Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Богданова Татьяна Юрьевна

Конспект занятий разработан

Воспитателем Богдановой Т.Ю

 ГБОУ СОШ №296

Структурное подразделения

Отдел дошкольного образования

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

В гости к временам года!

 

Цель: Обобщить знания детей о временах года, их приметах.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

активизировать словарь по теме;

систематизировать знания детей о временах года, их отличительных признаках;

совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с сущест- вительными в роде и числе, использование в речи слов - антонимов, практическое употребление предлога на );совершенствовать навык употребления предложно – падежных конструкций.

 

 

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать зрительное внимание и восприятие;

развивать речевой слух, память, мышление;

развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;

активизировать речевую деятельность детей.

 

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

самостоятельности, инициативности, ответственности;

воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

 

 

Оборудование:

панно (ковролин), солнышко (мягкая игрушка), « цветочная поляна», «осеннее дерево с листочками», «снежок», маленькие солнышки (из картона) с шоколадными сердечками, бабочка, сундучок, проектор, ноутбук.

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

І.   Организационный момент.

Логопед :  Дети, по дороге в детский сад мне передали конверт с  заданиями от одного мальчика . Он просит написать ему ответ. Поможем ему?

Дети: Да.

- Ну а теперь вспомним то, чему мы научились  ( дети отвечают на вопросы).

-  Сколько времен года?

- Назовите их, начиная от весны.

- Сколько месяцев в каждом времени года?

- Назовите осенние месяцы.

- Летние?

- Зимние?

- Какое время года сейчас?

-Назовите последний месяц весны.- Сколько недель в месяце?

- Назовите выходные дни.

 

ІІ.   Рассказы о временах года

- Назовите самое холодное время года.

- Кто хочет рассказать о зиме? (Рассказ одного ребенка)

- Кто дополнит? (Дети дополняют рассказ)

Восп: Вы знаете, что зима всегда бывает холодной и морозной. Но зимой бывают и хорошие деньки, это когда в тихую погоду падает снежок. А если подставить  ладошку, снежинки тают.

Игра «Холодно – горячо».

Восп: Какое время года наступает после зимы?

Дети: Весна.

Восп: Кто расскажет о весне? (рассказ одного ребенка).

Игра : «Назови ласково».

Весна – веснянка

Ручей – ручеёк

Корабль – кораблик

Дождь – дождик

Солнце – солнышко

Трава – травинка

Проталина – проталинка

Сосулька – сосулечка

Капля – капелька

Восп : Дети, давайте вспомним стихи о весне.

Дети:

1 ребенок : К нам весна шагает быстрыми шагами

                      И сугробы тают под её шагами.

                      Черные проталины на полях видны.

                      Верно очень тёплые ноги у весны.  

2 ребенок: Без забот и без тревог  

                      Спал медведь в своей берлоге

                      Спал всю зиму до весны и наверно видел сны.

                      Вдруг проснулся косолапый,

                      Видит капает вода. Вот беда!

                      В темноте пошарил лапой и вскочил,

                      Заливает, не до сна!

                      Вылез он и видит лужи, тает снег, пришла весна!

Пальчиковая гимнастика «Сосульки разговаривают».

(Каждый палец касается стола, на каждую строчку меняется сила голоса)

                              С толстых сосулек пляк-пляк-пляк-пляк-пляк

                              Со средних сосулек плюк-плюк-плюк-плюк-плюк

                              С тонких сосулек плик-плик-плик-плик-плик.

                              Вечером похолодает. «Пляк» - упадет капля с самой толстой сосульки.

                              Концерт окончен до нового утра.

 Восп: Дети , а какое самое любимое время года?

Дети: Лето.

Восп: От чего так много света,

                  От чего же так тепло?

                  Потому, что это Лето,

                  На всё лето к нам пришло.

- Кто расскажет о лете? (Рассказ одного ребенка)

Игра: «Назови ласково наоборот»

Черный – беленький

Худой – толстенький

Высокий – низенький

Больной – здоровенький

Грустный – весёленький

Смелый – трусливенький

Умный – глупенький

Восп : Скажите,  а когда  дети идут в школу?

Дети: Осенью.

Восп:  Кто расскажет об осени? (Рассказ одного ребенка).

 

 Физкультминутка «Деревья»                                       

Станем мы деревьями  сильными, большими.               руки на поясе;

Ноги – это корни  их расставим шире.                               имитация движений;

Чтоб держали дерево падать не давали

Из глубин земли воду добывали.                                         наклоны вниз;

Тело наше – ствол могучий, он чуть – чуть качается       имитация движений;

И своей верхушкой острой в небо упирается.                   руки в стороны, вверх;

Наши руки – это ветви. Крону образуют.                            соединить вместе ладони;

Вместе им не страшно, когда ветры дуют.                        «покачать ветвями»;

Пальцы веточками будут,                                                      руки опустить,  пальцы  растопырить;

Листья закрывают их.                                                              «надеваем  листочек»  на каждый пальчик ;                                  

 Как придет за летом осень                                                   правая рука вверх,левая рука вверх;

 Разлетятся в миг.                                                                     плавно опускаем руки, трясем кистями рук.

 

ІІІ.  Анализ предложений (раздается каждому схема предложения).

      Восп:  задаёт вопросы, дети отвечают.

      - Сколько слов в предложении?

      - Прочитай свое предложение?

      - Назови первое, второе, третье слово.

       - Назови самое короткое слово.

       - Сколько слогов в третьем слове?

       - Назови только гласные звуки.

       - Сколько в предложении мягких согласных?

       - Сколько гласных звуков?

       - Расскажи все о последнем звуке в третьем слове.

       - Полный анализ первого звука в третьем слове.

 

ІV.  Составить предложение по двум картинам.

       - Самолет летит над  лесом.

       - Лиса бегает в лесу.

       - После дождя над речкой появилась радуга.  

       - В лесу под елкой вырос  грибок.

       - Куклу посадили на кресло.

       - Морковку положили в корзину.

      - Зайка живет в лесу.

      - Кастрюля стоит на плите.

      - За забором вырос василек.

      - Около калитки вырос подсолнух.

 

V.  Правильно исправить предложение.

- Зина пробовала зуб.

- Заболел у Зины суп.

(Заменили звук «З» - согласный, звонкий, твердый на звук «С» - согласный, глухой, твердый).

- На столе лежала зайка, а по лесу бегал сайка.

(Заменили звук «З» - согласный, звонкий, твердый на звук «С» - согласный, глухой, твердый).

 

V І.  Отгадать загадки.

1) - Ой, кто это?

    - Лес я сторожу, за порядком я слежу. Это я - лесной старик, называюсь….   лесовик.

2) – Я раскрываю почки в зеленые листочки.

      Деревья одеваю, посевы поливаю.

      Движения полна, зовут меня…..    весна.

3)  Наступили холода, обернулась в лёд вода.

      Длинноухий зайка серый, обернулся – зайка белый.

      Перестал медведь реветь. Кто  скажет, кто знает?

      Когда это бывает? …..   Зимой.

4)   Пришла без краски и без кисти и перекрасила все листья….     Осень.

5)   Солнце печёт, липа цветёт. День прибывает, когда это бывает?....    Летом.

Восп:  Молодцы , ребята. Вы все задания выполнили. А где же тот конверт? Да тут в конце есть и приписка: если вы справитесь с заданиями, то всех вас ждут в школе. Да, действительно, таких способных и старательных детей очень ждут в школе. А наше занятие подошло к концу. Желаю всем больших успехов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_porazvitiyu_rechi_20018_1.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятий разработан

Воспитателем Богдановой Т.Ю

ГБОУ СОШ №296

Структурное подразделения

Отдел дошкольного образования

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

В гости к временам года!

Цель: Обобщить знания детей о временах года, их приметах.

Коррекционно-образовательные задачи:

активизировать словарь по теме;

систематизировать знания детей о временах года, их отличительных признаках;

совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с сущест- вительными в роде и числе, использование в речи слов - антонимов, практическое употребление предлога на );совершенствовать навык употребления предложно – падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать зрительное внимание и восприятие;

развивать речевой слух, память, мышление;

развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;

активизировать речевую деятельность детей.

Коррекционно-воспитательные задачи:

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

самостоятельности, инициативности, ответственности;

воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Оборудование:

панно (ковролин), солнышко (мягкая игрушка), « цветочная поляна», «осеннее дерево с листочками», «снежок», маленькие солнышки (из картона) с шоколадными сердечками, бабочка, сундучок, проектор, ноутбук.

Ход занятия:

І.   Организационный момент.

Логопед :  Дети, по дороге в детский сад мне передали конверт с  заданиями от одного мальчика . Он просит написать ему ответ. Поможем ему?

Дети: Да.

- Ну а теперь вспомним то, чему мы научились  ( дети отвечают на вопросы).

-  Сколько времен года?

- Назовите их, начиная от весны.

- Сколько месяцев в каждом времени года?

- Назовите осенние месяцы.

- Летние?

- Зимние?

- Какое время года сейчас?

-Назовите последний месяц весны.- Сколько недель в месяце?

- Назовите выходные дни.

ІІ.   Рассказы о временах года

- Назовите самое холодное время года.

- Кто хочет рассказать о зиме? (Рассказ одного ребенка)

- Кто дополнит? (Дети дополняют рассказ)

Восп: Вы знаете, что зима всегда бывает холодной и морозной. Но зимой бывают и хорошие деньки, это когда в тихую погоду падает снежок. А если подставить  ладошку, снежинки тают.

Игра «Холодно – горячо».

Восп: Какое время года наступает после зимы?

Дети: Весна.

Восп: Кто расскажет о весне? (рассказ одного ребенка).

Игра : «Назови ласково».

Весна – веснянка

Ручей – ручеёк

Корабль – кораблик

Дождь – дождик

Солнце – солнышко

Трава – травинка

Проталина – проталинка

Сосулька – сосулечка

Капля – капелька

Восп : Дети, давайте вспомним стихи о весне.

Дети:

1 ребенок : К нам весна шагает быстрыми шагами

                      И сугробы тают под её шагами.

                      Черные проталины на полях видны.

                      Верно очень тёплые ноги у весны.  

2 ребенок: Без забот и без тревог  

                      Спал медведь в своей берлоге

                      Спал всю зиму до весны и наверно видел сны.

                      Вдруг проснулся косолапый,

                      Видит капает вода. Вот беда!

                      В темноте пошарил лапой и вскочил,

                      Заливает, не до сна!

                      Вылез он и видит лужи, тает снег, пришла весна!

Пальчиковая гимнастика «Сосульки разговаривают».

(Каждый палец касается стола, на каждую строчку меняется сила голоса)

                              С толстых сосулек пляк-пляк-пляк-пляк-пляк

                              Со средних сосулек плюк-плюк-плюк-плюк-плюк

                              С тонких сосулек плик-плик-плик-плик-плик.

                              Вечером похолодает. «Пляк» - упадет капля с самой толстой сосульки.

                              Концерт окончен до нового утра.

 Восп: Дети , а какое самое любимое время года?

Дети: Лето.

Восп: От чего так много света,

                  От чего же так тепло?

                  Потому, что это Лето,

                  На всё лето к нам пришло.

- Кто расскажет о лете? (Рассказ одного ребенка)

Игра: «Назови ласково наоборот»

Черный – беленький

Худой – толстенький

Высокий – низенький

Больной – здоровенький

Грустный – весёленький

Смелый – трусливенький

Умный – глупенький

Восп : Скажите,  а когда  дети идут в школу?

Дети: Осенью.

Восп:  Кто расскажет об осени? (Рассказ одного ребенка).

 Физкультминутка «Деревья»                                       

Станем мы деревьями  сильными, большими.               руки на поясе;

Ноги – это корни  их расставим шире.                               имитация движений;

Чтоб держали дерево падать не давали

Из глубин земли воду добывали.                                         наклоны вниз;

Тело наше – ствол могучий, он чуть – чуть качается       имитация движений;

И своей верхушкой острой в небо упирается.                   руки в стороны, вверх;

Наши руки – это ветви. Крону образуют.                            соединить вместе ладони;

Вместе им не страшно, когда ветры дуют.                        «покачать ветвями»;

Пальцы веточками будут,                                                      руки опустить,  пальцы  растопырить;

Листья закрывают их.                                                              «надеваем  листочек»  на каждый пальчик ;                                  

 Как придет за летом осень                                                   правая рука вверх,левая рука вверх;

 Разлетятся в миг.                                                                     плавно опускаем руки, трясем кистями рук.

ІІІ.  Анализ предложений (раздается каждому схема предложения).

      Восп:  задаёт вопросы, дети отвечают.

      - Сколько слов в предложении?

      - Прочитай свое предложение?

      - Назови первое, второе, третье слово.

       - Назови самое короткое слово.

       - Сколько слогов в третьем слове?

       - Назови только гласные звуки.

       - Сколько в предложении мягких согласных?

       - Сколько гласных звуков?

       - Расскажи все о последнем звуке в третьем слове.

       - Полный анализ первого звука в третьем слове.

 

ІV.  Составить предложение по двум картинам.

       - Самолет летит над  лесом.

       - Лиса бегает в лесу.

       - После дождя над речкой появилась радуга.  

       - В лесу под елкой вырос  грибок.

       - Куклу посадили на кресло.

       - Морковку положили в корзину.

      - Зайка живет в лесу.

      - Кастрюля стоит на плите.

      - За забором вырос василек.

      - Около калитки вырос подсолнух.

V.  Правильно исправить предложение.

- Зина пробовала зуб.

- Заболел у Зины суп.

(Заменили звук «З» - согласный, звонкий, твердый на звук «С» - согласный, глухой, твердый).

- На столе лежала зайка, а по лесу бегал сайка.

(Заменили звук «З» - согласный, звонкий, твердый на звук «С» - согласный, глухой, твердый).

V І.  Отгадать загадки.

1) - Ой, кто это?

    - Лес я сторожу, за порядком я слежу. Это я - лесной старик, называюсь….   лесовик.

2) – Я раскрываю почки в зеленые листочки.

      Деревья одеваю, посевы поливаю.

      Движения полна, зовут меня…..    весна.

3)  Наступили холода, обернулась в лёд вода.

      Длинноухий зайка серый, обернулся – зайка белый.

      Перестал медведь реветь. Кто  скажет, кто знает?

      Когда это бывает? …..   Зимой.

4)   Пришла без краски и без кисти и перекрасила все листья….     Осень.

5)   Солнце печёт, липа цветёт. День прибывает, когда это бывает?....    Летом.

Восп:  Молодцы , ребята. Вы все задания выполнили. А где же тот конверт? Да тут в конце есть и приписка: если вы справитесь с заданиями, то всех вас ждут в школе. Да, действительно, таких способных и старательных детей очень ждут в школе. А наше занятие подошло к концу. Желаю всем больших успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...