Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятие по развитию речи для детей подготовительной группы “Зимующие птицы”.

Цели:

Образовательные.

  1. Учить образовывать слова приставочным способом.
  2. Учить употреблять числительные один, два, пять, девять с существительными в Тв. п., В.п.

Развивающие.

  1. Употребление существительных в Тв. п.
  2. Упражнять в подборе существительного по предложенным прилагательным.
  3. Употребление существительных мн. ч. в Д.п. и Р.п.
  4. Составлять и проговаривать предложения с предлогами С и На по опорным предметным картинкам.
  5. Развивать зрительную память. Формировать умение составлять сложносочиненные предложения с противопоставительным союзом а. Упражнять в употреблении существительных Тв. п.
  6. Договаривание предложений с предлогом С.
  7. Упражнять в подборе существительного в правильной грамматической форме.
  8. Учить составлять предложения из заданных слов.
  9. Учить подбирать родственные слова.
  10. Упражнять в подборе относительных прилагательных и действий к существительным.
  11. Упражнять в подборе синонимов (глаголы).

Воспитательные.

  1. Воспитывать заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.

Материалы: картинки птиц, фланелеграф с изображением забора, дома с крышей, дерева, пня, скамейки; д/и “Солнышко” .

Ход.

  1. Педагог читает стихотворение

Покормите птиц зимой! Не богаты их корма,

Пусть со всех концов Горсть зерна нужна,

К вам слетятся, как домой, Горсть одна –

стайки на крыльцо. И не страшна будет им зима. (А. Яшин)

Д/у “Чем покормим птиц зимой?”

Ц: употребление существительных в Тв. п.

Чем можно покормить птиц? (Крошками, семечками, орешками, зёрнышками).

  1. Д/у “Узнай по описанию”

Ц: упражнять в подборе существительного по предложенным прилагательным.

Драчливый, весёлый, удалой, шустрый – воробей. (Выставляется картинка).

Желтогрудая, весёлая, юркая – синица. (Выставляется картинка).

Красногрудый, ленивый, малоподвижный – снегирь. (Выставляется картинка).

Белобокая стрекотунья и воровка – сорока. (Выставляется картинка).

Красноголовый, в чёрном фраке, лекарь деревьев – дятел. (Выставляется картинка).

Чёрная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает – ворона. (Выставляется картинка).

Д/у “ Кого угостим?”

Ц: употребление существительных мн. ч. в Д.п. и Р.п.

Дадим зёрнышки снегирям. Пожалеем снегирей.

Дадим семечки воробьям. Пожалеем воробьёв.

Дадим крошки синицам. Пожалеем синиц.

Дадим гречку голубям. Пожалеем голубей. (Выставляется картинка).

  1. Послушайте, какие слова я сейчас скажу: кормить, подкормить.

Д/у “Объясни слово”

Ц: формировать глагольный словарь, учить образовывать слова приставочным способом.

Что значит кормить? (Доставлять пропитание, давать корм).

К слову кормить добавьте звук [С] – какое слово получится? (Скормить). Что значит это слово? (Покормить так, чтобы еды не осталось).

Добавьте к слову кормить слог НА – получится (накормить). Это значит (дать кому-то еды вдоволь).

Добавьте к этому слову предлог ЗА – получится … (закормить). Это значит (дать столько еды, что птица уже не хочет больше есть).

А если я к слову кормить добавлю слог ПОД? Получится слово подкормить. Это значит (поддержать кого-то едой, дать немного еды).

  1. Д/у “Сколько птиц – сосчитай”

Ц: упражнять в употреблении числительных один, два, пять, девять с существительными в Тв. п., В.п.

Прилетело к нам много птиц. Смотрите, сколько гостей пожаловало.

Вместе с двумя голубями – пять синиц. С девятью воробьями – два снегиря.

С одним голубем – девять воробьёв. С пятью синицами – одна ворона. 

  1. Д/у “Прилетели птицы в парк”.

Ц: Составлять и проговаривать предложения с предлогами С и На по опорным

предметным картинкам. Дети по очереди берут со стола у воспитателя картинки с изображением птиц и выставляют на фланелеграфе.

Воробей прилетел в парк и сел на снег.

Д/у “Кто с кем поменялся местами?”

Ц: Развитие зрительной памяти. Составление сложносочиненных предложений с противопоставительным союзом а. Упражнение в употреблении существительных Тв. п. с предлогами С и НА.

Педагог предлагает детям закрыть глаза и меняет местами птиц.

Голубь с вороной поменялись местами.

Голубь сидел на крыше, а ворона на заборе.

  1. Д/у “Полетели”

Ц: договаривание предложений с предлогом С.

Воробей слетел с … Снегирь улетел … Сова спустилась … Дятел улетел …

Сорока спрыгнула … Синица вспорхнула … Голубь взвился … Ворона взлетела …

  1. Смотрите, дети - воробьи, на, чирикать, дорожка. Ой, как-то я не так говорю. Помогите мне. Составьте предложение правильно.

Д/у “Путаница”

Ц: учить составлять предложения из заданных слов.

воробьи, на, чирикать, дорожка – Воробьи чирикают на дорожке.

пень, скакать, на, дорожка – крыша, воркуют, на, голуби –

сосна, сова, ухать, на – дерево, клюв, стучит, на, дятел –

кормушка, синица, на, клевать, зёрна – ягоды, снегирь, клевать, на рябина –

улицы, вороны, на каркают –

  1. Д/у “Подбери родственное слово”

Ц: учить подбирать родственные слова.

Какого цвета ворона? (Чёрного). Правильно. Она такая чёрная, что от неё пошли названия новых слов: вороное – т.е. очень чёрное, конь вороной – очень чёрный, вороний глаз – лесной цветок у которого серединка чёрного цвета.

Ворона – воронёнок, вороний, вороньё, вороново.

Послушайте, ребята, какое интересное слово снегирь. Интересно, от какого слова произошло название этой птицы?

Снегирь – снег, снежок, снежки, снежинки, снеговик, подснежник, заснеженный, Снегурочка, снежный, снегиринный…

Куда можно положить корм, чтобы его не сдуло ветром? (В кормушку).

От какого слова произошло это название – кормушка? (От слова “корм”).Подумайте и образуйте другие слова от слова корм – кормить, кормёжка, кормилец, корма.

  1. Д/у “Синичка”.

Ц: развивать координацию речи с движением, ритм и темп речи.

Скачет шустрая синица, - Прыгают врассыпную по залу на двух ногах.

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг – скок,

Завертелась, как волчок. Кружатся.

Вот присела на минутку, Приседают.

Почесала клювом грудку, Почёсывают пальчиками грудь.

И с дорожки – на плетень, Убегают с места.

Тири-тири, тень-тень-тень. Сидя, взмахивают кистями рук.

  1. Теперь расскажем, про птиц:

Д/и “Солнышко”

Ц: упражнять в подборе относительных прилагательных и действий к существительным.

Много зимующих птиц мы с вами вспомнили.

быстрые, проворные, зимующие, голосистые, трудолюбивые, весёлые, дружные, звонкие, заботливые, дикие.

Что могут делать птицы:

летать, зимовать, кормить птенцов, выводить птенцов, щебетать, чирикать, заливаться, ворковать, курлыкать.

  1. В основном все птицы умеют летать. Не летают лишь некоторые из них: страусы, пингвины. Как ешё можно сказать об этом исключительном умении пернатых.

Д/у “Скажи иначе” (Использовать д/и “Солнышко”).

Ц: упражнять в подборе синонимов (глаголы).

Летать – порхать, носиться, мчаться, виться, парить, реять.

  1. Люди должны думать о братьях наших меньших, особенно в лютые холода.

Мы обязаны заботиться о птичках, оставшихся с нами на зиму. О ком я говорю?

Д/ у “Позаботимся о птицах”.

Ц: упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных в П.п.

Мы должны заботиться о воробушках.

Мы должны заботиться о голубках, о голубочках. (О синичках, о снегирёчках (снегирьках), о воронушках и т.д).

  1. Итог. Воспитатель хвалит детей за хорошие знания. Кратко перечисляет, что повторили и чему научились дети. А сейчас вы пойдёте на прогулку и не забудьте взять с собой корм для птиц.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Зимующие птицы» Пересказ рассказа «Синичка».

Цели занятия: расширять словарь по теме; учить образовывать сложные слова;учить правильно строить предложения; согласовывать слова в предложении;учить отвечать полными ответами; учить пересказыв...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе: "Зимующие птицы. Звук и буква Б"

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе (образовательные области: здоровье, физическая культура, безопасность, социализация, познание) Тема: Зимующие пти...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Педагогический замысел :Образовательная область: Речевое развитиеЗадачи:совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительног...

Конспект занятия по развитию речи, Вторая младшая группа, «Зимующие птицы»

Задача воспитателя рассказать детям о жизни птиц  в зимний период.....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы»

Цели: Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде.Образовательные.-Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, з...