Статья "Развитие речевого творчества дошкольников"
статья по развитию речи на тему

Фадеева Ирина Евгеньевна

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Творчество – это создание нового продукта.

Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность, направленную на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных.

Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания. Это нужно учитывать в работе с детьми. По мнению исследователей детской речи (А.Н. Гвоздева, К.И. Чуковского и др.) самый расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих) приходится на дошкольное детство. Сам процесс освоения речи ребенком протекает по законам творчества. Доказательством этому служит явление словотворчества, наблюдаемое у детей в возрасте 2-5 лет, интерес детей к сочинительской деятельности. Способность детей к сочинительству доказана в исследованиях О.Н. Сомковой, О.С. Ушаковой, Л .М. Гурович. Исследования Е.А. Флериной и других авторов дают возможность сделать следующие выводы: основной мотив любой детской деятельности (игра, рисунок, лепка, составление рассказов), потребность ребенка в действенном, образном освоении впечатлений. В непосредственном, наивном изображении событий жизни можно разглядеть зародыши творчества; ребенок не копирует виденное, он с большой искренностью передает свое отношение к изображаемому или рассказываемому, свои мысли и чувства, мечты и стремления. Творчество проявляется и в замысле-выборе темы рисунка или рассказа и в нахождении способа осуществления задуманного. Л.С. Выгодский в своих исследованиях также подметил появление в дошкольном возрасте замысла, что меняет характер деятельности и этот новый тип деятельности есть не что иное как переход к творческой деятельности. А. А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и потому развивается способность к творческой деятельности. Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.                                                                                                   Первые элементы  литературного (речевое) детского творчества   появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Игры, способствующие развитию литературного (речевого) творчества.

Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств, так же важную роль в развитии речевого творчества  играет объем активного словаря ребенка.

Д/и «Скажи иначе» - Подбор синонимов: 

Например, Баба Яга в сказке злая. А как можно сказать иначе? –сердитая, грозная;

Д/и  «Скажи наоборот» - Подбор антонимов:

Например, добрый-злой, большой-маленький;

Упражнения на словоизменение и словообразование:

Д/и «Назови ласково» - гриб – грибочек;

Д/и «Подбери действия» - шел – зашел, пошел, ушел.

Д/и «Придумай слово» - белый снег – белоснежный.

Упражнение «Придумай предложение по картинкам или с заданным словом».

Упражнение «Придумай сравнение» -

Модель составления сравнений:

Взрослый называет какой-либо объект;

обозначает его признак;

определяет значение этого признака;

сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

ПР:

цыпленок (объект №1);

по цвету (признак);

желтый (значение признака);

такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

ПР: подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег

Упражнение «Подбери рифму» или «Придумай рифмованную строчку» -

ПР:

- называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали";

- называется существительное "улица", подбирается рифма "курица";

- называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное "яичный";

- называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".

Задание: Жил-был кто-то и был похож на что-то

ПР: "Жил-был рак и был похож на мак" - жил-был мак, он был, как красный рак - жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак.

При рассматривании иллюстраций в книге можно предложить ребенку описать картинку на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть "считаны" разными органами чувств. У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д.

Очень интересны детям игры на основе прочитанных сказок.

Д/И «Волшебники» учит детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы. ПР: Синичка на круге встретилась с Волшебником Окаменения: «Птичка летает. Место, куда она сядет, становится каменным. Это хорошо, если птичка сядет на руки мальчишке, который стреляет из рогатки и плохо, если она сядет на растущий цветок». Вывод: в сказке волшебным может быть любой предмет. Волшебство может приносить добро и зло. Варианты: Волшебник Оживления, Увеличения, Уменьшения.

Упражнение «Где-то, кто-то…» - взрослый предлагает ребенку представлять  сказочный объект или героя в каком-либо месте и составить про него небольшой сюжет сказочного содержания. Например, Красная шапочка попала в Изумрудный город.

Придумываем новую сказку

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки или картинки).

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов:

- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?

- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

Правила поиска ответа на вопрос:

Задается вопрос детям. Например: "Жил-был кто?"

Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например: "Жил-был... карандаш!") Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.

Следующий "ответ" на вопрос ищется на любой другой странице.                             Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.                                                       

Различные тексты детей на свободную тему имеют коммуникативную функцию. Они их придумывают не просто так, а им хочется рассказать взрослым или сверстникам о чем-либо для них интересном значительном. Задача взрослого услышать и записать за ребенком рассказ, сохранить его, помочь оформить или показать как это делается. Такая форма работы позволяет сделать детям - целую серию открытий.

Первое открытие: любое сообщение можно записать.

Второе открытие - записанное сообщение никуда не пропадает, его можно сохранить и многократно возвращаться к нему, перечитывать дома, в детском саду, показать друзьям и знакомым по поводу и без повода.

Постепенно у детей формируется представление об их личных достижениях и успехах и это третье открытие для ребенка-дошкольника. Он начинает понимать, что своим сочинительством может быть интересен для сверстников и взрослых. Что бы произошло это открытие очень важно как относятся взрослые к творческой деятельности ребенка - что бы почувствовать себя более уверенным и взрослым нужно научиться самостоятельно решать свои проблемы т.е. учиться грамоте, чтобы записать свой рассказ ,научиться пользоваться различными приспособлениями для оформления произведения т.е нарисовать иллюстрации, подобрать картинки , фотографии ,аккуратно наклеить или вырезать, создать композицию и т.д. Следующее открытие уже относится ко взрослым - чтобы не тратить неимоверно много усилий для развития у детей умения составлять логически последовательно выдержанный рассказ нужно идти вслед за ребенком , всячески поощрять его интересы к различной деятельности: рисование, ручной труд конструирование и создавать условия для творческой деятельности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_tvorchestva_doshkolnikov.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого творчества дошкольников.

                                                                Фадеева И.Е.,

                                                                воспитатель

М БДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»

Городской округ г..Выкса

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Творчество – это создание нового продукта.

Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность, направленную на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных.

Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания. Это нужно учитывать в работе с детьми. По мнению исследователей детской речи (А.Н. Гвоздева, К.И. Чуковского и др.) самый расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих) приходится на дошкольное детство. Сам процесс освоения речи ребенком протекает по законам творчества. Доказательством этому служит явление словотворчества, наблюдаемое у детей в возрасте 2-5 лет, интерес детей к сочинительской деятельности. Способность детей к сочинительству доказана в исследованиях О.Н. Сомковой, О.С. Ушаковой, Л .М. Гурович. Исследования Е.А. Флериной и других авторов дают возможность сделать следующие выводы: основной мотив любой детской деятельности (игра, рисунок, лепка, составление рассказов), потребность ребенка в действенном, образном освоении впечатлений. В непосредственном, наивном изображении событий жизни можно разглядеть зародыши творчества; ребенок не копирует виденное, он с большой искренностью передает свое отношение к изображаемому или рассказываемому, свои мысли и чувства, мечты и стремления. Творчество проявляется и в замысле-выборе темы рисунка или рассказа и в нахождении способа осуществления задуманного. Л.С. Выгодский в своих исследованиях также подметил появление в дошкольном возрасте замысла, что меняет характер деятельности и этот новый тип деятельности есть не что иное как переход к творческой деятельности. А. А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и потому развивается способность к творческой деятельности. Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.                                                                                                     Первые элементы  литературного (речевое) детского творчества   появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Игры, способствующие развитию литературного (речевого) творчества.

Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств, так же важную роль в развитии речевого творчества  играет объем активного словаря ребенка.

Д/и «Скажи иначе» - Подбор синонимов: 

Например, Баба Яга в сказке злая. А как можно сказать иначе? –сердитая, грозная;

Д/и  «Скажи наоборот» - Подбор антонимов:

Например, добрый-злой, большой-маленький;

Упражнения на словоизменение и словообразование:

Д/и «Назови ласково» - гриб – грибочек;

Д/и «Подбери действия» - шел – зашел, пошел, ушел.

Д/и «Придумай слово» - белый снег – белоснежный.

Упражнение «Придумай предложение по картинкам или с заданным словом».

Упражнение «Придумай сравнение» -

Модель составления сравнений:

Взрослый называет какой-либо объект;

обозначает его признак;

определяет значение этого признака;

сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

ПР:

цыпленок (объект №1);

по цвету (признак);

желтый (значение признака);

такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

ПР: подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег

Упражнение «Подбери рифму» или «Придумай рифмованную строчку» -

ПР:

- называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали";

- называется существительное "улица", подбирается рифма "курица";

- называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное "яичный";

- называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".

Задание: Жил-был кто-то и был похож на что-то

ПР: "Жил-был рак и был похож на мак" - жил-был мак, он был, как красный рак - жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак.

При рассматривании иллюстраций в книге можно предложить ребенку описать картинку на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть "считаны" разными органами чувств. У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д.

Очень интересны детям игры на основе прочитанных сказок.

Д/И «Волшебники» учит детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы. ПР: Синичка на круге встретилась с Волшебником Окаменения: «Птичка летает. Место, куда она сядет, становится каменным. Это хорошо, если птичка сядет на руки мальчишке, который стреляет из рогатки и плохо, если она сядет на растущий цветок». Вывод: в сказке волшебным может быть любой предмет. Волшебство может приносить добро и зло. Варианты: Волшебник Оживления, Увеличения, Уменьшения.

Упражнение «Где-то, кто-то…» - взрослый предлагает ребенку представлять  сказочный объект или героя в каком-либо месте и составить про него небольшой сюжет сказочного содержания. Например, Красная шапочка попала в Изумрудный город.

Придумываем новую сказку

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки или картинки).

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов:

- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?

- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

Правила поиска ответа на вопрос:

Задается вопрос детям. Например: "Жил-был кто?"

Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например: "Жил-был... карандаш!") Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.

Следующий "ответ" на вопрос ищется на любой другой странице.                             Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.                                                        

Различные тексты детей на свободную тему имеют коммуникативную функцию. Они их придумывают не просто так, а им хочется рассказать взрослым или сверстникам о чем-либо для них интересном значительном. Задача взрослого услышать и записать за ребенком рассказ, сохранить его, помочь оформить или показать как это делается. Такая форма работы позволяет сделать детям - целую серию открытий.

Первое открытие: любое сообщение можно записать.

Второе открытие - записанное сообщение никуда не пропадает, его можно сохранить и многократно возвращаться к нему, перечитывать дома, в детском саду, показать друзьям и знакомым по поводу и без повода.

Постепенно у детей формируется представление об их личных достижениях и успехах и это третье открытие для ребенка-дошкольника. Он начинает понимать, что своим сочинительством может быть интересен для сверстников и взрослых. Что бы произошло это открытие очень важно как относятся взрослые к творческой деятельности ребенка - что бы почувствовать себя более уверенным и взрослым нужно научиться самостоятельно решать свои проблемы т.е. учиться грамоте, чтобы записать свой рассказ ,научиться пользоваться различными приспособлениями для оформления произведения т.е нарисовать иллюстрации, подобрать картинки , фотографии ,аккуратно наклеить или вырезать, создать композицию и т.д. Следующее открытие уже относится ко взрослым - чтобы не тратить неимоверно много усилий для развития у детей умения составлять логически последовательно выдержанный рассказ нужно идти вслед за ребенком , всячески поощрять его интересы к различной деятельности: рисование, ручной труд конструирование и создавать условия для творческой деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц

Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...

Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...

Азбука речевого творчества дошкольников

            Мы изучили теорию вопроса о закономерностях речевого развития детей, выдвинутых в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, провели психо...

"Азбука речевого творчества дошкольников"

            Мы изучили теорию вопроса о закономерностях речевого развития детей, выдвинутых в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, провели психо...

Формирование речевого творчества дошкольников через использование новых методов активизации речевой активности

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности знать ...