«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи»
консультация по развитию речи на тему

Смирнова Надежда Владимировна

Мнемоника, или мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»

«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи».

Воспитатель: Смирнова Н.В.

р/п Коченёво

  Мнемоника, или мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

  Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так, как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних  средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее  воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с  поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи  применение одних искусственных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания является не искусственные, а логические оправдание, осмысленные связи, устанавливаемы как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем – либо уже хорошо известным. Особенность методики – применение не изображение предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется ёлка, а для    обозначения домашних – дом.

  Традиционно работа по развитию связной речи детей ведётся по следующим направлениям; обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.  Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложены определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

  Для обогащения словарного запаса много были использованы следующие игры.

«Копилка слов», в которую можно собирать слова (рисовать, обозначать при помощи символов).

«Зашифруем слова». Взрослый просит ребёнка нарисовать картинки к каждому названному им слову.

«Заколдуем слова». Сначала знакомим детей с символикой (например, ёлка – дикое животное, дом – домашнее животное). На листах тетради

-2-

нарисованы пять клеток, в которых нужно «заколдовать» название.

  Мнемотаблица на  словосочетание «детский сад». (рис. №1)

1.- В детский сад ходят дети – мальчики и девочки.

2.- Дети любят ходить в детский сад.

3.- Дети идут в детский сад утром.

4.- Уходят из детского сада вечером.

5.- В детском саду дети рисуют.

6.- В детском саду дети играют.

7.- В детском саду дети занимаются.

8.- В детском саду дети читают.

9.- Дом – детский сад наш второй дом.

  При обучении составлению рассказов – описаний на начальном  этапе можно использовать сенсорно – графическую схему В.К. Воробьёв,       (Д/в 2004 г. №6) отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки.  Эта схема помогает определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты обследования в наглядном виде.

Сенсорно – графическая схема. (рис. №2)

Например, при рассматривании яблока детям предлагают следующие вопросы:

- Что нам помогает увидеть яблоко – его цвет, форму, величину? Правильно глаза. Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно (красного цвета). Что мы ещё узнаем о яблоке, если внимательно посмотрим на него? Верно, какое оно по форме: круглое. Мы увидели глазами, что яблоко красное, круглое, большое. Затем детям предлагают закрыть глаза и по запаху определить местонахождения яблока. Что помогает определить запах яблока? (нос). Что можно сказать про яблоко? Какое оно? Оно душистое, ароматное. Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно? (гладкое). А если надавить на него рукой? Мягкое яблоко или твёрдое? С помощью чего мы узнали, что яблоко гладкое, твёрдое? (руки). Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? Правильно, надкусить его, попробовать. Что ещё вы узнали о яблоке? Чем наполняется ваш рот, когда вы разжевали яблоко? (соком). Какое яблоко? (сочное). Это знак вопроса. К какой группе предметов можно отнести яблоко? Правильно, к фруктам. Изображение дерева напоминает нам, что яблоко относится к фруктам. Послушайте, как много мы узнали о яблоке: это яблоко, оно красное, круглое и большое. Яблоко ароматное, на ощупь гладкое и твёрдое на вкус сочное и кисло – сладкое. Яблоки относятся к фруктам. Они очень полезные и вкусные.

  При заучивании стихотворений применяются следующие методы

-3-

запоминания: опорные картинки, рисование («кодирование») стихотворения. (рис. №4(картинки)) «Непоседа  Васенька».

Непоседа Васенька не сидит на месте,

Непоседа Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки.

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

(рис. №5 (картинки)) «Ёлка».

«Выросла ёлка в лесу на горе,

У неё иголки зимой в серебре,

У неё на шишках ледышки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах».

(рис. №6 (картинки)) « Весна». (Г. Ладонщикова).

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая.

И ручьями слёзы льёт.

  При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект. На начальных этапах обучения, подробно комментируется каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они  угадали объект.        (рис. №7) Мнемозагадка «Машинка». Это игрушка. Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник. Она бывает большая и маленькая. Эта игрушка твёрдая. У неё есть кабина, кузов, колёса.

   Составление рассказа – описания осени по мнемотаблице.  

  1. Рассматривание мнемодорожек.

  2. Составление предложений об осени по мнемодорожкам.

  (рис. №8)

Осенью люди ходят в лес собирать грибы (большие и маленькие).

  (рис. №9)

Осенью солнышко светит мало. Часто идёт дождь. Дует ветер. Опадают листья.

  (рис. №10)

Осенью листочки на деревьях становятся разноцветными, и только ёлочка остаётся всегда зелёная.

   (рис. №11)

Осенью солнышко светит мало, на небе появляются тучи, из которых идёт

-4-

дождь; дует ветер, летят листочки.

 3. Рассматривание мнемотаблицы.

  (рис. №12)

 4. Составление воспитателем рассказа об осени.

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Но подул ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идёт дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы от дождя прячемся под зонтиком.

 5. Составление рассказов об осени детьми.

Введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью.

-5-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...

«Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи и логического мышления у детей с общим недоразвитием речи»

Развитие навыков связного высказывания выступает одной из важнейших задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, что обусловлено их социальной  значимостью и ролью в развитии личности ре...