"Речь взрослого в процессе общения с детьми" Консультация для воспитателей.
консультация по развитию речи на тему

Карчевцева Елена Сергеевна

В статье рассматриваются требования, которые должен предъявлять педагог к своей речи, с тем, чтобы предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_vzroslogo_v_protsesse_obshcheniya_s_detmi.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЬ ВЗРОСЛОГО В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

          Консультация для воспитателей.

В Программе воспитания в детском саду сказано: “На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со взрослыми. Учить детей следует на лучших образцах родного языка». Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитания зависит культура речи детей.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выражена в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недостатки могут прочно закрепиться и в        дальнейшем не        замечаться. Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства. Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, можно записывать на магнитофон открытые занятия с тем, чтобы во время их разбора можно было обратить внимание на речь воспитателя, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления».

Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, с тем, чтобы предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников? Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо “што”), его (вместо “ево”) и т.д.

Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: “яканьем” (вясна), цоканьем (чцто), с неправильным ударением в словах.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз тембра, ритма, мелодии, стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем, с использованием этих средств помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия.

Голос - это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявиться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе).

Если все-таки ситуация общения требует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, последовательно излагать свои мысли.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (Катенька, убери чашечку со стола и т.п.,), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит и т.д.), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей, т.е. неуместное использование звукоподражательности слов (Где ав-ав?). Своевременно неисправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются у взрослых.

Работа с детьми при наличии дефектов речи недопустима. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков других дефектов речи в зрелом возрасте невозможно, это неверно. При систематической и упорной работе педагог может улучшить свою речь и устранить недостатки произношения.

Прежде всего воспитателю следует обратить внимание на произношение звуков: [е], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р] так как именно они чаще всего произносятся неправильно. Для уточнения артикуляции, для правильного произносятся неправильно. Для уточнения артикуляции, для правильного произнесения звуков, а также для их постановки рекомендуется использовать специальную литературу (логопедическую или по технике речи). В трудных случаях, когда самим избавиться от дефектов речи не удается, следует обратиться за помощью к специалисту по исправлению речи - логопеду.

                                                            Составила: учитель-логопед

                                                                Карчевцева Е.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи детей в процессе общения

Данная статья познакомит педагогов с приемами, способствующими формированию диалогической речи, о важности и необходимости работы по данному направлению....

Развитие активной речи детей в процессе общения со взрослыми.

Общение является важнейшим условием развития ребенка в процессе онтогенеза - развития как внутреннего (личностного, эмоционального, мотивационного), так и внешнего (двигательная активность, общий стат...

Консультация для воспитателей. Развитие диалогической речи дошкольника в процессе общения со взрослыми.

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников....

Развитие речи детей в процессе общения и игры

Одним из важнейших условий развития речи ребенка, является включение его в социальную среду.   Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. Социальные связи влияют как ...

Развитие речи детей в процессе общения и игры

Одним из важнейших условий развития речи ребенка, является включение его в социальную среду.   Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. Социальные связи влияют как ...

Развитие речи детей в процессе общения и игры

Одним из важнейших условий развития речи ребенка, является включение его в социальную среду.   Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. Социальные связи влияют как ...