Занятие по развитию речи.Тема: Пересказ рассказа Чарушина "Еж".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Суркова Светлана Александровна

Пересказ рассказа Чарушина "Еж".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж».

Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем.

Задачи:

- Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

- Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

- Развитие слухового и зрительного внимания детей.

- Воспитание доброжелательности, бережного отношения к диким животным.

Образовательная область: Развитие речи.

Планируемый результат: Пересказ детьми короткого рассказа с использованием графических схем.

Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание картинок (слайдов); рассматривание колющих предметов, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Лексический материал:

слова, сложные по семантикеглаголы- свернулся, закатили, удрал.

слова, сложные по слоговой структуреуществительные- страх; 

 Предварительная работа:

• чтение рассказов и рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая зоология»;

• беседа с детьми о диких животных;

• разучивание физкультминутки.

Материал: игрушка ежа, рассказ Е. Чарушина «Еж», графические схемы, презентация к рассказу, раскраски.

Оборудование: ИКТ, доска для схем, коробка, набор колющих предметов (ветка с шипами, иголки в игольнице, булавки, кактус).

Ход занятия

Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой.

Воспитатель предлагает встать детям полукругом.

- Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц - полукругом.

- А теперь улыбнитесь друг другу.

- Пожалуйста, улыбнитесь и мне. Спасибо.

- Проходите, садитесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель «находит» коробку.

2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей. Развитие словесно - логического мышления.

- Ребята, вы слышите, кто-то скребется? Я сейчас поищу.

Воспитатель «находит» коробку.

- Здесь написано, что коробка откроется, если вы отгадаете загадку:

Шубка - иголки,

Свернётся – он колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто же это? (Ёж)

- Вот коробка и открылась (достаёт ежа). Кто же спрятался в этой коробке?

- Посмотрите, какой он? Что можете про него сказать? (пушистый, серый, большой и т. д.)

- Из чего сделана эта игрушка? (из искусственного меха)

- А чем покрыто туловище настоящего ежа? (иголками) (слайд 2)

- Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов.)

- Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.)(слайд 3)

- Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, иголкой, булавкой).

Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

- Как надо обращаться с такими предметами? (осторожно)

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

- Ребята, а сейчас я прочитаю вам рассказ. Вы, наверное, уже догадались, о ком он? (о еже)

- Рассказ называется «Еж», а написал его детский писатель Е. И. Чарушин

Е. И. Чарушин был не только писателем, но и замечательным художником. Посмотрите, каких забавных животных нарисовал Е. И. Чарушин к своим рассказам. 

- Слушайте внимательно, потому что этот рассказ мы будем учиться пересказывать.

А наш ежик пусть сядет на стульчик и тоже послушает.

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог демонстрирует слайды.

Ходили ребята по лесу. 

Нашли под кустом ежа. 

Он со страху шариком свернулся. 

Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. 

Дали ему молока. Развернулся еж и начал есть молоко. 

А потом ежик удрал к себе обратно в лес. 

4. Словарная работа.

- Что значит «со страху»«удрал»(от испуга, убежал)

5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.

- Давайте поучим нашего гостя - ежика отвечать на вопросы не одним словом, а целой фразой.

- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

- Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

- Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)

- Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.) Покажите руками.

- Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

- Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

- Что они ему дали? (Ребята дали ему молока.)

- Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.)

6. Физкультминутка.

- Что – то наш ежик заскучал, давайте с ним поиграем. Ребята, выходите на лужок, становитесь все в кружок. (Денис с ежом в середине)

Музыкальная игра «Жил в лесу колючий ёжик»

(дети выполняют движения, согласно тексту)

Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,

Был клубочком и без ножек, да-да-да.

Не умел он хлопать — хлоп, хлоп, хлоп.

Не умел он топать — топ, топ, топ.

Не умел он прыгать — прыг, прыг, прыг.

Только носом шмыгал — шмыг, шмыг, шмыг.

В лес зайчата приходили, да-да-да,

И ежа всему учили — да-да-да.

Научили хлопать — хлоп, хлоп,хлоп.

Научили топать — топ, топ, топ.

Научили прыгать — прыг, прыг, прыг.

А он их… носом шмыгать — шмыг, шмыг, шмыг

7. Дидактическое упражнение «Закончи предложение». Согласование существительных в косвенных падежах.

- Давайте с вами поучимся правильно говорить.

• Дети нашли (кого) (ежа)

• Подошли (к кому (к ежу)

• Напоили его (чем… (молоком)

• Ежик напился (чего… (молока)

• Значит, дети позаботились (о ком) (о еже)

Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.

-Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

-Ходили ребята по (лесу).

- Нашли под кустом (ежа).

- Он со страху свернулся (шариком).

- Закатили ребята ежа в (шапку).

- И принесли ежа (домой).

- Дали ему (молока).

- Развернулся еж и начал есть (молоко).

- А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

9. Составление плана-схемы содержания рассказа. Развитие словесно - логического мышления, диалогической речи.

- Посмотрите на эти необычные картинки. (На магнитной доске) Это схемы к рассказу «Ёж».

Воспитатель знакомит с детей с условными обозначениями.

- Давайте эти схемы разложим по порядку. С чего все началось? Что было дальше?

Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку — план рассказа.

10. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

- А сейчас мы с вами расскажем историю про ежа по схемам, которые только что разложили по порядку. Принимают участие все дети по цепочке.

- Кто хочет рассказать историю целиком?

Один – два ребенка повторяют рассказ целиком.

11. Рефлексия.

- Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не успел пересказать рассказ, сможет сделать это на прогулке или дома родителям. Ведь они не знают этот рассказ.

- Кто напомнит, как называется рассказ?

- А кто написал этот рассказ?

- Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. Воспитатель достает из коробки раскраски.

Вот эти раскраски. Их вы раскрасите позже.

Дети прощаются с гостями.

Закрепление изученного материала вне занятия:

Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки — плана рассказа.

Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»....

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Творческое составление рассказа» (старшая группа)

Занятие по ФГТ по развитию речи с элементами детской театральной деятельности. «Творческое составление рассказа»    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивна...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)

Программное содержание:  - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;  -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Составление творческого рассказа о весне»

Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности.Задачи:1.Образовательные: закрепить и расширить словарь д...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Составление творческого рассказа о весне»

Тема: «Составление творческого рассказа о весне»Возраст: 5-6 летЦель занятия: обобщить знания и умения детей на материале лексической темы «Весна».Задачи:1. Образовательные: уп...

конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Сторож»

конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа В. А. Осеевой «Сторож»...