Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Пришла осень привела погод восемь"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

На занятии дети учатся составлять рассказ припомощи картинок об осени (метод мнемотехника). Это способ развивает у детей  связную речь, творчество и фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта НОД97.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности

                                                                          по развитию речи в старшей группе

                                                 Тема  «Пришла осень – принесла погод восемь»

                                                                                                                                                                Выполнила воспитатель:

                                                                                                                                                             Костицына Надежда Юрьевна

                               2018г      

                                                                                     

                                     Технолгическая карта непосредсвенной образовательной деятельности

Ф.И.О педагога: Костицына Надежда Юрьевна                                      

Должность: воспитатель

Полное название ОУ: МБДОУ д/с «Колосок» с. Ершовка, Камбарский район, Удмуртская Республика

Образовательная область: речевое  развитие

Тема: «Пришла осень принесла погод восемь»

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

Характеристика группы: подготовительная группа

Предварительная работа: Экскурсия по участку в разные погодные условия, наблюдение за осенними изменениями в природе. Рассматривание иллюстраций  летнего и осеннего времени года. Работа с календарем наблюдений за природой. Моделирование «Условия жизни для растений». Определение местных животных на предложенных иллюстрациях. Просмотр презентаций об осени, что делают птицы и животные осенью. Чтение художественной литературы В.Бианки «Синичкин календарь», Г. Граудин «Почему осенью листопад». Разучивание пословиц и поговорок об осени. Прослушивание музыки на осеннюю тематику. Обучение работе по мнемотаблицам.

Словарная работа: дать определение осени (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Участники: дети подготовительной группы детского сада, педагог

Оборудование: Мультимедийный проектор (телеэкран), презентация ИКТ, мяч;, конверты с карточками для составления предложений (мнемодорожки), листы с таблицами. Краски, кисточки , салфетки, баночки с водой, клей карандаши, фломастеры.

Цель: формировать  умение составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.

Задачи:

Образовательные: 

1.Обобщать представления о признаках осени, её характерных особенностях.

2.Формировать умения составлять рассказ  по мнемотаблицам.

3.Расширять  и активизировать словарь по теме «Осень».

4. Совершенствовать грамматический  строй речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).

5.Активизировать речь детей  способом составления предложений, рассказов по карточкам (мнемотехника).

Развивающие: 

1.Развивать зрительное восприятия, внимание, способность обобщать.

2.Развивать координацию речи с движением.

3. Развивать творчество и фантазию при составлении рассказа.

Воспитательные: 

1.Воспитывать навык  сотрудничества в парах, самостоятельность, инициативность.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,   «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

 

В образовательной области

        Формируемые предпосылки к учебной деятельности

Планируемые достижения результатов деятельности педагога и детей

«Речевое развитие»

Расширяет   и активизирует  словарь по теме «Осень».

Развивает мышление, память.

Умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Достаточно хорошо может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств.

Совершенствует  грамматический  строй речи (подбирает однородные определения, согласовывает прилагательные с существительными в роде, падеже; распространяет  предложения прилагательными; составляет  распространённые  предложения по картинам).

Активизирует  речь   способом составления предложений, рассказов по карточкам (мнемотехника).

Умеет рассказывать по мнемотаблицам.

Умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Достаточно хорошо может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств.

«Социально коммуникативное развитие»

Формирует  готовность к совместной деятельности.  Развивает умение договариваться, умеет находить выход из сложных  ситуаций.

Проявляет желание активно взаимодействовать, планировать совместную деятельность.

Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Воспитывает  навык  сотрудничества в парах, самостоятельность, инициативность.

Понимает, что такое электронная почта.

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно исследовательской деятельности, изо деятельности, обладает развитым воображением, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, развита крупная и мелкая моторика.

«Познавательное развитие»

Обобщает  представления о признаках осени, её характерных особенностях.

Имеет представление об осенних явлениях

Проявляет интерес к народам других стран.

Проявляет инициативу  в познавательно- исследовательской деятельности, обладает развитым воображением.

«Художественно эстетическое развитие»

Проявляет интерес, к изобразительной деятельности, развивает творчество фантазию.

Развивает крупную и мелкую моторику.

Интересуется изобразительной  деятельностью.

«Физическое развитие»

Развивает инициативу, самостоятельность и творчество в двигательной активности, самооценки  при выполнении движений.

Активно взаимодействует со сверстниками, участвует  в совместных играх.

Развивает координацию речи с движением.

Выполняет музыкально ритмические

движения под музыку.

Активно взаимодействует со сверстниками, принимает участие  в подвижных играх.

Этапы НОД

Задачи этапа

Методы, приемы, формы взаимодействия

    Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Формируемые предпосылки учебной деятельности

Вводная часть

Основная часть

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание прийти на помощь.

Вызвать  желание активно взаимодействовать, планировать совместную деятельность

Поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, использовать  речь для выражения своих мыслей и чувств.

Обобщить  представления о признаках осени, её характерных особенностях.

Совершенствовать  грамматический  строй речи

Обобщать  представления о признаках осени, её характерных особенностях.

Физминутка

Воспитывать  навык  сотрудничества в парах, самостоятельность, инициативность.

Активизирует  речь   способом составления предложений, рассказов по карточкам.

Организационный момент

Стихотворение

Сюрпризный момент

Постановка проблемы

Загадывание загадок

Беседа

Игровой момент

Педагог собирает детей в круг, читает стихотворение.

«Осень, как художник,

Лес разрисовала.

Дерево и кустик-

Все волшебным стало

 На мониторе заставка осени.

Педагог:

Ребята послушайте,  сегодня утром нам в детский сад  по электронной почте пришло письмо.

Давайте прочитаем, что же в письме: «Дорогие дети, пишут вам жители тропических лесов. Здесь у нас жарко, очень часто льют дожди. После дождей светит яркое ослепительное солнце. Мы слышали что у вас сейчас осень. Что такое осень? Какая  погода бывает  осенью? Какие условия? Очень хочется узнать,  потому что к вам скоро приедет наш друг – житель тропических  лесов.

Педагог: Ребята представляете жители тропических лесов не знают , что такое осень. Ну, что будем делать?

Педагог: Но писать мы с вами не умеем?

Педагог: Хорошо тогда давайте вспомним, что мы знаем про осень! Назовите осенние месяцы отгадав загадки:

2 слайд

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за меся к нам пришел?

 (3слайд)

Все мрачней лицо природы

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился

Что за месяц к нам явился?

(4 слайд)

Кто тепло  к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно да!

(5 слайд)

Педагог: Назовите признаки осени!

 

(6 слайд)

Педагог: Ребята какими словами можно описать осень?

(7 слайд)

Педагог: Ребята а какой самый листопадный месяц?

Педагог: Ой ребята посмотрите к нам в группу залетел листок, С какого он дерева? (показывает осиновый листок). Чем он интересен? Сам широкий, черенок длинный, сплющенный, всегда дрожжит на ветру. Существуют народные приметы: если осиновый лист ляжет на землю верхне стороной , то будет холодная зима, если нижней то теплая. Какой самый холодный месяц осени (Ноябрь) Поэтому и говорят «Осень – на дню погод восемь»

Педагог: Ребята, а нас осенний листочек приглашает поиграть в осенние слова. Встаньте в круг возьмите листик и передавайте его по кругу, на каждое придуманное слово действие.

Например: Осенью листья что делают?

Падают, шуршат, вянут, шелестят, осыпаются, желтеют

Педагог: Ребята а теперь я предлагаю со мной  поиграть в мяч ,ведь осенью не всегда льет дождь, и мы веселимся и играем с друзьями на улице. Я буду вам бросать мяч, и называть вопрос, а вы ловите мяч и отвечайте на вопрос прилагательным.

(Мячик украшен осенними листьями)

Например я спрашиваю.

какой месяц?

А вы отвечаете - осенний! И так по порядку!

Какая погода –осенняя

Какое настроение –осеннее

Какая листва-осенняя

Какие цветы – осенние

Какое дерево – осеннее

Какой день -  осенний

( 8 слайд)

Педагог: ребята, а наш веселый мячик приглашает нас на веселую музыкальную минутку

Педагог: Ребята мой волшебный мячик дарит вам свои осенние листики.

(воспитатель на подносе  дарит  детям разноцветные листики, дети по желанию выбирают себе листик у кого оказывается пара садятся за один стол рядом друг с другом)

 Дети садятся за столы

На столах у детей разложены конверты с карточками. На которых  графически  изображены  признаки осени.

Педагог: Ребята на столах у вас разложены конверты с карточками. На карточках изображены значки которые изображают признаки осени. При помощи этих карточек мы  будем учиться составлять рассказ  про осень, а самый лучший  рассказ отправим в жителям тропического леса.

Давайте еще раз вспомним какие изменения происходят осенью,  и отметим их соответствующими  картинками.

Педагог: - Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?

Давайте обозначим солнце вот таким значком.

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska_solnishko14.jpg

(педагог вывешивает на магнитной доске соответствующую картинку)

Педагог: Выберите картинку со значком солнце  в своем конвертике и положите перед собой

Педагог: Что можно сказать про осеннее небо?

Педагог: Правильно тучи на небе обозначим вот таким значком.

Найдите картинку со значком тучи   и  положите  ее рядом со значком солнце. http://www.playing-field.ru/img/2015/051805/1218250

(Педагог на доске вывешивает картинку тучи рядом с картинкой солнце горизонтально)

Педагог: А какое предложение можно составить со словом «дождь»?

Педагог: Давайте обозначим дождь вот таким значком.

http://www.playing-field.ru/img/2015/051821/3321708

 

Положите картинку со значком дождь  рядом с картинкой тучи.

(Педагог на доске вывешивает картинку дождь  рядом с картинкой тучи)

Педагог: Какой ветер дует осенью?

Педагог: Ветер давайте обозначим вот таким значком.

 Картинку со значком ветра  положите рядом с картинкой дождь.http://www.playing-field.ru/img/2015/052203/0154210

Педагог: Ребята посмотрите, у нас получилась целая дорожка картинок со значками про погоду. (Воспитатель проговаривает текст по картинкам) .

Педагог:  Ребята, а что происходит в мире растений осенью? Ведь надо подробно рассказать нашему гостю, об этом времени года.

Педагог: Какими становятся листья на деревьях осенью?

Педагог: Давайте деревья мы обозначим вот таким значкомhttp://media-cache-ak0.pinimg.com/736x/cb/61/cb/cb61cbf778bc5e8dce0eaf197613efce.jpg

Дети присаживаются на стульчики возле педагога

Да, с удовольствием!

Дети внимательно слушают

Дети: Нужно написать какая у нас погода, что происходит  осенью, во что люди одеваются  осенью.

Дети: Тогда можно изобразить  обозначениями, рисунками и т.д (дети рассуждают).

Дети: Называют осенние месяцы

Дети: (Сентябрь)

Дети: (Октябрь)

Дети: (Ноябрь)

Дети: Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными( красными, желтыми, оранжевыми) и падают на землю.  Часто льет дождь, люди и дует ветер, перелетные птицы улетают в теплые края, люди одевают  резиновые сапоги, куртки плащи и берут с собой зонтик.

Дети: Золотая, хмурая, печальная, разноцветная, дождливая, красивая, затяжная, пестрая , теплая, поздняя, очаровательная, таинственная, скучная…

Дети: Ноябрь

Дети встают в круг и играют вместе с воспитателем

Дети вместе с педагогом выполняют танцевальные упражнения

Дети: (Осенью солнце светит, но греет слабо)

Дети находят в конверте соответствующую картинку и выкладывают на стол.

Дети: Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.

Дети находят в конверте соответствующую картинку и выкладывают на стол рядом с картинкой  солнце.

Дети: Осенью часто идут дожди.

Дети находят в конверте соответствующую картинку и выкладывают на стол рядом  картинкой тучи.

Дети:  Осенью дует сильный, холодный ветер.

Дети находят в конверте соответствующую картинку со значком и выкладывают на стол рядом с картинкой  дождь.

Дети: Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают,  опадают и деревья остаются голыми.

Формируются   готовность к совместной деятельности.  Развивается умение договариваться, находить выход из сложных  ситуаций.

.

 

Развивают мышление, память, устную речь.

Подбирает однородные определения, согласовывает прилагательные с существительными в роде, падеже; распространяет  предложения прилагательными; составляет  распространённые  предложения по картинам.

Расширяет   и активизирует  словарь по теме «Осень».

Развивает инициативу, самостоятельность и творчество в двигательной активности, самооценки  при выполнении движений.

Подчиняется разным правилам и социальным нормам,

Приобретается навык  сотрудничества в парах.

Заключительная часть

Пальчиковая игра

Найдите  у себя соответствующую картинку с этим значком и положите  во вторую строчку снизу.

Вывешивает соответствующий значок на доску.

Педагог: Как называется явление, когда опадают листья?

Листопад мы с вами обозначим вот таким значком. Найдите его у себя и положите во втору  строку рядом с картинкой дерево.

Педагог: Куда деваются птицы?

Давайте перелётных птиц обозначим вот таким значком. Положите его рядом с листьями.

Вывешивает соответствующий значок на доску.

Педагог: Как одеваются люди осенью?

Одежду и зонт  мы обозначим таким значком. Положите картинку рядом с птицами.

 

Педагог: Что собирают люди осенью?

Урожай овощей мы обозначим соответствующим значком.

Педагог: Ребята, посмотрите, у нас получилась схема нашего рассказа об осени. Озвучивает вторую часть рассказа.

Ребята для того чтобы рассказы у вас получились разные  интересные, не похожие друг на друга я предлагаю картинки в первой строке поменять местами и  картинки второй строки тоже поменять местами.

Теперь я предлагаю вашу  схему приклеить в таблицу.

Педагог раздает каждой паре детей  лист с изображенной таблицей.

Педагог: Также у вас на столах карандаши, фломастеры, краски, кисточки, клей и заготовки осенних листочков, вы можете рамочку вокруг таблицы украсить по своему желанию.

Но для начала мы проведем пальчиковую  гимнастику

Ветер северный подул, - подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки

Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу

снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл - ладони прижать крепко к столу

После пальчиковой гимнастики дети приступают к работе. По завершению работы дети рассказывают рассказы об осени.

Педагог:  ребята у каждой пары получился свой рассказ об осени по таблице. Я приглашаю вас озвучить свой рассказ.

Воспитатель в это время снимает видео рассказа.

После прослушивания рассказов , дети выбирают лучший. Воспитатель предлагает по электронной почте «отправить»  рассказ жителям тропического леса.

Итог занятия.

Педагог: Ребята, какие вы молодцы!

Ребята, а ведь жители наверняка  не знают какая у нас зима. Хорошо тогда я вам предлагаю в следующий раз мы составим рассказ о зиме, а вы внимательно наблюдайте за зимой.

Дети находят в конверте соответствующую картинку со значком и выкладывают на стол  во вторую строчку снизу.

Дети:  Осенью начинается  листопад.

Дети находят в конверте соответствующую картинку со значком и выкладывают на стол рядом с деревом во вторую строку .

Дети: Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.

Дети находят в конверте соответствующую картинку со значком и выкладывают на стол рядом с листьями во вторую строку .

Дети: Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты.

Дети находят в конверте соответствующую картинку со значком и выкладывают на стол рядом с птицами во вторую строку .

Дети : Люди осенью собирают урожай на зиму

Дети находят в конверте соответствующую картинку со значком и выкладывают на стол рядом с одеждой во вторую строку

Дети меняют картинки каждой строки местами.

Дети вместе  с педагогом выполняют пальчиковую гимнастику

(2-3ребенка рассказывают рассказ по своей схеме).

Дети: Конечно нет!

А давайте им про зиму расскажем!

 

       

Развивает творчество и фантазию при составлении рассказа.

Проявляет интерес, к изобразительной деятельности, развивает творчество фантазию.

Развивает крупную и мелкую моторику.

Развивает координацию речи с движением.

Используемая литература:

  1. «Учим детей   рассказывать»  Времена года Автор: О.В. Мариничева
  2. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду Автор: Коломина Н.В.
  3. «Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет стихи о временах года Автор: О.Е. Громова
  4. Занятия по развитию речи в старшей группе Автор В.В. Гербова
  5. Комплексные занятия ФГОС ДО   по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2016 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые.  Формировать  навык  составления  предложения с помощью  схем, объединяя их в небольшие р...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»

Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...

План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в старшей группе

Данный конспектпоможет вам научить детей различать инструменты и соотносить из названия с изображением, называть действия с ними, подбирать эпитеты по смыслу, а так же развивать умения изменять сущест...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Профессии. Швея»

Данный материал будет полезен как логопедам дошкольных учреждений, воспитателям групп для детей с ТНР, так и педагогам общеобразовательных учреждений. В конспект занятия включено чтение художественног...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по Лего- конструированию (старший возраст)

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности    по Лего- конструированию (старший возраст)...