Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Чугунова Наталья Ивановна

Данная работа представлена как обощенный опыт по использованию мнемотехники в речевом развитии старших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщенный опыт работы на тему:

«Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники»

Актуальность личного вклада педагога в развитие образование

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена  живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток  общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей   лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

      На  сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. 

                Современные образовательные программы и стандарты предъявляют достаточно высокие требования к развитию речи дошкольников, особенно старшего возраста. Это обусловлено тем, что речь является важнейшей психической функцией человека.

                Одной из задач ФГОС ДО области «Речевое развитие» является – развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Научно-исследовательские условия

   Изучение работ психологов и педагогов (Л.С. Выготский,  А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Глухов В.П., Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Г.Г. Гербова, Большева Т.В. и д.р.)

Методические условия

  • Разработка серии конспектов по речевому развитию,
  • Изучение работ педагогов Н.Байновой, Н. Сопожниковой и др.
  • Составление рекомендаций для родителей по вопросам развития речи,
  • Обогащение РППС по речевому развитию,
  • Разработка плана мероприятий по взаимодействию с семьей,
  • Подбор и изготовление дидактических пособий по речевому развитию.

Организационно-педагогические условия

  • Выступления на районных методических объединениях, проведение открытых занятий, проведение консультаций для родителей и коллег.
  • Выступления на педагогических советах.

Публикации в интернет - сообществах.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

К . Д. Ушинский : «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Л. С. Выготский рассматривал весь процесс порождения речевого высказывания как движение от мотива, порождающего какую-либо мысль к развертыванию самой мысли, к опосредованию мысли во внутренней речи, а затем в значениях слов внешней речи и, наконец, в словах.

А.А. Леонтьевым и Т.В. Ахутиной была разработана многоуровневая модель порождения речевого высказывания.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.), в процессе обучения связным высказываниям необходимо опираться на внешние схемы, идеограммы, т.е. на начальном этапе материализовать процесс построения программы речевого высказывания.

Особое внимание проведению подготовительной работы уделяется в разработках В.П. Глухова, а именно формированию предпосылок связной речи: развитию лексико-грамматического строя речи.

Цель:  Создание  педагогических условий  для развития связной монологической  речи детей старшего дошкольного с помощью использования мнемотаблиц.

   

 Задачи:

  • Обогащать словарный запас детей, учить правильно грамматически оформлять речевые высказывания;
  • Преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
  • Развивать монологическую речь;
  • Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы детского сада;
  • Наладить партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников и социумом.

Ведущая педагогическая идея

Использование мнемотаблиц будет способствовать развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Деятельностный аспект

Этапы работы:

1 этап - Аналитико-проектировочный

2 этап - Практический этап

3 этап - Рефлексивный этап

1 этап работы 

  • Проведение анализа уровня развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста по методике В.П. Глухова
  • Анализ  образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 248» (раздел речевое развитие)
  • Анализ РППС по данному вопросу
  • Анкетирование родителей по вопросам речевого развития.

Анализ уровня развития связной монологической

речи детей старшего дошкольного возраста

по методике В.П. Глухова

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
по трем картинкам, связанным тематически;
пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

составление рассказа по серии сюжетных картинок;
сочинение рассказа на основе личного опыта,
составление рассказа-описания.

Практический этап

Организованная образовательная

деятельность с использованием

мнемотаблиц

- Использование ИКТ

- Подгрупповая работа

- Индивидуальная работа

- Использование мнемотаблиц в режимных моментах

Работа с родителями

-Родительские собрания

- Индивидуальные консультации

- Проектная деятельность: «По дорогам сказки», «Читающая семья» и др.

- Мастер-классы

- Совместные мероприятия

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

  • Разработана и  внедрена в практику работы серия  конспектов занятий с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием мнемотаблиц;
  • Разработана программа взаимодействия с семьей по вопросам речевого развития;
  • Разработаны дидактические пособия по речевому развитию (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы).

Результативность

Изготовление мнемодорожек самими дошкольниками

Транслируемость практических достижений

Федеральный уровень

  •  Личный сайт педагога на портале МААМ.RU
  •  Публикации на портале МААМ.RU  и NSPORTAL.RU конспектов занятий по речевому развитию

 Участие и победа в конкурсе «Осень, осень, в гости просим!

Муниципальный уровень

Выступления на районном методическом объединении

 Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники»

ДОУ

  • Выступление на педагогических советах ДОУ

тема: «Использование мнемотехники для развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста» и т.д.

  • Проведение мастер-классов для педагогов «Живые мнемотаблиц, использование ИКТ на занятиях по речевому развитию».

Выступление на семинаре – практикуме по теме «Развитие монологической речи детей старшего дошкольного  возраста через изготовление мнемодорожек самими дошкольниками»

Литература

  1. Большева Т.В ., «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» . СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС ,2005.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.- 416 с.
  3. Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: АСТ, 2007. -  318 с.
  4. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине / Учебно-методическое пособие. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 175 с.
  5. Омельченко Л. : Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. ФГОС. Издательство: Учитель, 2015 г.
  6. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», Учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, , 2009
  7. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
  8. Стихотворения русских поэтов XIX - начала XX века: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, А.Н. Майкова, А.С. Некрасова, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова, С.А. Есенина. Издательство: Литера , 2014.
  9. Ткаченко Т.А.«Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов» , М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  10. Широких Т. Т. Учим стихи-развиваем память//Ребёнок в детском саду. -2004.-№2.-С. 59-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод моделирования сказок как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

К числу важнейших задач коррекционной  работы с дошкольниками, имеющими ЗПР, относится формирование у них связной речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ЗПР...

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин

Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин

Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...

ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»

Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники.

Актуальность Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляд...

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники"

Развитие речи детей  – это одна из главных задач детского сада. Данная проблема является особенно актуальной в наши дни. Фактором речевых проблем у ребенка может быть замена человеческого о...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование средств мнемотехники

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему                                          ...