ТЕМА « Потешки, приговорки, заклички».
консультация по развитию речи на тему

Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию, выдержке. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

          Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

          Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.
         Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

         Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

                 Организуя театрализованную деятельность с детьми второй младшей группы, я,  прежде всего, формирую интерес к театрализованным играм. Это происходит в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые  я показываю, взяв за основу содержание знакомых детям потешек, стихов, сказок. Далее следует самостоятельная игровая деятельность: игры-имитации, игры с театральными куклами (пальчиковые, настольные, куклы-би-ба-бо), небольшие инсценировки, игры-драматизации.

эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.

очень важный аспект в работе с детьми, связанный с изготовлением игрушек для театрализованной деятельности и создания предметно-игровой среды в группе и на участке.

Предметно-развивающая среда

Для самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе созданы благоприятные условия.

Имеется уголок театрализованной деятельности в виде сцены (подиума) с занавесом. В нем широко представлены:

различные виды театров ( би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, театр на фланелеграфе, баночный, ложечный, театр шаров, театр игрушки, плоскостной театр).

Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит. кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками-аудиозапись).Таким образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования

 Работа с родителями

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Осенью дети с помощью родителей изготовили «Театр овощей» по сказке «Репка», куклы на деревянных ложках, из перчаток.

Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.

Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Со слов детей мы узнали, что во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):

- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

- воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

- заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

ТЕМА 1. « Потешки, приговорки, заклички».

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

Огромную роль в воспитательно-образовательном процессе средствами музыкального искусства играет ознакомление детей с народным творчеством своей Родины. Детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но именно в детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это близкие люди и прежде всего мама. Это дом, в котором он живет, улица, где играет с друзьями, его школа, окружающая природа. Это те сказки, которые он слышит и считает интересными и красивыми, ибо так считают уважаемые им взрослые и сверстники. От того, что он видит и слышит в детстве, зависит формирование его сознания  и отношения к окружающему миру. Поэтому система начального воспитания и образования должна предусматривать формирование у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины.

          Одной из таких ценностей является народная музыка, народные игры. Фольклор считается школой социального опыта и дает ребенку возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Первые впечатления об этом возникают при использовании в педагогическом процессе понятных и близких детям потешек, попевок, закличек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. В них также прослеживается поклонение человека труду – в тех промыслах и занятиях, которые свойственны данной местности; есть элементы нравственного и эстетического воспитания. Все это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности, натуре ребенка. Его личность развивается и формируется в деятельности. Игра является фундаментальной ее основой. Народная педагогика посредством организации игровой деятельности передавала молодому поколению сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений. Через игры формируется детское художественно-образное мышление. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой активности. Народные игры в какой-то степени и по сей день являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями.

          Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию, выдержке. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема Масленица , подбор закличек, поговорок, пословицы

Заклички, поговорки, пословицы  Масленица, лезь на горку,Позови к нам ясну зорьку.А под зорьку - соловейку,На денечек, на недельку.  Веселись, народ:В гости Масленка и...

Русские народные потешки и заклички

Русские народные потешки и заклички...

В помощь родителям Что такое ПОТЕШКИ, ПРИГОВОРКИ, СКОРОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Значение потешек, поговорок, скороговорок, загадок, небылиц, пословиц и поговорок для детей дошкольного возраста...

Конспект проектной деятельности На тему: Потешка «Петушок-золотой гребешок» Группа раннего возраста №1 « Ладушки ».

Конспект проектной деятельностиНа тему: Потешка «Петушок-золотой гребешок»Группа раннего возраста №1 « Ладушки »....

Игровое занятия с детьми 1 младшей группы на тему «ПОТЕШКИ НА ЛАДОШКЕ»

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами (потешки), красочностью и образностью родного языка.эмоционально воспринимать стихи, потешки, понимать содержание  поэтических текстов...

Консультация для родителей на тему «Потешки для маленьких детей»

В данной консультации материал на тему"Потешки для маленьких детей"...

Картотека "Потешки, приговорки для детей младшего возраста"

картотека  потешек и приговорок  для воспитателей...