Тактики стимуляции и развития речи детей раннего возраста.
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Бирюкова Ирина Ивановна

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. Именно в том возрасте наилучшим образом развиваются многие психические процессы. Тема раннего развития, и особенно проблемы развития речи очень актуальны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тактики стимуляции и развития речи детей раннего возраста.

Коррекционно- развивающая работа с ребенком раннего возраста, имеющим фактор риска в речевом развитии, в основном направлена на стимуляцию речи малыша, создания оптимальных условий ее развития, оказание поддержки и постижении азов вербального общения. Потому как у него появляется потребность в увеличении речевых актов, использовании понятных окружающим слов и фраз.

Особенности поведения ребенка раннего возраста (к ним относятся непроизвольность или спонтанность, сверхпривязанность к матери или значимому взрослому, зависимость работоспособности от удовлетворения физиологических потребностей и прежде всего потребности в комфорте и безопасности) задают специальные требования к содержанию и процедуре коррекционно- развивающей работы:

  • Непродолжительность, избирательность и эффективность диагностических и коррекционных мероприятий;
  • Эмпатия, осторожность и аутентичность в установлении контакта с ребенком и его родителями;
  • Адекватность применяемых методик возрасту, индивидуальности и специфике речевого нарушения ребенка;
  • Непременная включенность родителей или значимых взрослых в коррекционно-развивающую работу.

Функциональная незрелость центральной нервной системы маленького ребенка обуславливает особенности приемов регуляции его поведения. К ним относятся:

  1. Использование кратких доступных ребенку инструкций (вплоть до использования «детского» языка – baby talk;
  2. Многочисленные их повороты;
  3. Сопровождение инструкций специфическими жестами (кинезнаками) либо действиями;
  4. Обязательное формирование позитивного эмоционального фона (эмоциональное заражение), поддерживающего работоспособность ребенка.

Рассмотрим наиболее эффективные методы стимуляции речевой деятельности, как в процессе коррекционных занятий, так и в привычных ребенку домашних условиях.

 Коррекционно- развивающей работе используется имитационная и натуралистическая тактики стимуляции и развитии речи ребенка раннего возраста в общении со значимыми для него взрослыми.

Первая предполагает разработку речевой и когнитивной программы, в основе которой лежит тренировка навыков восприятия и понимания значения слова, генерализация и имитации речи по инициативе взрослого. Взрослый не только является инициатором общения, но и определяет его направление, содержание, объем и темп. От его воли зависят законченность или незавершенность действия, интенсивность и эмоциональный фон. Имитационная тактика позитивно зарекомендовала себя в работе с пассивными детьми, где волевое усилие взрослого, направляющее малыша, помогает развитию его новых умений через большое количество повторов, присвоение качественных и эмоциональных характеристик действиям и высказываниям.

Во втором случае акцент делается на мотивации ребенка к ситуативно- деловому общению, использовании речи в различных жизненных ситуациях. Акцент смещается на потребности и интересы ребенка, а взрослый лишь сопровождает малыша в поисках способов их удовлетворения. По формулировке Г.П. Лэндрета «носки ботинок взрослого следуют за ребенком». Недостаточно следить за ним взглядом и направять его действия указаниями. Необходимо демонстрировать ребенку понимание и оказывать разумную помощь и безоценочную поддержку.

Рассмотрим подробнее особенности вышеназванных тактик в работе с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии.

  1. Стимулирование развития речи детей через имитацию проводят одновременно в нескольких направлениях:
  • Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимику, интонации взрослого;
  • Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные речевые реакции на фоне эмоционального заражения;
  • Провоцирование ребенка на просьбу, отказ, формальный диалог.

Провоцирование непроизвольного подражания является предпосылкой подражания произвольного, когда ребенок осознанно копирует звуки, звуковые комплексы, наконец слова, а также имитирует интонации речи взрослого. Убаюкивание и кормление, наказание и похвала сопровождаются соответствующей и легко узнаваемой интонацией родителей. Растормаживания взрослым подражания моет происходить только при поощрении ребенка и его поведения.

Пример: «Как замечательно ты качаешь зайку. Он очень доволен», затем взрослый подчеркивая интонацией действие, проговаривает его: «Зайка качается и поет: а-а-а. Качаем зайку . Эмоционально, несколько утрировано педагог высказывал свое отношение к разыгрываемой ситуации: «ой – ой – ой! Что случилось? Упали кубики! Разрушился дом!» или «Ох –ох-о, устал наш мишка, ему тяжело нести кубик!

Эмоциональное заражение – отнюдь не насилие над ребенком, это передача человечески чувств и состояний, выраженных вокально- мимическими средствами. Для осуществления этого приема ребенок должен сосредоточить взор на лице взрослого, отражающего эмоционального состояния. Кроме мимического отображения эмоций, взрослый обязательно должен четко «проговорить» свое состояние . «Очень грустно, как весело! Больно, приятно!»

В большинстве случаев для эмоционального заражения использовалась игрушка (мягкая или надевающаяся на руку). Мы предлагали ребенку сочувствовать ее «переживаниям» или «состоянию»: «Зайке больно, пожалеем зайку!», «Кот поет, вот как весело коту! Похлопаем ему!».

Провоцирование ребенка, не использующего речевые средства общения, на просьбу легко происходит на любом новом для малыша игровом материале. Требуется лишь четко обозначить правила формального диалога словесно: « Хочешь эту игрушку? Да? На!». И с помощью движения, сопровождая фразу киком. Таким же образом формулируем отказ: слово – движение  жест – слово, обязательно завершая действие словом: «Будем рисовать? Не будем. Нет». При постоянной и интенсивной работе формальной диалог становится реальным, действительным диалогом двух равноправных субъектов: взрослого и взрослеющего. Кроме того, ребенку нравится таким образом «разговаривать», нравится что его «понимают», ему отвечают. Со временем вокализации ребенка становятся более разнообразными, часто они обращены к взрослому, как бы вызывая его на игру; иногда «проскакивают» аморфные или реальные слова. По определению Е.Р.Баенской, таким образом удается из бессмысленных вокализаций ребенка «вылепить» его первые осмысленные слова.

  1. Натуралистическая тактика коррекционно- развивающей работы строится на интуитивно найденных, а затем методически проанализированных и закрепленных приемах в свободной деятельности, игре, взаимодействии в повторяющихся бытовых ситуациях. Основу для построения контура коррекционно- развивающей программы по стимулированию речи ребенка подсказывает его поведение: приоритетный вид деятельности, особенности взаимодействия со взрослым. Сформированность бытовых навыков и прочими подсказками и опорами могут стать предпочтения, увлечения, а также привычные действия ребенка.

Стимулирование речи в контексте натуралистической тактики постоянно сопровождается закреплением доступных речевых реакций малыша, для этого используются следующие приемы:

  • В первую очередь закрепляются звуки или слова, связанные с каждодневными потребностями ребенка;
  • В игровой деятельности воспроизводится ситуация,  в которой у ребенка появляется подходящая звуковая или словесная реакция;
  • Закрепление появившихся у ребенка звуков, слогов и слов происходит через подхватывания его речевых реакций. Повтор слов или вокализаций, привязывание их по смыслу к ситуации, обыгрывание, ответы на них, создающие впечатление реального диалога;
  • В момент закрепления вокализаций, происходит продуцирование взрослыми положительной, теплой, радостной и оптимистичной атмосферы, заражая при этом ребенка позитивный энергией.

Знакомые или привычные для ребенка манипуляции с предметами быта приобретают знаковый характер при условии постоянного проговаривания взрослыми названий, действий, результата и прочее.

Непременное условие этого приема- утвердительная и спокойная интонация реплик, создающая позитивный речевой фон любой инициативе ребенка. Вопросы, направленные на выяснение его потребностей, громкие с утрированной интонацией высказывания исключены. Даже для стороннего наблюдателя большое количество вопросом взрослого создает впечатление непонимания, суеты и напряжения в общении с ребенком. Каково же ребенку, которому постоянно задают вопросы, не ожидая на них ответа? Поэтому должно быть только негромкое, доброжелательное комментирование или вербализация действий, которые со временем переходят в привычный для малыша фон. Именно фоновое звучание речи слов или слогов, обозначающих действие.

Непроизвольные высказывания ребенка чаще проявлялись в следующих ситуациях:

  • В момент острой заинтересованности предметом;
  • Погруженности в деятельность или увлеченности ею;
  • В случае недовольства действиями взрослого или привлечения его внимания к себе, например, желание получить похвалу от взрослого или его благосклонность;
  • При необходимости немедленной помощи.

«Подхватывание» непроизвольных речевых реакций ребенка взрослым создает атмосферу понимания, а в некоторых случаях двухстороннего заинтересованного общения. Говорить на «языке» ребенка, подчеркивают некоторые исследователи, означает стать его доверенным лицом, его проводником в мир взрослых. Вокальная стимуляция или подражание взрослого ребенку- один из наиболее «демократичных» приемов развития речевой активности малыша. Имитируя высказывание ребенка, а лучше достраивая их до простых слов или фраз, взрослый оказывает ему поддержку, демонстрирует понимание и принятие детского языка.

Так называемый «детский язык» или «детский разговор» - это проговаривание диалога с ребенком в особой «детской» манере, с использованием ласковых интонаций, вокальных подражаний детскому голосу. Использованием «детского языка» в общении с детьми до года является естественным, старше двух лет – воспринимается как нечто инфантильное, задерживающее развитие ребенка. Однако, особое значение детского языка приобретает в совместной деятельности взрослого  и ребенка, где он сопровождается «тормошением» либо «тонизированием» ребенка. Эти манипуляции позволяют активизировать эмоциональные реакции ребенка либо сосредоточить его внимание на лице говорящего. В иностранной литературе существует также понятие «mathering» – дословно «материнствование» или материнское взаимодействие с младенцем. Это взаимодействие также сопровождение использованием своего индивидуального по содержанию и форме детского языка – что создает неповторимую атмосферу доверия и тепла в ранних детско-родительских отношениях

Тесное взаимодействия с ребенком, постоянное «тонизирование» или «тормошение» его также является коррекционной работой и требует от взрослых особой сосредоточенности, постоянной затраты душевных сил и колоссального терпения. Позитивный фон, доброжелательность и поощрение любых усилий ребенка создают атмосферу свободы в выборе средств общения, и наоборот, постоянные требования «правильного» или «понятного» говорения воздвигают дополнительные препятствия для растормаживания речевого импульса малыша.

При формировании исполнительской части речевой деятельности дети раннего возраста встречаются с затруднениями в очередности говорения в диалоге со взрослым. Поэтому необходимо уделять серьезные внимание постепенной, поэтапной «тренировке» как ребенка, так и взрослого в умении высказываться в порядке очередности. Формированию этого уения способствует отражение высказываний ребенка взрослым, «»перекликание», выдерживание взрослым паузы для предоставления ребенку возможности высказывания. Таким образом, закрепление навыка очередности обучает умению вступать в диалог.

Отмечу, что в начале большинство родителей используют стратегии (отсутствие пауз и «обратной связи», небольшое количество речевых образцов и комментариев, множество «проверяющих» вопросов), но в процессе коррекционно- развивающей работы заменяют их на другие, оптимальные эталоны (выдерживание паузы и очередности в диалоге, утверждения, эмоциональное заражение пр.).

Рассматриваемые тактики дополню традиционными приемами коррекционно- развивающей работы, использующиеся в стимуляции и развитии речи детей раннего возраста с фактором риска в речевом развитии. Задачей этих приемов является непрямое, опосредованное воздействие на речь детей через создание оптимальных условий для нормальной коммуникации. Натуралистические методы отражают принципы педагогики поддержки в осуществлении ранней коррекционно- педагогической помощи детям раннего возраста. Несмотря на внешнюю простоту, эти приемы позволяют вполне успешно развивать представления ребенка о мире и его речь в естественной обстановки.

При этом также используются некоторые прием из методики работы с аутичными детьми (авторы Е.Р. Баенская, М.М.Либлинг), например обучение родителей способам эмоционального взаимодействия с ребенком в игре, совместном рисовании, чтении. Обучение таким приемам- одна из задач по повышению педагогической компетенции родителей. Совместна творческая деятельность при ведущей роли взрослого (игра, рисование, лепка, конструирование, уход за растениями) и обыденные бытовые действия, постоянно проговариваемые взрослым, в результате оказывают эффективное воздействие на развитие речи детей. Тот же эффект можно достичь с помощью включения в эмоциональный комментарий, сопровождающий игру и занятия, односложных реплик, междометий, звуков и звуковых комплексов ,которые ребенок сможет легко подхватить. Реплики направляются на то, чтобы спровоцировать ребенка на выражение отношения,  вызвать непроизвольную словесную реакцию.

Следует отметить, что специфичность речевого развития ребенка с фактором риска в речевом развитии определяет особенность методического подхода в коррекционно-  развивающей работе, и  от адекватности методики зависит результативность ранней коррекции.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развитию ребенка потому как...