Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Карелина Ирина Владимировна

Активизация и актуали­зация словаря по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы». Совершенствова­ние навыка слогового анализа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvariumnye_i_presnovodnye_ryby.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема

«Аквариумные и пресноводные рыбы»

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование навыка слогового анализа.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного и внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, тетрадь №2, контейнер с карандашами, предметные картинки с изображениями пресноводных рыб.

Предварительная работа. Чтение рассказов Б. Житкова «Кружечка под елочкой», Н. Калининой «Как Вася ловил рыбу», «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие фонематического восприятия. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Создание эмоционально положительного фона. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, предлагает детям пройти к стульчикам, стоящим у  стола.

Логопед. Сядет тот, кто вспомнит название пресноводной рыбы, в котором только один слог.

1-й ребенок. Сом.

2-й ребенок. Леш.

Логопед. Теперь сядет тот, кто вспомнит название рыбы, состоящее из двух слогов. 3-й ребенок. Форель.

4-й ребенок. Щука.

Логопед. Как вы уже догадались, сегодня мы продолжим разговор о пресноводных рыбах, то есть о рыбах, которые живут в пресной воде: в реке, озере, пруду.

2. Игра «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]

Логопед вновь приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.

 Логопед. Сначала  поиграем в игру «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»    

 Хвост щуки чей?

1-йребенок. Щучий.

Логопед. Усы сома чьи?

2-й ребенок. Сомовьи.

Логопед. Голова судака чья?

3-й ребенок. Судачья.

Логопед. Туловище окуня чье?

4-й ребенок. Окуневое.

Логопед. Отлично!

3. Рассматривание серии картинок «Воришка» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи.]

Логопед раскладывает картинки на столе и предлагает детям расставить их по порядку на доске. Дети выполняют задание.

Логопед. Кого вы видите на первой картинке? Что они делают?

1 -й р е б е н о к. Мы видим мальчика. Он ловит рыбу на реке. Ему попалась большая плотвичка.

2-й ребенок. Из-за куста на мальчика смотрит хитрый кот. Он хочет рыбы.

Логопед. Что вы видите на второй картинке?

3-й ребенок. Мальчик кладет плотвичку в ведерко.

4-й ребенок. А кот прячется за кустами.

Логопед. Что нарисовано на третьей картинке?

1-й ребенок. Мальчик забрасывает удочку.

2-й ребенок. А кот достает плотвичку из ведра.

Логопед. Что художник нарисовал на следующей картинке?

3-й ребенок. Мальчик тащит большого окуня.

4-й ребенок. А кот ест плотвичку.

Л о г о п е д. Он не просто ест, он с аппетитом уплетает плотвичку. Ну, и чем же заканчивается история?

1-й р е б е н о к. Мальчик подходит к ведерку с окунем в руках и видит, что ведерко пустое.

2-й ребенок. А кот сидит вдалеке и облизывается.

Логопед. Правильно. Сытый и довольный кот облизывается.

4. Подвижная игра «Аквариум»
Улитки ползут,                                                 Передвигаются на месте в полуприседе,
Свои домики везут.                                      Заложив руки за спину.
Рогами шевелят,                                      Встают, делают рожки из пальцев,
На рыбок глядят.                                         Ритмично наклоняют голову то вправо, то влево.
Рыбки плывут,                                               Идут на месте, совершая гребки
Плавничками гребут,                                       ладонями рук, опущенных вдоль туловища.
Влево, вправо поворот,                             На месте совершают плавные повороты                

А потом наоборот.                                  Туловища  то влево, то вправо.        

5. Подготовка детей к рассказыванию.

Логопед вновь приглашает детей за стол, предлагает им подготовиться к рассказыванию, придумать имя для мальчика и кличку для кота. Он напоминает, что рассказ можно начать со слова однажды.

6.  Рассказ по серии картинок «Воришка». [Развитие связной речи.]

Дети по очереди составляют рассказ. Если им трудно начать рассказ, это может сделать логопед.

На рыбалке

Однажды Саша пошел на рыбалку. Кот Василий пошел за Сашей. Ему тоже хотелось рыбки. Саша поставил ведерко для рыбы под куст и забросил удочку. Ему сразу же попалась плотвичка. Он опустил плотвичку в ведерко и снова забросил удочку. Тем временем Василий подкрался кведерку и вытащил плотвичку. Пока Саша тащил окуня, кот с аппетитом уплетал рыбку. Саша подошел к ведерку, чтобы положить туда окуня, и увидел, что ведерко пустое. Он очень удивился. А хитрый Василий сидел в стороне и облизывался. Логопед предлагает детям выбрать лучшего рассказчика.

7. Кроссворд. [Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.]

Логопед быстро рисует кроссворд.

Логопед. В этом кроссворде спрятаны два названия пресноводных рыб. В вертикальном столбике название хищной усатой крупной речной рыбы. Ее тело покрыто не чешуей, а толстой кожей. Кто это?

Дети. Это сом.

Логопед. Напиши это слово, Сергей.

Ребенок вписывает буквы в клеточки. Дети хором читают слово.

Логопед. В горизонтальной строчке спрятано название хищной речной рыбы. Ее тело покрыто мелкой серебристой чешуей. На спине у нее острый плавник. Кто это?

Дети. Это судак.

Логопед. Напиши это слово, Даша.

Ребенок вписывает буквы в клеточки. Дети хором читают слово.

Логопед. Вот вы и разгадали кроссворд. Похлопайте себе! Вы же просто молодцы!

8. Игра  «Прохлопай слова». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Логопед помещает на магнитную доску несколько картинок с изображениями пресноводных рыб (щука, судак, форель, карась, карп, ерш, лещ, сом) и две слоговых схемы.

Логопед. Я предлагаю вам прохлопать названия рыб и узнать, сколько слогов в её названии.

Дети выполняют задание.

9. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.)

Логопед предлагает детям  сделать пальчиковую гимнастику.

Рыбка плавает в водице,

Сложить ладони вместе и показать,

Рыбке весело играть.

как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,

Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула.

Снова показать, как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла.

Сделать   хватательное   движение

двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,

Снова показать, как плывет рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

М. Клокова

10. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.] Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

11. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] По просьбе логопеда дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе

Уточнить знания детей о диких животных;Совершенствовать грамматической строй речи (употреблять существительные в косвенных падежах и существительные с суффиксами -онок, -енок, образовывать притя...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) "Путешествие к Незнайке в "Загадочный лес"

Зантие - развлечение по лексической теме "Дикие животные средней полосы России"...

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период)  "Признаки осени"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Цель:развитие словообразовательной функции языкаупражнять детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксамирасширение словаря по теме "Деревья"воспитывать самоко...