Конспект занятия Тема: «Модификация русской народной сказки «Колобок» в средней группе ,
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Яхиббаева Венера Дамировна

Учить детей изменять сказку, модифицировать ее, создать новую ситуацию, используя элементы ТРИЗ; модифицировать голос; составлять рассказ используя мнемотаблицы;

Формировать умения читать схемы по сказкам;

Развивать творческие способности детей к анализу ситуаций;

Приобщать воспитанников к сокровищам народной культуры, через русскую народную сказку. Продолжать воспитывать любовь и уважение к народному творчеству; вызвать у детей интерес к осмыслению литературного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kolobok.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

 Тема: «Модификация русской народной сказки «Колобок»

         в средней группе

Воспитатель  1 категории:

Яхиббаева В.Д

Программное содержание:

Учить детей изменять сказку, модифицировать ее, создать новую ситуацию, используя элементы ТРИЗ; модифицировать голос; составлять рассказ используя мнемотаблицы;

Формировать умения читать схемы по сказкам;

Развивать творческие способности детей к анализу ситуаций;

Приобщать воспитанников к сокровищам народной культуры, через русскую народную сказку. Продолжать воспитывать любовь и уважение к народному творчеству; вызвать у детей интерес к осмыслению литературного произведения.

Методические приемы:

Словесные: художественное слово, сочинение сказки, вопрос – ответ, беседа о характере новой сказки, игра «Что было бы, если бы…»

Наглядные: игровые персонажи (бабушка Арина, Колобище), сюрпризный момент (сладкий подарок и всхожее тесто), наблюдение, показ модифицированной сказки «Колобок», сюжетные картинки и схемы по сказкам.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, беседы, игры-драматизации, работа со схемами, составление рассказов по мнемо-таблицам, разучивание движений физ. минутки, творческая игра «Дополни рисунок», словесные игры «Волшебная дорожка»«Что было, что будет», игра с пиктограммами «Угадай настроение»

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: русская печь,    предметы (тесто), схематические картинки по сказкам, сюжетные картинки — символы для придумывания сказки, элементы декора русской избы, самовар, герои сказки «Колобок».

Ход занятия:

Дети приходят к бабушке Арине в гости.

(Стоит русская печка, стол с самоваром, посуда)

Бабушка Арина:

- Здравствуйте мои дорогие, здравствуйте мои хорошие. Вот опять мы с вами встретились в моей русской избе. Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказкам. Я вам приготовила схемы-загадки русских народных сказок. И сейчас посмотрю, как вы знаете их. Вы должны узнать, какая сказка здесь прячется, и как вы догадались.

(На мольберт воспитатель выставляет схемы 5-6 сказок, и предлагает детям узнать, какая сказка здесь спрятана, и как догадались)

- Сказка «Лисичка со скалочкой»

- Сказка «Заюшкина избушка»

- Сказка «Три медведя»

- Сказка «Гуси-лебеди»

- Сказка Маша и медведь»

Бабушка Арина:

- Пока я вас ждала, замесила тесто. Хочу испечь для вас колобок кругленький румяненький. Для него приготовила тесто. Положила муки, масло растительного, соль, сахар, добавила воды и много-много дрожжей. Посмотрим, что же у нас получилось. Ой, сколько много тесто…

Что же я сделала не так?

Ответы детей

Дети: Положила много дрожжей

Бабушка Арина:

- Если бы у меня было мало тесто, то я бы испекла для вас колобок маленький.

-А теперь какой колобок у нас получится?

Дети: Большой колобок получится.

Б.Арина-Как мы его назовем?

Дети: -Колобище.

Бабушка Арина:

- И будут у него не глаза , а …

Дети: Глазище.

Бабушка Арина:

Не нос , а…

Дети:

 А носище .

Бабушка Арина:

Не брови , а…

Дети:

А  бровище.

Бабушка Арина:

- А вот и сам Колобище пожаловал.

(выставляется на фланелеграф  Колобище)

Колобище:

- Здравствуйте ребята! Хотите услышать сказку про меня. Садитесь по удобнее и слушайте внимательно.

Показ сказки, используя героев сказки на фланеграфе.

СКАЗКА ПРО КОЛОБИЩЕ

Жили-были старик со старухой. Говорит старик старухе: «Поди-ка, старуха, по коробу помети, по сусекам поскреби, не наскребешь ли муки на колобок»

Замесило бабка  тесто на дрожжах, состряпала меня  и положила его на ночь. А я  за ночь так вырос, что не смог поместиться в избушке. Крыша ее треснула, стены повалились, и  выкатился я  во двор. А со двора – прямиком в лес.

Качусь я по лесу, верхушки берез задеваю. Навстречу  мне  заяц. Говорю я  зайцу:

Здравствуй, Заяц. Куда идешь?

Заяц: Здравствуй колобок. Какой ты большой.

А я не колобок, Я колобище, зверей грозище.

Я избу сломал, на волю попал.

Сейчас я тебя, зайца, съем!

Не успел заяц глазом моргнуть –  как я его съел .И  покатился я  дальше, и все расту и  расту…Уже до сосновых веток достаю. Навстречу мне  волк.

Говорю волку: Здорово, Серый. Хочешь, я тебе свою песню спою?

Я колобище, зверей грозище.

Я избу сломал, на волю попал.

Я зайца съел

Сейчас и тебя, волка, съем!

Не успел волк ухом повести – я съел его.

Покатился  дальше, и расти продолжаю.. Уже выше горы стал. Навстречу мне  медведь.

 Говорю я  медведю. Откуда путь держишь. Отчего такой испуганный? Хочешь мою песенку послушать?

Я колобище, зверей грозище.

Я избу сломал, на волю попал.

Я зайца съел, и волка съел

Сейчас и тебя, медведя, съем!

Не успел медведь вздохнуть, съел я его. Покатился  дальше, и расти продолжаю. И уж не колобок я, а невиданный великан. Облака перерос, а навстречу мне  лиса.

Говорю я  лисе: Здравствуй Лисонька. Видишь какой я огромный, теперь ты меня не съешь. Садись ты ко мне на носик  и послушай мою песенку.

Я колобище, зверей грозище.

Я избу сломал, на волю попал.

Я зайца съел, и волка съел, и медведя съел

Сейчас и тебя, лиса, съем!

А лиса мне  в ответ: «Хорошо, ты меня съешь, но только выполни пожалуйста мое желание»

«Какое?» — спрашиваю я.

«Ты ведь великан, что тебе стоит до солнца дотянуться? Уж очень хочется солнышко поближе рассмотреть!»

Дотянулся  я  до солнца, а солнышко как начало меня  жарить! Очень скоро превратился я в большой пирожок. А лиса меня  — ам! И съела и остыть не успел!

(после сказки колобка убираем)

Бабушка Арина: Понравилась вам сказка?

- Почему колобок стал таким огромным?

Дети: Бабушка положила много дрожжей.

Бабушка Арина:  Как изменился у него характер?

Дети: Он стал злым, грубым, невоспитанным.

- Бабушка Арина: А какую песенку он пел?

Дети: Я колобище, зверей грозище.  (ГОЛОС ГРУБЫЙ)

Я избу сломал, на волю попал.

- Бабушка Арина: Кто перехитрил Колобище?

Дети: Колобка перехитрила лиса.

- Бабушка Арина: Каким образом?

Дети: Она попросила  выполнить  ее желание. Что ей хочется солнышко поближе рассмотреть,

Бабушка Арина: Во что превратился  Колобище?

Дети: Он превратился  пирожок.

Бабушка Арина: А почему он превратился в пирожок?

Дети: Он потянулся к горячему  солнцу,  и изжарился.

- Бабушка Арина: Какая вам больше понравилась русская народная или новая?

Бабушка Арина:  Почему?

Ответы детей:

Бабушка Арина:  Хорошо вы справились с моими вопросами. А теперь я вам предлагаю со мною поиграть.

Физ. минутка «Колобок

КОЛОБОК

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)

то с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке, (бег по группе)

и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)

Бабушка Арина:

- А у меня для вас есть еще сюрприз. Я приготовила волшебные картинки-схемы  по которым вы сочините для меня сказочку про колобка. А начните свою сказочку так: «Замесила бабушка тесто…»

(Воспитатель на мольберте выстраивает картинки, по которым р-к рассказывает, что было бы если-бы)

(Варианты рассказов детей:)

. Замесила бабка тесто, но тесто получилось мало. Испекла баба  маленького Колобка. Поставила она  Колобка остужаться. Надоело Колобку лежать, он и убежал от деда и бабки.

Катится Колобок, а навстречу ему Заяц. Колобок был хитрый, спрятался за пенек. Заяц его не заметил, и покатился он дальше. Навстречу ему Волк, колобок увидел его и спрятался за дерево. Волк тоже  не увидел его. Колобок покатился дальше. Видит идет ему навстречу медведь. Колобок и прятаться не стал, Медведь его все равно не заметил, ведь он маленький. И покатился Колобок дальше. Видит лиса лежит под кустом и спит. Колобку стало интересно, он прыгнул на носик лисе, посидел немного, спрыгнул и покатился. Катился, катился и прикатился обратно к деду и бабе. Дед с бабой обрадовались Колобку, поставили его на блюдечко и стали любоваться им..

Бабушка Арина:

- Какие хорошие сказочки у вас получились, хорошо вы научились сочинять.

Бабушка Арина:

- Ну и еще один сюрприз, который я для вас приготовила это игра «Собери сказку». Но вот беда, стала я книгу со сказками рассматривать, а картинки рассыпались, помогите пожалуйста мне собрать сказки.

(на столе у каждого р-ка разрезные сказки)

Бабушка Арина:

- Молодцы ребята. Какие же сказки у вас получились?

«Три медведя», Лисичка со скалочкой», «Гуси –лебеди», «Заюшкина избушка», «Три медведя»

Итог занятия.

Молодцы дети.  Ну и последний сюрприз для вас. За то, что вы так хорошо знаете сказки,  приглашаю вас на чай в мою русскую избу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.

Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Досуг физкультурного занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок» для младшей группы

Досуг физкультурного занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок» для младшей группы ....

Досуг физкультурного занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок» для младшей группы

Досуг физкультурного занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок» для младшей группы ....

Досуг физкультурного занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок» для младшей группы

Досуг физкультурного занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок» для младшей группы №6 «Роднички»....

Конспект организованно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Тема: «Лепка по русской народной сказке «Колобок» вторая младшая группа

Конспект организованно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию  Тема: «Лепка по русской народной сказке «Колобок» вторая младшая группа...

Конспект организованно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Тема: «Лепка по русской народной сказке «Колобок» вторая младшая группа

Конспект организованно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию  Тема: «Лепка по русской народной сказке «Колобок» вторая младшая группа...