Развитие речи детей посредством малых фольклорных форм.
статья по развитию речи на тему

Туманова Наталья Анатольевна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_folklora.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Развитие речи детей

        посредством малых фольклорных форм.

Существенную роль в процессе развития речи выполняет устное народное творчество, а именно, ознакомление детей с малыми фольклорными формами.

В раннем детстве овладение речью является главной задачей для всестороннего развития ребенка. Речь – это основное средство общения. Для овладения речью ребенку необходимо общение со сверстниками и, конечно же, с взрослыми. Как известно, ребенок с раннего детства пытается подражать взрослому человеку.

Недостаточность общения приводит к тому, что ребенок вырастает необщительным, и ему сложно устанавливать контакты с людьми. Для того чтобы ребенок в раннем детстве быстрее заговорил, необходимо использовать в общении с ним фольклор, который вобрал в себя мудрость и знание народа и пронес через века, передавая из поколения в поколение. Красота языка народного творчества, самобытность не оставляет равнодушным детей с самого раннего возраста. Через фольклор воспитателю становится легче начать общение с детьми.

Короткие ритмичные повторяющиеся строки народных произведений вызывают у ребенка положительные эмоции. Интонация колыбельных песен настраивает малыша на сон. Потешки, прибаутки приглашают поиграть с взрослым, повеселиться.

Колыбельные песни, пестушки, потешки рано входят в жизнь детей, знакомят с окружающим миром, бытом, развивают и воспитывают, обогащают речь ребенка.

Ритм, напевность, необычность содержания фольклора привлекает детей. Они вслед за воспитателем запоминают и повторяют строчки, что благотворно влияет на развитие речи в раннем возрасте. Каждый из жанров устного народного творчества учит нравственным нормам, развивает устную речь.

Песни, частушки, пестушки, скороговорки, считалки, прибаутки, в которых звуки сочетаются особым образом, развивают слух, речь, а также влияют на воспитание. Малый фольклор является проводником мудрости народа, воспитывает детей с первых дней появления на свет, учит быть чуткими к языку, помогает появлению первых слов.

Таким образом, фольклор способствует развитию речи детей раннего возраста, решает воспитательные задачи. Применяются малые фольклорные формы в совместной с детьми деятельности как на занятиях, так и  в играх в течение дня, и в других режимных моментах.

Малые фольклорные формы,  используемые в режимных моментах и в игровой деятельности в течение дня.

Утренняя зарядка – пестушки:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ! (дети топают ножками)
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ! (бегут на цыпочках)

Умывание – пестушки:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

(дети подставляют ладошки под кран)

Чтоб глазоньки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок! (умываются)

Прием пищи – потешки:

Это наша ложка,
Это наша чашка (дети берут ложки).
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
И кашки гречневой не стало!

Подготовка к прогулке. Прогулка:

 потешки:

Наша детка (имя ребенка) маленькая,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Деточка у нас чернобровая (малыши одеваются).

 заклички:

Солнышко – ведрышко,

Выгляни в окошко.

Там ждут тебя детки,

Детки - малолетки.

Дневной сон – колыбельные:

Гуленьки.

Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Наших деточек качать,
Стали деточек качать,
Стали детки засыпать.

Бодрящая гимнастика после сна – пестушки:

Цыпа-цыпа-цыпочка,

Встанем мы на цыпочки! (встают на цыпочки)

Ручки вверх потянем (поднимают руки вверх),

Больше, выше станем! (тянутся на цыпочках)

Тянем, тянем ушки

Прямо до макушки -

Потягушечки, поростушечки.

Причесывание – потешки:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят

Все волосоньки в ряд

Расти, коса, не путайся

Маму, дочка (имя девочки), слушайся.

Словесные игры:

 потешки:

- Ладушки, ладушки, где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Простоквашку.

- Кого ругали?

- Кошку Дашку.

- За что? Про что?

- Не ешь нашу кашку!

- Не пей нашу простоквашку!

Шу-у-у! Полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

 скороговорки:

Овца, овца, дай хлебца.

Подвижные игры:

 прибаутки:

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Что ж ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

 считалки:

Мы собрались поиграть,

И кому же начинать?

Раз, два, три,

Начинаешь ты.

Игры-имитации – потешки:

Стенка, стенка,
(потрогать щечки)
Потолок
(потрогать лобик).
Два окошка
(глазки),

Дверь (ротик).
Дзинь - звонок!
(нажать на носик).

Пальчиковые игры – потешки:

Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик – уж  заснул,
Этот пальчик – давно спит,

Тише, тише, не шумите,

Наши пальцы не будите.

Встали пальчики, ура,

В детский сад идти пора.

Дети должны слушать малые фольклорные формы, чтобы запомнить их и научиться повторять, развивая свою речь, не от случая к случаю, а постоянно,  в среднем каждый ребенок в течение дня прослушивает фольклор примерно около двадцати  минут в разных режимных моментах.

Использование фольклора помогает прививать детям необходимые навыки самообслуживания и гигиены (умывание, утренняя зарядка, прием пищи, прогулки, дневной сон). Элементы фольклора необходимы во время проведения утренней зарядки, подвижных игр («У медведя во бору», «Каравай, каравай»). Потешки окажутся уместны в момент умывания детей, причесывания. Слова потешек вызывают у малышей радость, и они с удовольствием пытаются закатывать рукава и подставляют ручки под струю водички.

Сюжетно-ролевые игры сопровождаются колыбельными песнями, рассказыванием прибауток, пестушек. Малыши переносят действия, ситуации знакомых потешек, прибауток в игры и повседневную деятельность.

Детская игра не обходится без считалки, которая определяет, кто водит в игре. Считалка является элементом игры, помогающим установить согласие и уважение к принятым правилам. Считалки – это издревле выдуманный способ объективной справедливости. В считалке очень важен ритм и интонация, с которой  «водящий» (в основном воспитатель или другой взрослый – для раннего дошкольного возраста) начинает игру.

На формирование речи детей также оказывают влияние загадки. Они развивают догадливость, воображение, обогащают словарь за счет многозначности слова.

Фольклор служит средством ознакомления детей с окружающим миром. Загадки, потешки, прибаутки формируют представления детей о диких и домашних животных, птицах. Заклички помогают формировать элементарные представления о явлениях природы, любоваться ее красотой.

Каждодневное звучание фольклора обогащает активный словарь детей, делает речь выразительной.

В индивидуальной деятельности воспитателя и ребенка также используются все малые фольклорные формы. Особенно значим фольклор в период адаптации ребенка к детскому саду. Здесь важно переключить внимание ребенка на игрушку, прочитать потешку, поиграть в пальчиковые игры, и малыш быстрее привыкнет к новой для него обстановке.

Чтение устного народного творчества с имитацией движений, обыгрыванием всегда вызывает радость у детей, развивает дружелюбие, взаимопонимание.

Развитию дикции способствуют скороговорки или чистоговорки. В раннем возрасте эта форма фольклора доступна не в полной мере, но постепенно ее необходимо вводить в речь детей. А также для выработки хорошей дикции, отчетливого произношения используются малые фольклорные формы на звукопроизношение, различную силу звучания, имитацию голоса птиц, животных.

Малые фольклорные формы применяются не только в самостоятельных и совместных играх в течение дня, но и в непосредственно образовательной деятельности.

Перспективное планирование

по развитию речи детей раннего возраста

с применением малых фольклорных форм

(занятия проводятся один раз в неделю)

Тема

Задачи

1.

«Зимние забавы».

Способствовать развитию речи детей, формировать элементарные представления о явлениях зимней природы, развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к объектам природы, учить играть в коллективные игры.

2.

«В гости к кукле Свете».

Закрепить знания малых фольклорных форм, развивать речь детей, прививать любовь к русским народным потешкам, песенкам, воспитывать сочувствие к игрушке, побуждать общаться с ней.

3.

«У бабушки во дворе»

Развивать активный словарный запас, упражнять в выразительной интонации при произношении звукоподражаний, воспитывать любовь и бережное отношение к животным

4.

«Ладушки, ладушки».

Вызвать у ребят желание прослушать потешку, проговорить слова, содействовать формированию воображения у детей, развивать умение ориентироваться в пространстве.

5.

«Увлекательное путешествие».

Познакомить детей с фольклорными произведениями, развивать память, любознательность, воспитывать доброе отношение к животным, любовь к родному языку, истории.

6.

«Лечим котика».

Знакомить детей с произведениями малых фольклорных форм, способствовать развитию речи, формировать элементарные представления о здоровом образе жизни, вызывать хорошее отношение к животным.

7.

«Здравствуй, солнышко»!

Формировать речевую активность, учить выразительно рассказывать заклички, потешки, воспитывать любовь к родной природе.

8.

«Наши уточки с утра».

Формировать правильное звукопроизношение, расширять активный словарь, учить рассказывать потешки с помощью воспитателя, воспитывать любовь и заботу о домашних птицах

Систематическое использование фольклора закладывает основы успешного освоения родного языка, культуры, развития познавательной и двигательной активности. Малыши произносят новые слова, фразы, имитируют движения героев фольклора по показу воспитателя, используют фольклор в самостоятельной игровой деятельности.

Использование в практике воспитателя дошкольного образовательного учреждения малых фольклорных форм, отражающих многовековой исторический опыт и мудрость народа, передающихся из поколения в поколение, продолжающих бытовать до сих пор в современном мире – положительно влияет на речевое развитие детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское интерактивное пособие - презентация по развитию речи с использованием малых фольклорных форм "Милости просим" для старших дошкольников

Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников с  использованием малых фольклорных форм. Задачи пособ...

Конспект занятия по развитию речи на основе малых фольклорных форм во второй младшей группе «Козлик и дудочка».

Занятие помогает формировать связную речь у детей младшего дошкольного возраста, учит соотносить слова и действия, обогащает активный словарь детей и эмоциональную окрашенность речи...

"Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"

Методическая разработка по развитию речи на тему: "Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»

Образовательный проект включает в себя актуальность темы, теоретическую и практическую базу исследования, возраст участников 1,6-4 года. Также присутстствует перспектиыный план на два учебных года и п...

Тема: «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»

Данная методическая разработка создана с учетом комплексно-тематического планирования «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы » под редакцией ...

Создание условий для речевого развития детей посредством малых фольклорных форм.

. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Наблюдение за детьми показали, что большинство малышей довольствовались лишь рассматриванием картинок в...