Семинар - практикум "Играя - развиваем речь"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Парилова Жанна Сергеевна

Описание педагогической деятельности, для улучшения развития речи используя различные методы и приёмы, а так же через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_igraem_-_rech_razvivaem.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Ужурский детский сад №3 Журавлёнок

Семнар – практикум для воспитателей.

Тема: «Играя – развиваем речь!»

Выполнила: Котегова Жанна Сергеевна

Воспитатель 1 категории.

2018г

Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных  педагогических  методов и собственные речевые упражнения ребенка.

 Для организации и проведения занятий по речевому развитию в соответствии с ФГОС:

используются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя;

во время проведения занятия деятельность детей чередуем: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.

четко определяем развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие) задачи с учетом интеграции ОО; формулируя задачи образовательной деятельности, убираем глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, «обогащать», «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т. д.

На занятиях по речевому развитию включаются следующие виды работы:

  • формирование умений в овладении звуковой культурой речи.

развитие и обогащение лексики.

  • формирование грамматического строя речи
  • развитие связной речи (монологу и диалогу)
  • подготовка детей к обучению грамоте (в подготовительной группе)

Все стороны речи развиваем параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.

     В соответствие с новыми образовательными стандартами на занятии по речевому развитию используются мной современные педагогические технологии: проблемное обучение, проектная деятельность,         технологии по использованию мнемотехники; ТРИЗ для развития мышления, воображения и речи ; здоровье сберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз; технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж с растиранием пальчиков; коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика).

Проблемное обучение что же это – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.

Проектная деятельность -  становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников объясняется негативной социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Для развития речи детей в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.

По предметно-содержательной области различают: монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Например, для реализации задач речевого развития дошкольников, возможно использовать монопроекты.

Монопроекты имеют направленность на комплексное решение трех основных задач: а) развитие свободного общения детей, б) развитие всех сторон речи, в) практическое овладение нормами речи.

Примеры монопроектов для реализации в ДОУ:

«Я — сказочник» (Цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — создание авторских детских книг-сказок);

«Страна волшебных слов» (Цель: развитие умений обращаться к взрослым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые слова в общении с другими людьми).

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 

Почему использую данную технологию:

Расширяется словарный запас у детей, знания об окружающем мире.

Использование мнемотаблицы увлекает детей, превращает занятие в игру.

Она является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Технология ТРИЗ. Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с нарушениями речи позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. В рамках ключевых компетентностей особое значение имеет способность детей осуществлять коммуникации. Способность осуществлять коммуникации очень ценное образование, которое позволит ребенку успешно обучаться в школе и адаптироваться к жизни в будущем. На мой взгляд, именно методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.

Здоровьесберегающие технологии.

Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника дошкольного учреждения не меньше, чем врач. Он должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников, а способствовать его укреплению  на своих занятиях, в том числе через применение здоровьесберегающих технологий.

- артикуляционную гимнастику,

- пальчиковую гимнастику,

- массаж и самомассаж,

- гимнастику для глаз,

- Су - Джок - терапию,

- биоэнергопластику,

- кинезиологические упражнения,

- дыхательную гимнастику.

Практическая деятельность:

Все участники разбиваются на две команды. Как известно у всех команд есть своё название и свой определённый логотип. А у нас нет! Я ставлю перед вами проблему, к которой необходим творческий подход: придумать название и логотип своей команде.

Выступление команд.

Задание 1: По мнемотаблице сочинить стихотворение. Кто быстрее?!

Задание 2: Игра «Дразнилка» Не произнося настоящих названий картинок, ведущий  даѐт им шуточные имена-дразнилки. Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза.  Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка. Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток. Улыбалки – кушалки – говорилки – губы. Тикалки – ходилки – часы. Игра проводится на скорость, кто быстрее отгадает загаданную картинку (технология ТРИЗ)

Задание3. Гимнастика с элементами звуковой культуры речи.

Задание 4: Заключительное. Первая команда –Театрализация  сказки, вторая – рекламный ролик «Магазин на диване».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Развиваем речь детей и взрослых»

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деяте...

Семинар-практикум "Развиваем пальчики - развиваем речь"

«19» ноября 2015 года в нашей группе (2 младшая «Б») был проведен семинар- практикум по теме: «Развиваем пальчики – развиваем речь», где родители узнали, как важно развивать мелкую моторику у детей, п...

семинар- практикум " Развиваем речь воспитателей"

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.Задачи: - уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;- ...

Семинар-практикум "Развиваем речь ребёнка"

Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков....

Презентация семинара-практикума "Развиваем речь детей и взрослых"

Представлен опыт работы проведения семинара - практикума  по развитию правильной речи детей и взрослых...

Семинар — Практикум «Развиваем речь детей и взрослых»

Семинар — Практикум «Развиваем речь детей и взрослых» для воспитателей...