Мастер-класс для педагогов по развитию связной речи у дошкольников по теме "Весенние приметы"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Целью мастер-класса является  создание условий для индивидуальной работы с детьми по формированию связной речи.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

для воспитателей общеобразовательных групп МБДОУ «Детский сад №65-ЦРР»

Тема: «Весенние приметы»

Воспитатель: Касперович И.Г.

           Цель: Создать условия для   индивидуальной работы с детьми  по развитию речи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование представлений об индивидуальной работе с дошкольниками  по развитию речи у воспитателей.
  2. Формирование желание применять полученные знания.

Развивающие:  

  1. Развитие  интереса к связной речи.

Воспитательные:

  1. Создание положительного взаимодействия  воспитателей друг с другом в процессе сотрудничества.
  2. Развитие коммуникативных навыков: умение слушать собеседника.
  3. Создание положительной эмоциональной атмосферы, сплочение коллектива.

Актуальность:       

Развитие речи - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.        

       «Связная речь – это особая сложная форма коммуникативной деятельности» (1.с.4) Обучение детей рассказыванию предшествует подготовительная работа. Цель этой работы – формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий.

Организационный момент

Деятельность воспитателей

Деятельность ведущего

Примечание

Воспитатели включаются в деятельность добровольно, из интереса к предложениям ведущего.

Ответы воспитателей: - 8 Марта!

Ответы воспитателей: - Красивая, добрая, милая, заботливая,  хозяйственная, лучшая и т.д.

Выступающий:

- Уважаемые педагоги, приглашаю вас поиграть.

- Скажите, какой приближается праздник?

Выступающий:

Упражнение «Слово в ладошку»

- Давайте скажем как можно больше красивых слов о  маме, отвечая на вопрос: Какая?

После каждого сказанного слова, кладите сердечки мне в ладони.

-Посмотрите сколько красивых слов, сколько сердечек мы подарили маме. Не забывайте чаще говорить такие красивые слова и дома.

Воспитатели сидят полукругом за столами.

Воспитатели принимают активное участие в игре,  подбирая прилагательные.

Обеспечение психологического комфорта.

2. Основная часть.

Деятельность воспитателей

Деятельность ведущего

Примечание

Ответы воспитателей:

…убирать.

…вытирать.

... мыть, ополаскивать.

…поливать.

…накрывать.

... расставлять.

... раскладывать.

... сметать.

…убирать.

Ответы воспитателей:

…маленькая.

…днем.

…кислый.

…холодный.

…узкий.

Воспитатели собирают разрезные картинки - цветок в горшке.

Ответы воспитателей:

-Это цветок.

- Цветок растет в горшке.

- Цветок красный.

- Цветок подарю маме.

Ответы воспитателей:

…проталенки.

…сосулька.

…верба.

…капель.

…подснежник.

Ответы воспитателей:

-Бабочка!

Ответы воспитателей:

-Бабочка села на кастрюлю.

- Бабочка села на машину.

-Бабочка села на автобус.

- Бабочка села на чайник и т.д.

Ответы воспитателей:

-Бабочка залетела в чашку.

- Бабочка залетела в корзину.

- Бабочка залетела в пакет.

- Бабочка залетела в шкаф и т.д.

Ответы воспитателей:

-Ручей-ручеек, солнце-солнышко, ветер-ветерок, капля-капелька, ветер-ветерок, скворец-скворушка, гнездо-гнездышко, снег-снежок.

Ответы воспитателей:

-Это лодочки.

- Лодочка красная.

- Лодочка  зеленая.

-Лодочка желтая.

Ответы воспитателей:

- Юлия Васильевна пустила в ручеек красную лодочку.

Ответ воспитателя:

-Я пустила в ручеек красную лодочку» и т.п.

Ответы воспитателей:

- Юлия Васильевна пустила в ручеек красную лодочку, Людмила Васильевна пустила в ручеек зеленую лодочку и  Вера Алексеевна пустила в ручеек желтую лодочку.

Ответы воспитателей:

-В ручейке плывут красная, зеленая, желтая лодочки

Ответы воспитателей:

- Наступила теплая весна.  

- Ярче  светит солнышко.

- Начали таять снег и сосульки.

- На дорогах  появились лужи  и грязь.

- Скоро из теплых стран прилетят птицы

Пересказ воспитателей:

- Наступила теплая весна.  Ярче светит солнышко.  Начали таять снег и сосульки.  На дорогах  появились лужи  и грязь.  Скоро из теплых стран прилетят птицы.

Выступающий:

-Это игровое упражнение на закрепление подбирать прилагательные к существительным.

 Упражнение «Добавь слово»

Выступающий:

-Скоро праздник и маме понадобиться  помощь. Ребята  любят помогать  маме? Сейчас  узнаем, что они умеют делать: я начну,  а вы закончите предложение:

Я умею постель...

Я умею пыль...

Я умею посуду...

Я умею цветы...

Я помогаю стол...

Я помогаю тарелки...  

Я помогаю вилки...

Я помогаю крошки...

Я помогаю комнату...

Выступающий:

- Данное  упражнение в дополнении предложений  нужным по смыслу словом (глаголом)

Упражнение «Закончи фразу»

Выступающий:

-Я слышала, что некоторые дети иногда не слушаются мам и очень любят все делать наоборот. Мы поиграем в одну интересную игру, в которой все упрямство проходит.

Торт большой, а конфета….

Дети спят ночью, а играют ...

Сахар сладкий, а лимон ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...т.д.

Выступающий:

-Упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Игра «Собери картинку»

Выступающий:

-Скоро мамин праздник и нужен подарок, а что же можно подарить вы узнаете, если соберете картинку.

Выступающий:

-Что это?

- В чем растет цветок?

-Какого  цвета цветок?

-Кому подаришь цветок?

Выступающий:

- Для умения поддерживать беседу, правильно отвечать на поставленные вопросы используется данная игра.

Упражнение «Подскажи словечко»

Выступающий:

- Сейчас все вместе вспомним приметы весны:

-Ой, Беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу…

-Рад весне братишка Сашка,

И собака рада Жулька.

На припеке, с крыши нашей

Утром свесилась…

-Самый первый день весны,

Самый – самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась…

-Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает …

-Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется …

Ведущий:

- Упражнение «Доскажи словечко»  развивает поэтический слух и чувство рифмы.

Упражнение «Бабочка»

Ведущий:

-Посмотрите,  кто к нам залетел?

Ведущий:

-Куда села бабочка?

Ведущий:

- Куда залетела бабочка?

Ведущий:

- Для употребления предлогов на,  в,  в предложении.

Упражнение «Скажи ласково»

Ведущий:

-У вас на столе картинки, назовите картинку слева, а картинку  справа назовите ласково.

Ведущий:

-Это упражнение для обучения использовать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Игровое упражнение «Пустим в ручеек лодочки»

Ведущий:

-Что это?

- Какие они по цвету?

-Сейчас мы с этими лодочками поиграем-будем пускать их в ручеек. Выберите, пожалуйста, одну лодочку и пустите ее в ручеек.

Ведущий:

- Юлия Васильевна пустила в ручеек красную лодочку.

-Скажите, Юлия Васильевна, что вы сейчас сделали?

 -Что сделали Юлия Васильевна, Людмила Васильевна и  Вера Алексеевна?» - Юлия Васильевна пустила в ручеек красную лодочку, Людмила Васильевна пустила в ручеек зеленую лодочку и  Вера Алексеевна пустила в ручеек желтую лодочку.

-Посмотрите, какие лодочки плывут в ручейке?

-В ручейке плывут красная, зеленая, желтая лодочки.

Ведущий:

-Построение распространенных предложений с однородными предложениями  развивается в данном упражнении.

Пересказ  «Приметы весны»

Ведущий:

-Я прочитаю текст, а вы внимательно его послушайте:

«Наступила теплая весна.  Ярче светит солнышко.  Начали таять снег и сосульки.  На дорогах  появились лужи  и грязь.  Скоро из теплых стран прилетят птицы»

Вопросы:

-Какое время года наступило?

-Как светит солнышко?

-Что начинает таять весной?

-Что появилось на дорогах?

-Кто скоро прилетит из теплых стран?

Ведущий:

-Послушайте еще раз текст и приготовьтесь его пересказывать.

Ведущий:

-При  пересказе эффективно использовать карточки – схемы.

Воспитатели  проявляют заинтересованность к процессу выполнения упражнения.

Предлагаются разрезные картинки  разного уровня разреза.

Каждый ответ ведущий просит повторить 2-3 участников игры.

Ведущий зачитывает стих, а воспитатели досказывают слова, при необходимости ведущий показывает отгадку.

Воспитатели с удовольствием принимают участие.

На  доске  плакат с изображением предметов по тексту.

Воспитатели  повторяют ответы друг друга  2-3 раза.

В импровизированный ручеек воспитатели пускают выбранные лодочки.

Повторение  по образцу.

Воспитатели по просьбе ведущего повторяют образцы ответов 2-3 раза индивидуально и хором.

На каждый ответ воспитателей ведущий выставляет на доску карточки – схемы.

Воспитатели пересказывают текст, используя карточки – схемы.

3. Заключительная часть.

Деятельность воспитателей

Деятельность  ведущего

Примечание

Воспитатели благодарят за полученную информацию.

Рефлексия «Лодочки»

Лодочка красная - ваши ощущения от   мастер – класса;

Лодочка желтая - упущения со стороны ведущего;

Лодочка зеленая – пригодится ли вам в работе полученная информация.

Активное участие в рефлексии принимают воспитатели, принимавшие участие в упражнении «Пустим в ручеек лодочки».

Литература, используемая для подготовки мастер-классса:

  1. Харько Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» Средний возраст.- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 192 с.
  2. ПЕДАГОГИКА: КУРС ЛЕКЦИЙ ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Авторы: Клюева Е.В., Наумова Т.В., Губанихина Е.В., Корешкова М.Н. // Под общ. ред. Е.В. Клюевой., Т.В. Наумовой: Учебное пособие – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013. – 254 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2013. № 2.
  4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.: ил.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004.- 528 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Развитие связной речи у дошкольников".

Диалогическую речь: затруднения, формы и методы обучения.Монологическая речь: 1. Обучению пересказу.2. Обучение рассказыванию по картинам3 Обучение описанию предметов4 Обучение рассказыванию...

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

Консультация для педагогов на тему: "Сказка как средство развития связной речи у дошкольников".

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум,дать ключи для того, чтобы войти в действительностьновыми путями, может помочь ребёнку узнать мири одарить его воображение». Д. Родари....

Консультация для педагогов "Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников"

Консультация для педагогов «Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста»Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень м...

Консультация для педагогов «Особенности развития связной речи у дошкольников с ОНР: от фразы к рассказу»

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне....

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...