Взаимодействие с родителями по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

В работе раскрывается  дидактическая игра представляющая собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_rayonnyy_sbornik.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Наталия Владимировна Певнева

 воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 388»

 

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

 

 Аннотация: В работе раскрывается  дидактическая игра представляющая собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

   Родители и педагоги всегда обращали внимание на развитие речи ребенка. В последнее время этот интерес увеличился, в первую очередь за счет многочисленных проблем, с которыми сталкивается семейная, дошкольная   педагогика в этой связи: дети стали гораздо позже начинать говорить, у значительного числа дошкольников есть трудности речевого развития.   Наличие в программе детского сада специальных занятий по развитию речи часто не только не решает проблем речевого развития, но и приводит к тому, что некоторые малыши перестают любить говорить. Так, постоянные исправления детских аграмматизмов, требование определенным образом строить ответы на вопросы, дидактические замечания, касающиеся детских высказываний, нередко ведут к тому, что дошкольники предпочитают не разговаривать с взрослыми или обходятся специальным детским лексиконом, свойственным малышам: «би-би», «ля-ля», «бай-бай» и т. п.  [3,с. 178]

     Цель работы- показать роль дидактической игры для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.

    Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец.

    Н.М. Аксарина, Е.К. Каверина, Ф.И. Фрадкина, Н.М. Щелованов и другие исследователи подчеркивают, что отставание в речевом развитии наблюдается во всех тех случаях, когда ребенок испытывает недостаток в личном положительно окрашенном эмоциональном контакте со взрослыми.  Чем больше родители занимаются с детьми, чем шире круг развивающих игр, которые они используют, чем чаще обращают внимание ребенка на окружающие предметы и подробно рассказывают о них, тем больше новых слов и названий он запоминает. Таким образом развивается его активный словарный запас. [6,с. 70]

 

    Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

     Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду. [3,с. 101]

    Активный словарь- это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

     Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат. Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь представляет собой специальную педагогическую задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях. Эти слова воспитатель должен вводить в лексикон детей планомерно, систематически. Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по развитию речи детей. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность. К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной с взрослым деятельности.    Выделяют три периода в становлении коммуникативной функции слова. В первом – главным компонентом ситуации выступает предмет. Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого и останавливается на последнем. Дети стремятся обратить внимание взрослого на свои попытки достать предмет. В третьем периоде центр ситуации переносится на слово. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артикуляциям. Появляются первые попытки произносительного образа. И малыш произносит требуемое слово – название предмета. В 3 – 3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда

      Конечно решающее значение в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду». Но совершенно особое место в жизни ребенка занимает игра. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок и т. д. В игре он может быть врачом, летчиком, воспитателем — кем захочет. И это доставляет ему огромную радость. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает все большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста. [6, с.3]

       Чтобы игра стала увлекательной, взрослый своими действиями и эмоциональным настроем организует и направляет ее. При знакомстве с новой игрой это является важным аргументом. В подобных играх педагог становится и организатором, и участником.

       Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.

Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащение и активизация словаря.

От других видов игр и упражнений дидактическую игру отличает определенная структура. Как утверждают И.М. Кононова и К.Д. Сергеева, игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом дидактической игры являются и ее правила

        Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» и др. В каждой такой игре заложен потенциал развития словарной деятельности. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой-либо цвет назвать его, обосновать свой выбор. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении программного материала, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре "Магазин игрушек" есть продавец и покупатели. Из дидактических игр с сюжетом следует выделить / игры-инсценировки – показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача (угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заметить изменения, которые произошли на сцене). Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития. Иногда и в бессюжетные игры вводится образ, например загадки, загадывает Петрушка или другой сказочный персонаж.

     Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, мною эффективно используются дидактические игры: "Чудесный мешочек", "Кто увидит и назовет больше?", "Краски", "Что изменилось" и другие. Для формирования словаря используются дидактические игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

     Большая группа игр и упражнений с дидактическими игрушками и материалами (матрешками, башенками, грибками, геометрическими формами и т. д.) характеризуется тем, что обучающее и игровое начало заложено в самих игрушках и материалах, в их специальной конструкции. В играх этого типа имеются свои дидактические задачи (различать величину, форму и т. д.) и цель игры для ребенка (собрать целую игрушку, выполнить задание), разнообразные действия (собирать, складывать, нанизывать) и определенные правила (например, нанизывать кольца по возрастанию величины, раскладывать по форме).

     Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото "Времена года"), о различных профессиях (игра "Что кому нужно?").

     Еще более важное место занимают словесные дидактические игры (игры-загадки на выделение характерных признаков предметов, сравнение, обобщение и др.), настольно-печатные игры на классификацию предметов, игры-соревнования в быстроте и точности ориентировок. Ценно, что эти игры объединяют не только непосредственных участников, но и «болельщиков», внимательно наблюдающих за игрой и выражающих активное отношение к успехам или неуспехам своих товарищей. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления, обогащения словаря ребенка.

    Очень важно помнить, что дидактические игры и занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, результату, умению произносить слова, фразы, предложения, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени младшего дошкольного возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

    Таким образом, дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.edugid.ru›zakon-ob-obrazovanii-v-rf.  
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]- Режим доступа:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.-  
  1. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие/ В.П. Белкина - М.: Академический проект, 2005. - 256с.
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учеб. Пособие / А.М.Бородич- 4-е изд.- М.: Просвещение, 1999. - 256с.
  3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет: учеб. пособие / В.В.Гербова- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Лисина, М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М. И. Лисиной — М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
  5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика – синтез, 2015.-368с.
  6. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр, пособие для учителя / Е.А. Стребелева –М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2007. - 256с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию «Формирование ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения ».

Актуальность исследования. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с окружающим миром, и представля...

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.

Развитие слухового восприятия у детей младшего дошкольного  возраста через дидактические игры и упражнения....

Педагогический проект «Активизация словаря в младшем школьном возрасте через дидактические игры»

Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей...

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

В этой статье говориться о понятиях сенсорного развития в психологии, об особенностях сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. О роли дидактических игр в сенсорном развитии детей младш...