. А я тебе покажу, как мои пирожки пекутся.

Упражнения для язычка: (игру показывает Печка)

«Месим тесто». Толкаем язычком в одну щеку, затем в другую.

«Раскатываем тесто». С силой проталкиваем язык через зубы и втягиваем обратно в рот.

«Блинчик». Держим язык широкой лопаткой.

«Кладем начинку». Заворачиваем край языка.

«Печем пирожки». Надуваем щеки и медленно выпускаем воздух через расслабленные губы, произнося «пух-х-х».

«Вкусный пирожок». Облизываем губы языком.

Аленушка. Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка. Возьми мой румяный пирожок – тогда скажу.

                                                                                  Двигательное упражнение

Ты беги, ты беги,              

На носочках ты беги.  

И на пяточках пойдем,                                                                           Топать громко мы начнем.                                                                  

Ребенок 5. Пошла Аленушка дальше. Видит: у дороги яблоня стоит. Спелые яблоки наклонили ветви её. Тяжело яблоньке. Попросила она девочку снять яблочки.  Хотя и торопилась Аленушка, но помогла яблоне, сняла яблочки, сложила их в кучку.

Яблоня - ребенок.  Спасибо тебе, Аленушка за помощь.

Аленушка. Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня. Возьми мое яблочко – тогда скажу.

Аленушка. Спасибо тебе, яблонька.

Игра «Яблоко»

Дети передают яблоко из рук в руки под песню.

«Яблочко золотое,                                                                                                                            Яблочко наливное                                                                                                                                  По рукам катилось                                                                                                                         И остановилось».

Ребенок с яблочком выходит из круга. Дети ему говорят:

«Быстро с яблочком беги                                                                                                                     И друзей себе найди!»

Ребенок – водящий  под музыку бежит за кругом, с окончанием музыки останавливается и задевает двоих детей, около которых он остановился. Все ребята хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три! Беги!» Выбранные дети бегут в разные стороны, обегают круг и возвращаются к водящему. Выигрывает ребенок, первым взявший яблоко с ладони водящего. Игра повторяется. Первый начинает передавать яблоко выигравший.

Двигательное упражнение

Маршируй ты веселее,                                                                            Ножки топают дружнее.

Ребенок 6. Подошла девочка к речке. А она-то едва течет, завалили русло её камни тяжелые. Пожалела Аленушка речку, отодвинула камни. Опять побежала речка весело.

Речка – ребенок. Спасибо, Аленушка, что освободила меня. Я теперь могу быстро бежать.

Чистоговорка «К – К”»

Ка-ка-ка – бежит чистая река.      Дети делают волнообразные движения руками.

Ки-ки-ки – берега высоки.          Поднимают и опускают руки, сжимая и разжимая     пальцы.

Ке-ке-ке – искупаемся в реке.     Вытягивают руки вперед и прижимают их к груди.

Уки-уки-уки – в реке плавают щуки.  Прижимают ладони друг к другу и качают ими.

Аленушка. Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка. Иди, Аленушка по тропинке через лес, прямо к дому Бабы Яги.

Дети произносят «а-а-а…» - штро-бас на связках.

Пропевают  «у-у-у…», делая glissando снизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра.

Произносят «ш-ш-ш…» на продолжительном выдохе.

Произносят короткое «а-а-а…» в разных регистрах  с показом высоты звука рукой.

Произносят «ква-ква…» в низком регистре.

Пропевают «з-з-з…», делая glissando вверх-вниз.

Произносят «у-ух!»: 1-й слог самым низким.

Ребенок 7. Зашла Аленушка в самую чащу. Там дом Бабы Яги стоит. Ванюшка у нее в избе сидит, плачет. Обрадовалась Баба Яга, что Аленушка к ней пришла. Пообещала старуха не трогать братца, если девочка будет ей служить.

Аленушка. Хорошо Баба Яга  буду тебя чаем угощать.

Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять» (показывает Аленушка)

Раз-два-три-четыре-пять –                                                                                                                Вышла чашка погулять.                                                                                                                           Мимо чайник пролетает -                                                                                                                       Чашку чаем наполняет:                                                                                                                            - Буль-буль!..                                                                                                                                                Ой-ой-ой!                                                                                                                                         Нужен сахар кусковой.            

Раз-два-три-четыре-пять –                                                                                                               Вышел сахар погулять.                                                                                                                           Мимо ложка пролетает,                                                                                                                             Сахар в чашке растворяет:                                                                                                                                      - Дзынь-дзынь!..                                                                                                                                                                                                                                                      Ой-ой-ой!                                                                                                                                                                                                                                                          Нужен пряник расписной!        

Раз-два-три-четыре-пять –                                                                                                                 Вышел пряник погулять.                                                                                                                       Рядом зубки поджидают –                                                                                                                                      В прятки с пряником играют:                                                                                            - Хруст-хруст!..                                                                                                                              Ай-ай-ай!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          По столу растекся чай!                  

 Раз-два-три-четыре-пять –                                                                                                                   Вышла тряпка погулять.                                                                                                                   Тряпка в чае извазилась,                                                                                                            Тряпка фыркала и злилась:                                                                                                               Раз-два-три-четыре-пять –                                                                                                                                                                                                                            Не хочу с тобой играть!            

Ребенок 8. Напилась старуха чаю, в ступу вскочила и полетела по белу свету пакости делать. Как только она скрылась, Аленушка взяла братца и побежала домой. А гуси-лебеди отправились в погоню.

Ребенок 9. Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой, вернулись к Бабе Яге ни с чем. Вернулись родители, а тут и гости на пороге. Прибежали дети, радуются гостям.

Парный танец

Физкульминутка/
динамическая пауза:

Дети под музыку бегут по кругу.

Речка, яблоня, печка.

Игра «Спрячься от гусей-лебедей».

 Если воспитатель говорит слово «печка», дети приседают и закрывают голову руками, услышав слово «река» - ложатся на пол, на слово «яблоня» - встают прямо и поднимают руки.

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей

Дети садятся на стульчики.                                                                                              

Вот и закончилось наше путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди». Я вижу, что вы все сегодня были внимательны и хорошо запомнили сказку. А скажите, мне, пожалуйста:

Почему и речка, и яблоня, и печка спрятали Аленушку с братом?                                                  Как вы думаете, чему учит эта сказка?

У меня для вас приготовлены картинки:
солнышко (мне понравилось занятие и у меня все получилось),
солнышко с тучкой (мне понравилось занятие, но у меня не все задания получились), 
тучка (мне не понравилось занятие и у меня ничего не получилось).  Каждый из вас возьмет ту, которую считает нужным. А какое задание вам запомнилось, больше всего, мы обсудим с вами в группе.                              

Потому что, Аленушка им помогла.

Эта сказка учит слушаться родителей.

Если кто-то просит помощи,  не отказывать.

Быть признательным, если тебе помогли.

Быть ответственным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник для старших дошкольников по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди"

Сценарий построен на основе знакомой русской народной сказки, что позволяет детям активно включаться в представление. Праздник способствует воспитанию патриотизма и любви к Родине....

Конспект НОД занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательн .Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» . В период самоизоляции с 25 по 29 мая.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Спортивное развлечение для детей средней группы по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди"

С помощью сказочного сюжета в ходе проведения досуга решаются задачи: развитие двигательного творчества, закрепление умений, полученных на занятиях....