Консультация для воспитателей. «Подготовка детей к школе».
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Храмкова Лилия Анатольевна

В своей педагогической работе я стараюсь сформировать ребенка, прежде всего как личность. Педагоги начальной школы отмечают, что дети, посещающие детский сад, развиты всесторонне. Они умеют играть, разговаривать, поддерживать диалог, описывать события, картины, игрушки, считают и решают задачи, знают звуки, классифицируют их на гласные и согласные. Дошкольники могут составлять рассказы, пересказывают и читают стихотворения, поют и танцуют, лепят, рисуют и вырезают, у них хорошо развита моторика рук, что немало важно для ребенка, которому нужно много писать. Дети видят клетку и линии в тетради, у них развита усидчивость, они физически подготовлены к тому, что в школе определено время урока, и в это время они должны будут заниматься. Конечно же, есть и проблемные дети, но их небольшой процент.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateleymnemotablitsy.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей. «Подготовка детей к школе».

В своей педагогической работе я стараюсь сформировать ребенка, прежде всего как личность. Педагоги начальной школы отмечают, что дети, посещающие детский сад, развиты всесторонне. Они умеют играть, разговаривать, поддерживать диалог, описывать события, картины, игрушки, считают и решают задачи, знают звуки, классифицируют их на гласные и согласные. Дошкольники могут составлять рассказы, пересказывают и читают стихотворения, поют и танцуют, лепят, рисуют и вырезают, у них хорошо развита моторика рук, что немало важно для ребенка, которому нужно много писать. Дети видят клетку и линии в тетради, у них развита усидчивость, они физически подготовлены к тому, что в школе определено время урока, и в это время они должны будут заниматься. Конечно же, есть и проблемные дети, но их небольшой процент.                                                        Комплексная подготовка детей к школе определяется  разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами. Она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.                                                                Ребенок не  пассивный слушатель, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему воспитателем. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.           Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное, одним из ведущих методов, используемых нами при организации познавательной деятельности является, метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем).                                                                                          Особое место в нашей работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей.                                 Дошкольники начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане, что свидетельствует об определенном уровне развития высших психических функций.                                                                 Мнемотехника (в переводе с греческого "искусство запоминания")- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.                                        Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные:

  • на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • преобразования полученной информации об объекте из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Этапы работы с мнемотаблицей:

  • Рассматривание таблиц и разбор того что на ней изображено        
  • Перекодирование информации (т. е. преобразование символов в образы)
  • Отработка метода запоминания (пересказ с опорой на символы).

Например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой.

1) При формировании понятия «рыбы», «насекомые», «растения», «звери», «птицы» используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных;

2) Для запоминания детьми частей суток и их последовательности;

3)На занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.                                                                                Опорные схемы используются и в разгадывании загадок.

Например: Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

Без рук без топоренка

Построена избенка. (Гнездо)

В работе по ознакомлению и пересказу сказок для детей младшего возраста, использую «сказочные круги».                                                         На занятиях по развитию речи с использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих, описательных рассказов по сюжетной картине. Например, «Составь рассказ. Ты видишь на картине его середину, но не видишь того, что было раньше, и чем закончилась история. Эти части рассказа надо придумать».                                                                В работе по формированию связной речи и представлений об окружающем мире используем такие схемы, как «Осень»), «Зима» …        Использование опорных схем и символов возможно и в бытовой деятельности, игре. Это могут быть обозначения последовательности трудовых действий, схемы построек, атрибуты к сюжетно ролевым играм  «Парикмахерская», «Больница», «Повар».                                                Это далеко не полный перечень того, где могут использоваться опорные схемы.                                                                        Использование мнемотаблиц, опорных схем, символов в течение ряда лет обеспечивает следующие результаты в работе с детьми:

  • расширяются знания о характерных особенностях не только времен года, но предметов и явлений окружающего мира;
  • развивается умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий;
  • развиваются психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление);
  • значительно развиваются у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • воспитывается у детей любовь к природе.

Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами — это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения педагога с ребенком. Всегда главным есть и остается живое общение, мимика, жесты и эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Подготовка детей к школе"

В консультации "Подготовка детей к школе" раскрываются причины различного подхода к понятию "готовность к школе " учителей и родителей, приводятся критерии готовности детей к школе, определенные специ...

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Консультация для воспитателей «Подготовка детей к школе»

Консультация для воспитателей  «Подготовка детей к школе»...

Консультация для воспитателей "Подготовка дете к школе средствами занимательной математики"

Как  используя игровые упражнения с помощью математики развивать умственные способности детей....

Презентация для воспитателей "Подготовка детей к школе"

Что необходимо знать, по подготовке детей к школе....